Статья:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Еримбетова М.Б. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/133789 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

Еримбетова Медина Батырхановна
магистрант, Казахский Национальный Университет Искусств, Казахстан, г. Астана
Кабиева Турсынгуль Койшыбаевна
научный руководитель, Казахский Национальный Университет Искусств, Казахстан, г. Астана

 

Аннотация. В современном образовательном ландшафте дистанционные технологии революционизируют методы преподавания и обучения. Этот процесс особенно заметен в области арт-менеджмента, где индивидуальный и культурный контекст играют ключевую роль. Данная статья исследует влияние дистанционных технологий на процесс обучения бакалавров арт-менеджмента, особенно в контексте персонализации их компетентностной подготовки. Основываясь на данных из опросов студентов, а также анализа актуальных учебных программ, мы рассматриваем преимущества и вызовы этого подхода, стремясь выявить оптимальные стратегии для его интеграции в учебный процесс.

Представлены четыре характеристики сущности персонализации образовательного процесса. Персонализация подготовки бакалавров арт-менеджмента – это уникальный способ для человека освоить богатейший потенциал арт культуры. Выявлен потенциал дистанционных технологий, который способствует персонализации компетентностной подготовки бакалавров арт-менеджмента. Во-первых, дистанционные технологии активизируют субъектную позицию студента. В поведенческом аспекте бакалавр арт-менеджмента, входя в позицию субъекта, должен выстраивать собственную образовательную траекторию, а в смыслообразующем аспекте он должен выстраивать собственные отношения с миром искусства. Во-вторых, они повышают открытость образовательного процесса. В-третьих, они актуализируют такие качества личности, как инициативность и креативность.

 

Ключевые слова: Арт-менеджмент; персонализация; дистанционные технологии; управленческие компетенций; электронное обучение.

 

Введение

В эпоху цифровой трансформации сфера образования стоит перед новыми вызовами и возможностями. С развитием интернет-технологий и доступности онлайн-платформ границы классического образования стали размываться, предоставляя студентам и преподавателям новые горизонты для взаимодействия и обмена знаниями. Этот процесс активно затрагивает различные дисциплины, и арт-менеджмент — не исключение. Арт-менеджмент, объединяющий в себе арт-индустрию и менеджмент, требует особого подхода к обучению из-за его уникального характера и сочетания практических и теоретических аспектов. В такой дисциплине, где индивидуальность, креативность и культурное понимание играют ключевую роль, персонализированный подход к обучению становится особенно ценным.

С развитием цифровых технологий учебный процесс претерпевает революцию. Это особенно актуально для дисциплин, требующих индивидуального подхода, как арт-менеджмент. В XXI веке приоритетным вектором модернизации высшего образования является реализация личностно-ориентированной направленности. Многие исследователи утверждают, что сегодня эта тенденция должна получить новый импульс. Недостаточно просто обратиться к личности студента, важно создать условия, чтобы человек мог обратиться к самому себе, сделать осознанный свободный выбор, сформировать новую реальность, в которой он воссоздает себя. Созданию оптимальной личностно-ориентированной системы образования способствуют следующие методические рекомендации: принципы субъективного, проектного, активного, контекстуального типов обучения и т.д. В нашем исследовании персонализация служит методологической основой, которая способствует активизации личностно-субъектной позиции студентов и преподавателей и тем самым формированию их профессиональной компетентности, реализации процессов самореализации и развития их личности.

Термин "персонализация" в современной литературе используется неоднозначно. "Персонализация", происходящее от слова "persona" ("персона" - "личность"), указывает на принадлежность к какой-либо личности или сосредоточенность на ней. Термин "персональный" интерпретируется как личный, неотъемлемый, относящийся или принадлежащий физическому лицу или частному лицу – "персональное приглашение", "персональный компьютер", "личный профиль" и т.д. В этом контексте "персонализация" рассматривается как процесс трансформации объекта, его преображение в соответствии с характеристиками и потребностями определенного человека. Сегодня есть место персонализации языка и речи, технических устройств, информационного пространства, окружающей среды и так далее, где человек "подстраивает" элементы окружающей действительности, обеспечивая тем самым комфортное и эффективное взаимодействие с ними. Конечно, персонализация реализуется в условиях вариативности, что дает индивиду возможность выбора.

В свете вышеуказанных изменений возникают вопросы о том, как дистанционные технологии и персонализация обучения могут оптимизировать и улучшить процесс обучения в области арт-менеджмента. Настоящее исследование стремится осветить эти вопросы, предоставив глубокий анализ текущего состояния дел и потенциальных перспектив для будущего.

