ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В современный период времени все больше исследователей и психологов обращаются к углубленному изучению проблемы учебной мотивации в период обучения в начальной школе, что обусловлено ее значимостью для полноценного развития детей и становления их как личности. Повышенный интерес к развитию положительной учебной мотивации появилось из-за перехода все образовательных учреждений на ФГОС, особенно много стали уделять внимание этому вопросу на начальной стадии обучения. Обратимся к изучению проблемы учебной мотивации младших школьников таких современных исследователей, как В.Г. Асеева, И.И. Вартанова, Е. Н. Корчагиной, Д.А. Крыловой, В.Э. Мильман и др. Стоит отметить, что младшими школьниками считаются дети в возрасте от 6-7 до 10-11 лет. В данный возрастной период дети переходят в новую для них среду, что способствует формированию у них новых мотивов, интересов и желаний. Более того, именно в младшем школьном возрасте происходит стремительное преобразование мотивационной структуры. Так, например, если раньше то, что вызывало у детей интерес, становится скучным и теряет свое побудительное воздействие, то в младшем школьном возрасте формируются новые интересы и предпочтения.
По мнению Д.А. Крыловой, понятие «мотивация» целесообразно рассматривать как активное побуждение ребенка к действию, способность к управлению за собственным поведением, определяющий направленность, организованность, устойчивость, а также способность в полной мере удовлетворять свои потребности. Кроме того, автор придерживается мнения о том, что мотивация – это то, что побуждает и направляет деятельность школьника, а также придает личностный смысл [4, с. 437]. Как считает В.Г. Асеев, что учебная мотивация является ведущим видом мотивации, включенным в учебную деятельность, который запускает, ориентирует и поддерживает проявленные старания обучающегося, которые были направлены на выполнение учебной работы. Кроме того, учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов: образовательной системой, образовательной организацией, субъектными особенностями обучающегося, субъектными особенностями педагога и спецификой учебного предмета [1, с. 68].
Е.Н. Корчагина указывает, что именно учебная мотивация выступает в качестве совокупности причин, которыми можно определить то или иное поведение личности [3, с. 165].
И.И. Вартанова пишет, наличие познавательных, социальных и позиционных мотивов учебной деятельности формируют высокий уровень мотивации младших школьников к процессу обучения, что способствует высокой успеваемости школьников [2, с. 36]. По мнению В.Э. Мильмана, процесс мотивации к учебной деятельности основан на направленности действий младших школьников, формировании у детей стремления к достижению цели и устойчивой познавательной деятельности [5, с. 42].
По результатам проведенных исследований, А.М. Урусова смогла выявить негативные характеристики, препятствующих процессу обучению, из которых автор выделяет неустойчивость интересов младших школьников, недостаточную осознанность и обобщенность учебных мотивов, а также мотивационную ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности [8, с. 518]. С целью развития учебной мотивации учащихся автор предложила педагогу организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Для этого исследователем было предложено использовать в процессе обучения новые ключевые установки и действия формирования учебной мотивации, такие как совместная с детьми, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке, создание ситуации успеха, использование игровых и информационных технологий. Следовательно, целенаправленная педагогическая деятельность, использование новых современных методов будут способствовать повышению уровня учебной мотивации младших школьников [8, с. 525]. Таким образом, проблема повышения уровня мотивации обучающихся начальной школы интересует современных исследователей, поскольку она оказывает существенное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности каждого школьника. В связи с чем, отсутствие мотивов учения или недостаточный уровень учебной мотивации приводит к быстрому снижению успеваемости. Следовательно, ключевой задачей каждого педагога ставиться повышение учебной мотивации в младшем школьном возрасте, поскольку именно данный возраст является началом становления мотивации и желания детей учиться, от которого во многом зависит дальнейший процесс обучения в школе.