Статья:

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дедович Е.Р. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/132831 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дедович Елена Ринатовна
студент Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Ибрагимова Гульдар Фанисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Развитие человека, проведение процессов модернизации, реализация технологического прогресса, совершенствование условий быта заставляет совершенствовать всю систему образования в целом, а значит и требования к выпускникам любых образовательных учреждений постоянно возрастают. Современная система образования ориентирована на то, чтобы на всей территории Российской Федерации было представлено единство образовательного пространства. Одной из целей Министерства образования является составление соответствующей документации, которая предполагает организацию качественного образования, с наличием объективной оценки результатов, которая способная учитывать региональные, национальные, культурные особенности обучающихся, а также их возрастные, психологические и физиологические особенности развития [6].

Федеральный государственный стандарт полностью соответствует данным требованиям, а также содержит основные положения, которые должны учитываться в образовательных программах, эти требования также составляют основу для планирования результатов.

В рамках ФГОС знаково-символическая деятельность выступает в качестве планируемого результата, связанного с процессом освоения программ начального образования. Не смотря на то, что максимально активная работа со знаково-символическими системами проводится во время математических занятий, на других предметах ее также можно использовать, например это уроки по литературному чтению.

В первую очередь необходимо обратить внимание на также называемые метапредметные результаты, которые большинство педагогов на первое место, поскольку они играют особую роль в усвоении необходимых знаний, они также важны для получения максимально качественных знаний и образования в целом.

В исследованиях А.В. Хуторского обращается внимание на достижения в области развития и становления метапредметных результатов, которые можно рассматривать в качестве одного из компонентов эвристической системы образования [7]. При исследовании обращается внимание, что эвристика позволяет выделить только пять основных групп качеств необходимых для успешного освоения программы. К числу метапредметных компетенций относится именно знако- и символотворчество, которые обладают ценностно смысловыми качествами [7].

Следовательно, использование эвристического подхода к применению знаков и символов в рамках литературного чтения, связано с использование и развитием метапредметных знаний и умений, в этой связи центральным объектом для образования выступает личность ребенка. Более подробное описание представленного подхода можно встретить в работах И.И. Ремезовой и Г.П. Анишиной, в рамках которых образование рассматривается не просто как обычная передача необходимых знаний, но как процесс обучения этим знаниям[4].

Используемые учеником различные действия, в том числе регулятивные позволяют ему правильно организовать, спланировать, а также оценить собственную учебную деятельность. В результате познавательные УУД предполагают работу над логическими, общеучебными действиями, необходимыми для постанови и решения необходимых учебных задач. В рамках логических действий происходит освоение анализа, синтеза, классификации, сериации, ребенок учится выделять следствия, выстраивать логические цепочки, необходимые для рассуждения, он определяет гипотезу.

Именно работа над общеучебными действиями позволяет освоить необходимую информацию, научить работать с ее различными видами, ребенок учиться находить наиболее эффективные способы для решения учебных задач, учится правильно воспринимать текстовую информацию и осмыслять все прочитанное. В рамках общеучебных действий необходимо обратить внимание на отдельный блок информации, которая может быть представлена по средствам знаково-символических действий. Необходимо отметить, что начиная с момента рождения, человек находится в знаково-символическом мире.

Получая необходимый жизненный опыт, у человека происходит формирование определенной знаковой системы, он осваивает конкретные символы и учиться их интерпретировать. Начиная с самого раннего возраста ребенок участвует в играх, где реализуется занково-символическая система, фактически каждый ребенок формирует собственную систему знаков и символ, что позволяет представить конкретные модели, образы.

В работах Л.С. Выготского подчеркивается, что формирование знаковой системы обладает важным значением для развития ребенка [1]. А.Р. Лурия определил, что процесс формирования социального опыта ребенка должен быть основан на принятии опыта, сформированного всеми предшествовавшими поколениями, в том числе и опыта знаково-символической системы [2].

На основании представленных позиций, можно сделать вывод, что успешный характер освоения знаково-символической системы позволяет развивать личность. При этом под знаково-символической деятельностью необходимо понимать лишь отражение, либо преобразование окружающей действительности, отдельно стоит обратить внимание на используемые при этом социальные средства, которые не должны отождествляться с отражаемым объектом [3].