Теоретические основы

Основываясь на теоретическом анализе исследований, посвященных сущности персонализации в образовании, мы выделили следующие характеристики: во-первых, персонализация – это процесс, имеющий большую цель, которая заключается в важности и необходимости формирование личности каждого индивида (участника образовательного процесса), а также развитие личностных функций, и самореализация; во-вторых, это процесс формирования уникальности и индивидуальности, выработка авторской позиции по отношению к обществу и собственной жизни путем самостоятельного и ответственного преобразования окружающей действительности, в частности, элементов образовательной системы и построения индивидуальных траекторий развития; в-третьих, это взаимозависимый процесс экстериоризации характеристик конкретной личности во внешнюю реальность, непосредственно в образовательный процесс, в результате которого происходит воздействие и трансформация либо определенных его компонентов, либо личностей других индивидов, то есть возникает целесообразная трансформация и диверсификация процесса обучения, а также обратный процесс интериоризации, т.е. заимствования из сферы общественных отношений и общественного опыта личностно значимых элементов социализации; в-четвертых, это процесс проявления, презентации, трансляции своей индивидуальности другим личностям; осуществление корректировок своего образа для того, чтобы быть востребованным, конкурентоспособным, вносить свой вклад в культурные и социальные процессы и само реализоваться.

Выявлено, что именно персонализация компетентностной подготовки бакалавров арт-менеджмента повышает эффективность их образования и личностного развития в целом. В педагогической науке доказано, что индивидуальные различия учащихся определяют процесс познания, развития и формирования компетентности. Сегодня мы должны не просто учитывать это обстоятельство, но и способствовать тому, чтобы бакалавр стал соавтором, предметом его компетентной художественной и педагогической подготовки. Бакалавр специальности арт-менеджмент должен четко осознавать необходимость того или иного этапа обучения для своей компетентности и личностного развития.

Таким образом, основываясь на изученном материале, раскрывается основные положения персонализации компетентностной подготовки бакалавров арт-менеджмента: во-первых, персонализация предполагает, что развитие компетенций является неотъемлемой составляющей профессионально-личностного становления и самореализации бакалавров; во-вторых, персонализация осуществляется через осознание бакалаврами необходимости формирования уникального опыта в области искусства, что возможно через про-активное проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и маршрутов самореализации; в-третьих, персонализация актуализируется в процессе проявления бакалаврами своей субъектности посредством включение во взаимообогащающее межличностное общение, диалог, сотрудничество, сотворчество, прежде всего с представителями творческой педагогики; в-четвертых, персонализация – это целесообразная трансформация и диверсификация процесса обучения, при которой активизируется потенциал личностного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями, что особенно важно и актуально, поскольку структура художественно-творческой деятельности не укладывается в формат разовых эмоциональных и когнитивных актов.

На заре обсуждения вопросов персонализации и индивидуализированности в образовании существовало убеждение, что эти идеи могут быть полностью реализованы, если будет достигнут определенный уровень электронного обучения и дистанционных технологий. Дистанционные технологии позволяют реализовать доступность образования для разных слоев населения, независимо от места жительства учащегося и состояния его здоровья.

Методология

Для анализа использовались квалификационные опросы студентов-бакалавров. Также был проведен анализ учебных программ университетов по арт-менеджменту. С помошью практического исследования был выявлен потенциал технологий дистанционного обучения в контексте персонализации компетентностной подготовки бакалавров специальности арт-менеджмент.Три основные позиций потенциального дистанчионного обучения:

1. Дистанционные технологии укрепляют субъектную позицию студента. В поведенческом аспекте бакалавр арт-менеджмента, вступая в позицию субъекта, должен выстраивать свою собственную образовательную траекторию, а в смыслообразующем аспекте он должен выстраивать свои собственные отношения с миром искусства. Дистанционные технологии создают изменчивую среду для проектирования собственных траекторий обучения.

Разработка учебного материала с использованием дистанционных технологий предоставляет следующие возможности: освоение материала в индивидуальном темпе; варьирование объема усваиваемой информации, возможность выбора дополнительного материала, контрольных и оценочных заданий, получение объективной информации и использование мультимедиа для ее восприятия в различных форматах (текстовом, визуальном, слуховом, и т.д.).

2. Дистанционные технологии повышают открытость образовательного процесса. Сегодня это свойство коррелирует с признанием того факта, что человек тоже является открытой системой. Осознавая себя как неизменяемую данность, он не может в полной мере реализовать свой приогут стать удаленные ресурсы: электронные образовательные курсы, образовательные порталы, электронные учебники и буклеты, онлайновые и виртуальные музеи и выставки, профессиональные чаты и форумы и т.д. Они, в свою очередь, обладают следующими свойствами:

  • интегративность представления различных информационных форматов: визуального, аудиального, вербального, анимационного, виртуального, гипертекстового и т.д., сочетающих различные виды деятельности: репродуктивную, продуктивную, исследовательскую и т.д.;
  • межпредметность – предоставляют возможности для межпредметной интеграции информации в рамках единого ресурса вариативность – содержат необходимый объем для выбора различных возможностей персонализации учебной и творческой работы: уровень сложности работы, режим и процедура выполнения действий, формы отчетности и т.д.;
  • эффективность – обновление контента происходит в соответствии с изменениями в объективной реальности.

