Статья:

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ВОЕННЫХ СУДАХ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Золина А.С. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ВОЕННЫХ СУДАХ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 29(252). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/252/130488 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ВОЕННЫХ СУДАХ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Золина Анна Сергеевна
студент, Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва

 

Военные суды играют важную роль в обеспечении военной дисциплины и справедливости военнослужащих. Одной из функций военного судопроизводства является рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут быть совершены военнослужащими во время службы.

Военным судам подсудны следующие дела [1]:

1) гражданские и административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов военнослужащих, включая граждан, проходящих военные сборы, от действий или бездействия органов военного управления и воинских должностных лиц;

2) уголовные дела, совершенные военнослужащими, гражданами во время прохождения ими военной службы или военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, которые рассматриваются военными судами.

Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, имеют право обжаловать военному суду действия или бездействие органов военного управления и воинских должностных лиц, которые нарушили их права, свободу и законные интересы во время прохождения ими военной службы или военных сборов.

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, включая организованные группы или преступные сообщества, принадлежат военному суду хотя бы по отношению к одному из соучастников и выделение уголовного дела относительно остальных лиц невозможно, такие дела рассматриваются соответствующим военным судом.

Военные суды, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, имеют подсудность по всем гражданским, административным и уголовным делам, которые обычно рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Подсудность дел военным судам и порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и военного времени определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Для анализа в сравнении будет представлена система рассмотрения дел об  административных правонарушениях военнослужащих в Китае.

1. Система рассмотрения дел об административных правонарушениях военнослужащих в России [2].

Система рассмотрения дел об административных правонарушениях военнослужащих в России основана на действующем законодательстве, которое устанавливает порядок применения административных наказаний к военнослужащим за нарушение правил поведения и дисциплины.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, военнослужащие подчиняются особому правовому режиму, который регулирует их поведение, служебные обязанности и ответственность. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях военнослужащих создана система военного судопроизводства.

В систему военных судов [4] входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Судьям военных судов подсудны также дела о совершенных военнослужащими административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ [3]. В таких случаях подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным статьями 8, 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

В силу части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам, дислоцированным за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях военнослужащих включает в себя следующие этапы:

1. Выявление нарушения: Нарушение правил поведения или дисциплины военнослужащим может быть обнаружено различными способами - отчетами свидетелей, служебными документами, видеозаписями и т.д.

2. Инициирование дела: После выявления нарушения дело об административном правонарушении военнослужащего регистрируется и инициируется его рассмотрение.

3. Рассмотрение дела: Рассмотрение дела проводится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Заседание может проходить в формате суда или комиссии, состоящей из представителей командования и законных представителей.

4. Принятие решения: По результатам рассмотрения дела, принимается решение о применении административного наказания, которое может включать штраф, дисциплинарное взыскание, предупреждение, лишение наград и т.д.

5. Исполнение решения: В случае применения административного наказания, оно исполняется в соответствии с установленными процедурами.

Важно отметить, что система рассмотрения дел об административных правонарушениях военнослужащих в России строго соблюдает принципы законности, справедливости и недискриминации, предоставляя возможность военнослужащим отстаивать свои права и интересы перед независимым судом или комиссией.

1. Система рассмотрения дел о административных правонарушениях военнослужащих в Китае [1].

Система рассмотрения дел о административных правонарушениях военнослужащих в Китае представляет собой комплекс правовых норм и институциональных механизмов, которые регулируют процесс рассмотрения и наказания военнослужащих за совершение административных нарушений.

В соответствии с законодательством Китая, административные нарушения военнослужащих могут быть разделены на две категории: нарушения дисциплины и нарушения законодательства. Нарушения дисциплины относятся к нарушениям военной дисциплины и правил поведения военнослужащих. Нарушения законодательства относятся к нарушениям гражданского и административного законодательства.

Система рассмотрения дел о административных правонарушениях включает в себя следующие основные элементы:

1. Расследование: Если имеются основания полагать, что военнослужащий совершил административное правонарушение, проводится расследование, в ходе которого устанавливаются все факты и собираются доказательства.

2. Заседание комиссии: После завершения расследования дело передается комиссии, состоящей из определенного числа членов, которая рассматривает собранные материалы, выносит решение и определяет наказание.

3. Наказание: В зависимости от характера правонарушения и его тяжести, комиссия может применить различные виды наказания, такие как дисциплинарное взыскание, штраф или дискриминацию. Наказание может быть применено непосредственно Комиссией или передано вышестоящим органам для принятия решения.

При рассмотрении дел о административных правонарушениях военнослужащих в Китае соблюдаются принципы справедливости, презумпции невиновности, сохранения репутации и другие принципы правового государства.

Система рассмотрения дел о административных правонарушениях военнослужащих в Китае отличается от системы уголовного преследования и рассмотрения военных преступлений. Обычно, административные правонарушения рассматриваются в рамках военной дисциплины и имеют не такие тяжелые последствия, как уголовные преступления.

Сравнивая систему рассмотрения дел об административных правонарушениях военнослужащих в России и в Китае, можно отметить некоторые существенные различия.

В России, подчиненные военнослужащие подлежат рассмотрению и уголовно-правовой ответственности в рамках военной судебной системы. Административные правонарушения также могут быть рассмотрены в военных судах, где присутствуют специализированные судьи и учитываются военные законы и правила. Это система, которая основана на уникальных потребностях и требованиях Вооруженных сил Российской Федерации.

В то же время в Китае, военнослужащие подлежат рассмотрению и правоприменению в рамках общей системы административного правосудия, наряду с гражданскими и другими категориями населения. Военные суды рассматривают только серьезные преступления, связанные с военной деятельностью, в то время как административные правонарушения могут быть рассмотрены в рамках обычных судов или административных органов.

Таким образом, можно сделать вывод, что системы рассмотрения дел об административных правонарушениях военнослужащих в России и в Китае имеют отличия в отношении правоприменения и организации судебных процессов, в соответствии с особенностями каждой страны и потребностями ее Вооруженных сил.

 

Список литературы:
1. Военная система Китайской Народной Республики https://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-sistema-kitayskoy-narodnoy-respubliki-organizatsionnaya-struktura-ekonomicheskie-i-pravovye-osnovy
http://russian.china.org.cn/russian/32261.htm
2. «КоАП РФ Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания». [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/041302c118352c1d738f4125927d62c665257dda/  https://rulaws.ru/koap/Razdel-I/Glava-2/Statya-2.5/
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163741/e1abfd37123567ed0041e3b2fafc0d74b62c5cef/
4. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г., №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., № 26. [Электронный ресур]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23479/adea892fc593c4cb48072c783c15c861eb269a33/