Статья:

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИМЕНЕН ПРИНЦИП «ЭСТОППЕЛЬ» В СПОРАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(256)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Колеватова В.Р. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИМЕНЕН ПРИНЦИП «ЭСТОППЕЛЬ» В СПОРАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ? // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 33(256). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/256/131047 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИМЕНЕН ПРИНЦИП «ЭСТОППЕЛЬ» В СПОРАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?

Колеватова Виктория Руслановна
магистрант, Волго-Вятский институт (филиал) университета имени О.Е. Кутафина РФ, г. Киров

 

Аннотация. В статье рассматриваются точки зрения на возможность либо невозможность применения принципа эстоппеля в спорах о защите прав потребителей. Раскрывается содержание принципа эстоппеля, как универсального принципа гражданского права Российской Федерации. Раскрывается понятие «потребительского экстремизма», широко вошедшего в современный оборот, в связи с совершенствованием законодательства о защите прав потребителей, и сложившейся судебной практикой, поскольку в большинстве случаев суды принимают сторону потребителя.

Abstract. The article discusses points of view on the possibility or impossibility of applying the principle of estoppel in disputes about the protection of consumer rights. The content of the principle of estoppel as a universal principle of civil law of the Russian Federation is revealed. The concept of “consumer extremism”, which has widely entered into modern circulation, is revealed in connection with the improvement of legislation on the protection of consumer rights, and the established judicial practice, since in most cases the courts take the side of the consumer

 

Ключевые слова: принцип эстоппель, добросовестность, потребитель, слабая сторона гражданских правоотношений, сильная сторона гражданских правоотношений, «потребительский экстремизм».

Keywords: estoppel principle, good faith, consumer, weak side of civil legal relations, strong side of civil legal relations, “consumer extremism”.

 

В 2015 году законодателем были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ [1]. Изменения включали в себя нормы, запрещающие непоследовательное и противоречивое поведение сторон гражданских правоотношений. Данными нормами был закреплен новый для российского законодательства, но не для судебной практики принцип, или правило, «эстоппель» (англ. estoppel, от англ., estop — лишать права возражения). На данный принцип и раньше ссылались в судебных актах, поэтому впоследствии он был закреплен на законодательном уровне (в отдельных статьях Гражданского кодекса РФ), а также стал неотъемлемым принципом гражданского права.

Термин "эстоппель" в гражданском законодательстве РФ не закреплен, однако его содержание раскрыто в отдельных положениях ГК РФ, разъяснениях Верховного Суда РФ, судебной практике (Шайхутдинов, 2021:1-9).   

Как полагает К.А. Poop [2], под эстоппелем необходимо понимать «частное проявление принципа добросовестности, заключающееся в запрете участникам гражданских правоотношений действовать непоследовательно: создавать у контрагента определенное понимание юридической ситуации, ожидая, что последний будет разумно на нее полагаться, а затем изменить свою позицию». Эстоппель — это правовой принцип, согласно которому лицо лишается права ссылаться на какие-либо факты в обоснование своих требований/претензий, если его предыдущее поведение свидетельствовало о том, что оно придерживается иной, противоположной позиции.

Принцип «эстоппель» широко используется в судебной практике, предотвращая недобросовестное и/или непоследовательное поведение участников гражданских правоотношений. Однако стоит отметить, что в Гражданском кодексе РФ отсутствует четко определенное закрепление указанного принципа, то есть в кодексе отсутствует общее универсальное правило, которое охватывало бы всевозможные варианты противоречивого либо непоследовательного поведения сторон гражданских правоотношений. В связи с этим в теории гражданского права возникли проблемы, связанные с определением понятия «эстоппель», выявления его критериев, правовой природы и оснований для применения. Как нам видится верным, в решении проблемы определения принципа «эстоппель» стоит исходить, прежде всего, из необходимости формулирования условий и оснований его применения.

В литературе отмечается, что практически любая отрасль права не исключает возможности применения принципа эстоппель [3].

Ряд ученых высказывают точку зрения о необходимости включения в Гражданский кодекс РФ нормы, содержащей общий запрет на поведение, противоречащее предшествующим действиям или заявлениям. Стоит отметить, что принцип «эстоппель» является проявлением другого принципа гражданского права – принципа добросовестности. Оба принципа имеют целью: не допустить злоупотребление правом, когда лицо не нарушило норму права, но действовало с намерением причинить вред другой стороне. Исходя из этого, можно предположить, что норма, закрепляющая данный принцип, является общим универсальным правилом. Следовательно,  ст. 10 Гражданского кодекса РФ – это и есть универсальное закрепление принципа «эстоппель». Данная точка зрения является наиболее распространенной, однако не исключает иные существующие в доктрине гражданского права.

Ряд авторов считает, что применение принципа «эстоппель» в спорах о защите прав потребителей является весьма спорным и противоречивым. Рассмотрим ситуацию, нередко встречающуюся в судебной практике.

