ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК «СОВЕРШЕННЫХ В СОСТАВЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ» В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК «СОВЕРШЕННЫХ В СОСТАВЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ» В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ
Квалификация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в частности, со сбытом и производством, как «совершенных в составе организованной группы», влечет назначение более строгого наказания. В ходе анализа 20 приговоров по уголовным делам, связанным с незаконным сбытом наркотиков, постановленных в период с 2020 по 2023 гг. судами различных субъектов Российской Федерации, установлено, что не всегда признак «в составе организованной группы» находит подтверждение в ходе судебного разбирательства. Это может быть связано с проблемами в установлении всех лиц, участвовавших в совершении преступлений, а также точного времени и обстоятельств создания организованной группы и привлечения новых членов. Вследствие чего органами предварительного расследования может быть предоставлено суду недостаточно доказательств, подтверждающих наличие организованной группы. Кроме того, признак «организованной группы» является оценочным, и в судебной практике до сих пор отсутствует его однозначное понимание и толкование [5].
В настоящее время развитие и повсеместное распространение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, способствует повышению уровня анонимности лиц, осуществляющих преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотических средств, и созданию данными лицами глубоко законспирированных преступных групп и сообществ. Сбыт наркотических средств в основном происходит посредством различных интернет-магазинов с использованием цифровых валют (криптовалют), что также затрудняет идентификацию как сбытчиков, так и потребителей и иных лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков [2].
Минимальное число участников организованной группы не закреплено в законодательстве Российской Федерации. Согласно ст. 32 УК РФ «соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления», следовательно, и организованная группа может состоять только из двух членов. Однако, одними из признаков организованной группы являются: высокий уровень организованности, распределение ролей между соучастниками [3]. Также подразумевается наличие определенной иерархии, например, организатора и исполнителей.
Так, в ходе анализа приговоров по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, выявлено наличие большого числа участников группы, каждый из которых выполнял определенную роль в совершении преступления. Руководители преступной группы занимались привлечением новых лиц, организовывали работу «кураторов», которые, в свою очередь, контролировали деятельность «операторов». В некоторых случаях привлечением к преступной деятельности новых лиц занимались также «менеджеры по персоналу». «Операторы» организовывали работу «курьеров», «мелкооптовых» и «розничных закладчиков», которые, согласно указаниям «операторов», занимались перевозкой, получением наркотических средств в тайниках-«закладках», организацией новых тайников с наркотическими средствами. Таким образом, в преступную деятельность было вовлечено намного больше, чем двое участников. Наличие лидера является обязательным признаком организованной группы и отличает ее от группы лиц по предварительному сговору [4]. Лидер не только привлекает в группу новых участников, но и распределяет роли участников, устанавливает определенный регламент работы, за нарушение которого может наложить наказание. Органам предварительного следствия не всегда удается выявить наличие организатора и установить обстоятельства создания организованной преступной группы ввиду анонимности и законспирированности ее участников.
Эффективное расследование и обоснованное вменение квалифицирующего признака «в составе организованной группы» возможно благодаря своевременному использованию информационных баз данных правоохранительных органов, получению и внимательному изучению таких возможных доказательств, как детализации телефонных соединений обвиняемых, их переписки в сети Интернет и изъятых у преступников архивов данных, а также получению современных экспертных исследований и анализу схем преступной деятельности. Знания о криминалистических характеристиках организованной преступной группы по делам о незаконном обороте наркотиков позволят подготовить наиболее полную базу доказательств, выдвинуть обоснованные версии об обстоятельствах преступления, качественно спланировать производство отдельных следственных действий, что в целом будет способствовать повышению уровня эффективности расследования данной категории преступлений.