УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(260)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(260)
УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
IMPROVING THE SYSTEM OF STATE MANAGEMENT OF LAND RESOURCES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Karina Smola
Student, Bashkir Academy of Public Administration Under the Head of the Republic of Bashkortostan, Russia, Ufa
Аннотация. В статье рассматриваются возможности проработки вопросов улучшения системы государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан. Дана краткая характеристика государственной системы управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан, определены ключевые проблемы регулирования земельного фонда, перевода земель из одной категории в другую и влияние данного процесса на социально-экономическое развитие. Выявлены направления и перспективы развития регулирования земельных отношений с целью достижения рациональности землепользования, что должно стать основой проекта совершенствования системы государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан.
Abstract. The article discusses the possibilities of studying the issues of improving the system of state land management in the Republic of Bashkortostan. A brief description of the state land management system in the Republic of Bashkortostan is given, the key problems of regulating the land fund, transferring land from one category to another and the impact of this process on socio-economic development are identified. The directions and prospects for the development of land relations regulation in order to achieve rational land use are identified, which should become the basis of the project to improve the system of state land management in the Republic of Bashkortostan.
Ключевые слова: земельный фонд, земельные отношения, управление земельными ресурсами, рациональное землепользование, государственное управление
Keywords: land fund, land relations, land management, rational land use, public administration
Актуальность рассмотрения вопроса совершенствования системы государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан связана с потребностью пересмотра системы регулирования земельных отношений в рассматриваемом регионе с целью обеспечения рационального землепользования. Кроме того, существует объективная необходимость достижения баланса между государственными и рыночными механизмами регулирования рынка земельных ресурсов.
По данным государственного учета земель, земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2023 года составил 14294,7 тыс. га. Основная часть переводов земель из одной категории в другую связана с землями сельскохозяйственного назначения, землями промышленности, энергетики и транспорта, землями лесного фонда. Правовое регулирование земельных отношений на территории Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, положениями Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В структуре земельного фонда Республики Башкортостан преобладают земли сельскохозяйственного назначения (50,8%), а также земли лесного фонда (40%). Проводимые изменения в структуре земельного фонда связаны преимущественно с предоставлением земель для несельскохозяйственных целей и изменением границ населенных пунктов, что учитывается в генеральном плане и Едином государственном реестре недвижимости [3, c.225].
Земельные ресурсы составляют основу устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан, обеспечивая конкурентоспособность национальной экономики. Земельные ресурсы являются объектом социально-экономических отношений и в этом смысле богатство земельного фонда республики определяет конкурентные преимущества субъекта РФ, прежде всего, в области сельскохозяйственного производства.
Реализация государственного управления земельными ресурсами является сложной системой целенаправленного регулирования земельных отношений для упорядочивания земельных ресурсов с целью обеспечения рационального землепользования и улучшения эффективности использования земельного фонда в соответствии со стратегическими целями и задачами социально-экономического развития Республики Башкортостан. В основе управления земельными ресурсами Республики Башкортостан лежат экономический, правовой, экологический и прочие аспекты, что определяет необходимость комплексного подхода в регулировании земельных отношений. Иными словами, государственное управление земельными ресурсами Республики Башкортостан является достаточно сложноорганизованной системой, включающей различные методы и средства [4, c.65].
Разграничение компетенций в области регулирования основных вопросов земельных отношений осуществляется на основе положений Земельного кодекса РФ и соответственно решаются в большинстве своём на федеральном уровне. Законы в сфере регионального регулирования земельных отношений и государственной собственности Республики Башкортостан принимаются Госсобранием – Курултаем Республики Башкортостан. Непосредственное управление реализуется республиканским органом исполнительной власти – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с привлечением территориальных органов. В результате сформирована единая система регулирования вопросов приватизации, управления и распоряжения земельными ресурсами и в целом государственным имуществом. Необходимо отметить, что принятие изменений законодательства и определение дальнейших перспектив развития управления земельными отношениями должно осуществляться на основе учета положений принятой Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года, где ключевой целью признаётся обеспечение конкурентоспособности региона путем формирования развитой социальной инфраструктуры и обеспечения устойчивости экономики. Это возможно достигнуть за счёт рационального подхода в регулировании земельных отношений и имущественного комплекса Республики Башкортостан [5, c.253].
Рисунок 1. Стратегические ориентиры в области увеличения эффективности управления государственной земельной собственностью Республики Башкортостан к 2030 году [3, c.227]
Стратегическими ориентирами в области увеличения эффективности управления государственной земельной собственностью Республики Башкортостан к 2030 году в соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития можно отметить увеличение таких показателей как доля земель сельскохозяйственного назначения, доля общей площади земельных участков, вовлечённых в хозяйственный оборот в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан и доведение доли актуализированных сведений о государственном имуществе в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан до 97,3%. Иными словами, органы государственной власти должны располагать максимальным объемом информации к 2030 году с целью обеспечения рационального землепользования и улучшения эффективности управления земельными ресурсами в соответствии со стратегическими целями и задачами [7].
