ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИЙ «КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ», «КОРПОРАТИВНЫЙ СПОР» В КОРПОРАТИВНОМ ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(260)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(260)
ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИЙ «КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ», «КОРПОРАТИВНЫЙ СПОР» В КОРПОРАТИВНОМ ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
На сегодняшний день в науке гражданского права актуален вопрос отсутствия ряда весомых понятий корпоративного права. На основании того, что длительная и единая законодательная и правоприменительная практика по вопросам, связанным с деятельностью юридических лиц в Республике Беларусь отсутствует, корпоративные отношения часто являются сферой различных правонарушений и юридических конфликтов.
Отсутствие легализованных терминов «корпорация», «корпоративный спор», «корпоративный конфликт» в законодательстве Республики Беларусь, неоднозначность мировых подходов к определению самого понятия и природы корпораций, дискуссионность доктринального толкования основополагающих категорий корпоративного права (корпорация, корпоративное правоотношение, корпоративные права, корпоративный спор) при их масштабном использовании как в теории права, так и на практике предопределили актуальность заявленной проблематики [3, c. 10].
На наш взгляд, особенно спорными сегодня являются вопросы правового регулирования организационно-экономических, организационно-управленческих процессов деятельности корпоративного бизнеса; вопросы, касающиеся взаимодействия корпоративного бизнеса и государственной власти, государственно-правового регулирования процессов создания, деятельности, в том числе реорганизации и ликвидации корпоративных структур хозяйствования.
Важным аспектом в корпорациях являются внутрикорпоративные отношения. Внутрикорпоративные отношения — это взаимодействие между собой множества различных субъектов, имеющих различные интересы, находящиеся в тесной взаимосвязи. Функционирование корпорации является размеренным до момента, пока интересы участников не вступят в противоречие. Следствие данных противоречий – корпоративные конфликты.
Важно разграничить понятия корпоративный конфликт и корпоративный спор. В процессуальной доктрине спор — это конфликт, для разрешения которого используется судебный порядок. Иногда понятия корпоративный конфликт и корпоративный спор используются как синонимы. Но, как правило, между ними, все же проводят некое разграничение. Понятие корпоративный конфликт является более широким, и охватывает понятие корпоративные споры. Под корпоративными спорами понимаются любые разногласия, возникающие между лицами, имеющими интерес в корпорации, в то время как под корпоративным спором понимается корпоративный конфликт, для урегулирования которого необходимо использование специального механизма разрешения споров, включая обращение в суд и альтернативное разрешение споров [4]. Основу корпоративных конфликтов составляет желание изменить свой статус в компании, получить или увеличить возможность контролировать и управлять поведением другой стороны [5, c. 242].
Клепоносова М.В. указывает, что конфликт - это столкновение сторон, мнений, сил, а спор представляет собой разногласие сторон или конфликт интересов, выраженный в отстаивании своей позиции соответствующими способами. Ученый приходит к выводу, что корпоративный конфликт представляет собой родовое понятие, а корпоративный спор – видовое, что первая стадия разногласия между хозяйствующими субъектами – корпоративный конфликт, а вторая стадия - корпоративный спор [2, c.1].
А.Я. Анцупов считает, что «конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс» [1, c. 63].
После затрагивания понятия «корпоративный конфликт» выделяется необходимость определения причин его возникновения. Можно выделить: объективные и субъективные. К объективным причинам следует отнести: несовершенство законодательства Республики Беларусь, допускающего недобросовестным лицам злоупотреблять своими правами, отсутствие эффективных правовых норм, обеспечивающих гарантии корпоративных прав участникам хозяйственных обществ, а также несовершенство действующих механизмов применения юридической ответственности за нарушения корпоративных обязательств. К субъективным причинам относятся: стремление субъектов к экономическому господству и получению как можно большего влияния в корпорации всеми возможными способами.
Можно выделить три стадии корпоративного конфликта: 1) предконфликтная ситуация; 2) открытый конфликт, включающий в себя этапы начала, развития и завершения конфликта; 3) послеконфликтный период.
На второй стадии конфликт обычно перерастает в корпоративный спор, для разрешения которого конфликтующие стороны обращаются в судебные инстанции с целью защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Судебное рассмотрение и разрешение споров регулируется статьей 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, где предусмотрена специальная подведомственность экономическим судам споров между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, возникающих при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами. На наш взгляд, важным этапом в регулировании конфликта является как раз-таки момент перехода конфликта в спор, так как именно на этом этапе можно урегулировать все мирным путем, используя переговоры, образование согласительной комиссии или при помощи иных средств воздействия и убеждения.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости узаконивания терминов «корпоративный конфликт», «корпоративный спор» и внесения их в Гражданский кодекс Республики Беларусь со следующим определением: «корпоративный конфликт – это противоречия, которые возникают между различными сегментами корпорации и (или) третьими лицами, посягающие на корпоративные и иные отношения в деятельности корпорации; корпоративный спор – спор участников корпоративных правоотношений по поводу субъективных прав и юридических обязанностей, направленный на их возникновение, изменение или прекращение, а также на решение вопроса о подтверждении существования права или его принудительном осуществлении».