Гражданин М. обращается в суд с исковым заявлением о признании недействительным и исключении из кредитного договора пунктов, содержащих добровольное страхование заемщиком. В обоснование своих требований потребитель (истец) указывает, что имеет место навязывание страховых услуг, а, следовательно, ущемление прав заемщика – потребителя. Далее судебная практика складывается по-разному (в зависимости от обстоятельств дела), но в целом судебные акты судов различных инстанций сводятся к следующему. Исследовав материалы дела, суды приходят к выводу, что свое желание на заключение договора истец выразил, кредитный договор подписал, действия по страхованию осуществлены в добровольном порядке по добровольному волеизъявлению заемщика-потребителя. При данных обстоятельствах суды ссылаются на принцип «эстоппель», поскольку поведение гражданина является противоречивым, непоследовательным. Проще говоря, сначала заемщик-потребитель подписывает договор, соглашается на указанные в нем условия, а через время просит признать такие условия недействительными.

Отсюда возникает вопрос: может ли быть применен принцип «эстоппель» против потребителя в таких случаях?

С одной стороны, законодатель и судебная практика должны строиться по пути защиты наиболее слабой стороны гражданских правоотношений. В данном случае потребитель является наименее защищенной стороной, поскольку не является профессионалом в данных правоотношениях, в отличие от предпринимателей и юридических лиц (сильная сторона гражданских правоотношений). Потребитель обращается к предпринимателю за предоставлением каких-либо товаров, работ или услуг. Предприниматель, в свою очередь, предоставляет товары, работы или услуги, а также предоставляет всю необходимую информацию по ним. Но на практике довольно часто случаются ситуации, когда предприниматель (сильная сторона) ведет себя недобросовестно, нарушает свои обязанности. Многие  предприниматели не просто нарушают свои обязанности, но и злоупотребляют своими правами. В данном ключе не стоит забывать о том, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются «профессионалами», способными вести переговоры с потребителями и даже влиять на их выбор. Наиболее часто встречающийся в судебной практике случай злоупотребления правом – навязывание потребителю невыгодных услуг/условий договора. В большинстве случаев потребители вынуждены соглашаться на такие услуги/условия, чтобы удовлетворить необходимые потребности, а также в силу отсутствия необходимых юридических знаний (как уже упоминалось ранее, потребители не являются профессионалами). В случае неравенства экономических возможностей участников гражданских правоотношений, а также явного злоупотребления правами «сильной» стороной гражданского правоотношения, принцип «эстоппель» не полежит применению, даже несмотря на то, что сомнения в действительности договора отсутствуют. Помимо этого, не должно учитываться и то обстоятельство, что потребитель подписал договор, тем самым согласился со всеми его условиями.

С другой стороны, поведение всех участников гражданских правоотношений должно быть добросовестным, как указывается в ч.5  ст.10 Гражданского кодекса РФ. В современном мире достаточно широкое развитие получил «потребительский экстремизм» [1]. Данный термин применяется для обозначения поведения, связанного с извлечением/получением выгоды через злоупотребление правами, предусмотренными Законом «О защите прав потребителей». Таким образом, запрет применения любых ограничений против «слабой» стороны гражданских правоотношений может повлечь (а если говорить точнее, то уже повлек) глобальное злоупотребление правами со стороны потребителей.

Таким образом, принцип «эстоппель», широко используемый в судебной практике, предотвращает недобросовестное поведение участников гражданских правоотношений, в связи с чем нельзя недооценивать его эффективность. Применение принципа эстоппеля представляет собой наиболее мягкий механизм защиты от злоупотребления процессуальными правами [5]. Однако в связи с отсутствием полной и определенной регламентации в законодательстве, на практике возникают трудности в его применении. Одним из проблемных вопросов является применение принципа «эстоппель» в спорах о защите прав потребителей. Законодателю необходимо разработать определенный механизм, который, с одной стороны, защитит наиболее слабую сторону гражданских правоотношений - потребителей, а с другой стороны, не допустит злоупотребления правом с их стороны.

 

Список литературы: 
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп. от 01.09.2022) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». 
2. Роор К.А. Понятие и сущность эстоппеля // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7. С. 71-81.
3. Черных И.И. Эстоппель в гражданском судопроизводстве // «Законы России: опыт, анализ, практика». 2015. №12. С. 81-89.  
4. Шевяхова А.С. Потребительский экстремизм // Современные инновации. 2018. №2 (27). С. 40-43. 
5. Битюков Д.С. Принцип эстоппель в процессуальном праве  // Молодой ученый.  2021. №47 (389).  С.160-162. 
6. Шайхутдинов Е.М. Понятие принципа "эстоппель" и его закрепление в гражданском праве РФ // [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 02.12.2022).