Необходимо обеспечить максимальное вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот, что будет являться отражением стратегического ориентира по обеспечению рационального землепользования. Актуальным и значимым аспектом в области разработки проекта совершенствования управления земельными ресурсами Республики Башкортостан является сохранение и эффективное применение государственного имущества и земельных ресурсов в соответствии с государственными интересами Республики Башкортостан. Достижение эффективности и рациональности землепользования определяет перспективу улучшения инвестиционной привлекательности региональной экономики и формирования условий для повышения качества жизни населения [6].
Несвоевременность актуализации данных по кадастровой стоимости земель, отражения актуального состояния земельного фонда Республики Башкортостан говорят о необходимости проработки вопроса мониторинга и отслеживания перевода земель из одной категории в другую. Требуется регулярность обновлений базовых и пространственных данных в Едином государственном реестре недвижимости. В этой связи рекомендуется рассмотреть возможность развития коммуникационной инфраструктуры и материально-технического оснащения системы информационного сопровождения и обеспечения функционирования реестра для отражения актуальных данных по земельному фонду Республики Башкортостан. На сегодняшний день применяется информационная система «Имущество», которая является довольно сложным и функционально насыщенным программным продуктом, исполненным в соответствии с многоступенчатой технологией обработки данных. Здесь требуется доработка программного продукта в части упрощения реализуемых операций и используемых функций. Рекомендуется оптимизировать систему в соответствии с текущими потребностями управления земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Башкортостан [1 c.198]
В части регулирования земельного фонда многое зависит от действий контролирующих органов и государственных структур в части обеспечения интересов государства, граждан и бизнеса. Однако для этого требуется своевременность обновления цифровой картографической системы Республики Башкортостан, так как это напрямую оказывает влияние на качество проводимых кадастровых, землеустроительных и геодезических работ. В этом вопросе требуется систематизация данных аспектов функционирования цифровой картографической системы и актуализация пространных данных для отражения состояния земельных ресурсов Республики Башкортостан. Регулярность обновления базы цифровой картографической системы даёт возможность своевременно передавать контролирующим органам и государственным структурам актуальные данные по использованию тех или иных категорий земель, изменению их границ, назначением. Благодаря этому станет возможным решить проблему самовольно застроенных территорий, продуктивно организовать работу по изысканию неоформленных земельных участков.
Необходимость проработки вопроса повышения эффективности использования земельного фонда Республики Башкортостан и совершенствования системы государственного управления земельными ресурсами связана с процессом вовлечения в хозяйственный оборот сельскохозяйственного назначения, изменением статуса земель, которые не задействованы в хозяйственном обороте. В частности, речь идёт об объектах незавершенного строительства. Это непосредственно оказывает влияние на получение налоговых платежей и арендной платы, так как такие объекты не предполагают их применение в хозяйственном обороте и соответственно никаким образом не влияют положительно на социально-экономическое развитие республики. В связи с этим необходимо отслеживать ситуацию с объектами незавершенного строительства и снижать их долю в части земель, которые не задействованы в хозяйственном обороте. Для этого требуется провести работу по улучшению автоматизации управления земельно-имущественными отношениями. Это напрямую увязывается с необходимостью проработки вопроса развития информационной системы «Имущество» в части решения обозначенной проблемы многоступенчатого процесса обработки данных и упрощения функциональности обозначенного программного комплекса.
Оптимизация программных возможностей обеспечения информационного сопровождения деятельности государственных органов в области регулирования земельных отношений с целью достижения рационального использования земель является краеугольным решением в области совершенствования системы государственного управления земельным фондом Республики Башкортостан в интересах государства, общества и бизнеса. Реализация своевременного обновления информации о состоянии земельного фонда, сочетание экономических, административных и правовых механизмов позволяют обеспечить основу для реализации природоохранной политики, рациональное использование земель, решение экологических вопросов в Республике. Рациональное землепользование на основе своевременности обновления данных по категориям земель связано с такими показателями как компенсационные выплаты в рамках процесса консервации земель, платежи по повышению качества земли, штрафы за причинённый экологический ущерб. В целом, эффективность налогообложения может быть увеличена путем максимального обеспечения вовлечения земель в хозяйственный оборот, что должно позитивно сказаться на социально-экономическом развитии.
Таким образом, разработка проекта совершенствования системы государственного управления земельными ресурсами Республики Башкортостан связана с процессом совершенствования автоматизации и цифрового мониторинга земельного фонда Республики Башкортостан, снижением процента земель, которая находятся в собственности физических и юридических лиц. Потребность в реализации подобного шага связана с недостаточной развитостью рынка земли в Республике Башкортостан и в связи с этим требуется проработать данный вопрос в части формирования институциональных условий улучшения функционирования рынка земельных ресурсов для достижения эффективности государственного управления земельными отношения в республике. Кроме того, существенное внимание должно быть уделено вопросу информационного обеспечения государственного управления в области улучшения информационной системы «Имущество» в соответствии с поставленными функциональными задачами регулирования земельного фонда. Действия контролирующих органов и государственных структура должны быть ориентированы на обеспечение эффективности применения земельных ресурсов, рациональность землепользования для выявления дополнительных источников доходов с целью обеспечения интересов государства и бизнес-структур. Для этого требуется развитие цифровой картографической системы, что напрямую связано и со стратегическим ориентиром проработки вопроса совершенствования функционирования информационной системы «Имущество», применяемой в Республике Башкортостан в рамках государственного регулирования земельных отношений.