В настоящее время знаково-символическая деятельность обучающихся является важной составляющей частью познавательного аспекта обучения, внедряется во все предметные области. Как было отмечено ранее, данное утверждение имеет подтверждение во ФГОС, где навык использования знаково-символических средств представления информации является планируемы результатом освоения обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего образования. В контексте знаково-символической деятельности следует отметить разницу между понятиями «знак» и «символ».

Для определения понятий «знак» и «символ» используются многочисленные дефиниции. Так, в работах Н.Г. Салминой предлагаемые понятия представляют собой содержание объекта, связанного с конкретным знаком, это позволяет раскрыть его как символ исходя из определенного изображения, отношения и смысла. Сам автор отмечает, что в данном контексте такие отличия не имеют существенного значения. Именно позиция Н.Г. Салминой является общепринятой [5].

Другое определение было представлено в работах А.Ф. Лосева, где символ представляет собой идейную, идейно-образную структуру, которая содержит конкретные указания на отличающиеся предметы, для которых она и является неразвернутым знаком [3].

Наше исследование проводилось на базе МАОУ Школа №87 городского округа город Уфа РБ, на примере 4 класса, в исследовании приняло участие 30 человек. Для исследования использовался, в качестве базы субтест Д. Веслера.

Целью методики было выявить умения детей кодировать информацию при передаче содержания читаемого произведения. За основу был взят отрывок из произведения В. Драгунского «Денискины рассказы».

Для диагностики было выделено три основных уровня:

1 Ребенок не понимает представленные инструкции. На тренировочном этапе ребенок правильно выполняет задание, но при необходимости самостоятельного кодирования информации прекращает выполнение. Умение кодирования информации не сформировано. Верно выполнено менее 25% задания.

2. Выполнение задание соответствует заданию, при этом ребенок допускает ошибки, либо выполняет задание медленно. В задании выполнено от 25 до 65%. Умение сформировано частично.

3. Ребенок правильно выполнят задание по кодированию, он правильно понимает инструкции и следует им при выполнении. Количество ошибок незначительное, либо они отсутствуют, темп выполнения высокий. Правильно выполнено более 65% задания. Умение сформировано.

В результате проведенной диагностики можно прийти к выводу, что большая часть учеников обладают низким, а именно 3 уровнем кодирования информации, поскольку большинство учеников допустили критическое количество ошибок, либо не преступили к самостоятельному выполнению задания по кодированию информации. Только у 34% учеников навык использования символьно-знаковой системы сформирован на высоком уровне. Эти дети достаточно быстро и с минимальным количеством ошибок справились с заданием. Остальные 29%  детей  показали средний уровень, т.е. дети допускали ошибки, но при этом выполнили правильно большую часть задания. Следовательно, необходимо проводить дополнительную работу на уроках литературного чтения по развитию навыков кодирования информации.

Исследуя проблему применения знаково-символического действия в рамках уроков литературного чтения стоит отметить, что она взаимосвязана с формирование метапредметных результатов. Специальная знаково-символическая система позволяет школьнику не только расширить восприятие окружающего мира, но и наполнить изучаемый литературный мир конкретными знаками и символами. Использование знаково-символических средств предоставит возможность детям лучше ориентироваться в информационном пространстве, поскольку данные действия ориентированы на работу с информацией, которая поступает извне. Формирование у обучающихся знаково-символических действий становится важной задачей современной системы образования.

 

Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология[Текст] / Л. С. Выготский. –Москва : АСТ, 2005.– 670 с.
2. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия.– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
3. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф[Текст]/ П. В. Алексеев, А. В. Панин. –Москва : Изд-во Моск. ун-та,1991. – 428 с.
4. Ремезова, И.И. Проблема человека в философии образования. Философия образования для XXI века[Текст] / И. И. Ремезова, Т. П. Анишина. –Москва : Логос, 1992. –252 с.
5. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении[Текст] / Н. Г. Салмина. –Москва : Изд-во МГУ, 1988. – 286 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. N 373) (с изм. и доп. от 26.11.2010 г., 31.12.2015 г.) [Электронный ресурс].– Электрон. дан. – Режим доступа: https:// base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33
7. Хуторской, А.В. Дидактика [Текст] : учебник для вузов / А. В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 720 с