3. Дистанционные технологии актуализируют такие личностные качества, как инициативность и креативность. Именно эти характеристики формируют основу будущей профессиональной деятельности бакалавров арт-менеджмента: интерпретация явлений, фактов и произведений художественной культуры, поиск и реализация неординарных решений стандартных и нестандартных профессиональных педагогических задач, критическое отношение к обстоятельствам и реалиям окружающего мира об искусстве и обществе. Ядром персонализации компетентностной подготовки бакалавров арт-менеджмента является инициативное и творческое проектирование индивидуальных маршрутов теоретического, практического, коммуникативного, исполнительского, оценочного развития.

Эмпирический этап нашего исследования состоял в том, чтобы проверить эффективность выявленных теоретических положений. Ядром подготовки бакалавров арт-менеджмента является управленческая деятельность. Мы следили за уровнем развития этой компетенции. В связи с этим мы определили три критерия развития управленческой компетентности и выявили четыре уровня: низкий, приемлемый, средний, высокий.

Диагностика уровня развития управленческой компетентности бакалавров арт-менеджмента определялась с использованием следующих методов: анкетирования, интервьюирования и наблюдения (по мотивационно-ценностному критерию); тестирования на выявление коэффициента усвоения управленческих знаний и устных опросов (по когнитивному критерию).; проективные методики, экспертная оценка результатов учебной и учебно-профессиональной деятельности студентов (по критериям активности).

На базе Карагандинского колледжа искусств имени Таттимбета было проведено экспериментальное исследование развития управленческой компетенции студентов арт-менеджмента на основе персонализации их образования с помощью дистанционных технологий. Мы сформировали две группы: экспериментальную группу (ЭГ) из 18 человек и контрольную группу (КГ) из 17 человек. Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В обозначенных группах на констатирующем этапе, по результатам диагностики, студенты имели низкий и приемлемый уровни развития управленческой компетентности – 39,4% от общего числа студентов в ЭГ и 41,8% в КГ, 35,7% в ЭГ и 34,3% в КГ были соответственно на приемлемом уровне. уровне, 17,8% в ЭГ и 15,6% в среднем в КГ, на высоком – 7,1% в ЭГ и 8,3% в КГ.

На формирующем этапе эксперимента мы включили студентов в процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для освоения художественных и теоретических дисциплин. Студенты имели доступ к электронным образовательным ресурсам, представленным в удаленном формате MOODLE. Для лучшей организации работы студентов мы разработали электронный каталог источников информации по видам смм и маркетинг.

Обсуждение

В целом, хотя дистанционные технологии предоставляют множество новых возможностей для арт-менеджмента, их внедрение требует тщательного планирования и учета многих аспектов обучения. Но несмотря на это было выявлено много плюсов:

  • Опрошенные преподаватели отметили улучшение в качестве обучения благодаря адаптации к индивидуальным потребностям студентов.
  • Студенты ценят гибкость, которую предоставляют дистанционные технологии, но также подчеркивают важность практического опыта в арт-менеджменте.
  • Дистанционное обучение может сглаживать культурные особенности, что важно учитывать при разработке учебных программ, особенно в области арт-менеджмента, где культурный контекст играет ключевую роль.
  • Основной тренд – использование дистанционных технологий для персонализации обучения, позволяющего студентам развивать уникальные компетенции.

Но при этом стоит учитывать такие моменты как:

  • "Интеграция технологий и практики": Несмотря на то, что дистанционные технологии предоставляют студентам доступ к мировым ресурсам и знаниям, существует опасность потери важных практических аспектов обучения. В арт-менеджменте взаимодействие в реальном времени, например, при организации мероприятий или выставок, является ключевым компонентом образования.
  • "Мотивация и саморегуляция"": Дистанционное обучение требует высокой степени самодисциплины со стороны студентов. В отсутствие традиционного классного взаимодействия студентам нужно уметь управлять своим временем и мотивацией.
  • "Технологический разрыв": Возможность доступа к высококачественным дистанционным ресурсам может быть ограничена для студентов из менее обеспеченных регионов или учебных заведений. Это может привести к усилению социального и образовательного неравенства.
  • "Обратная связь и взаимодействие": Хотя дистанционные платформы предлагают различные инструменты для коммуникации между преподавателями и студентами, ничто не может полностью заменить личное общение. Важно найти способы сохранения качественной обратной связи для студентов.

 

Выводы

На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня развития управленческой компетентности по трем критериям в экспериментальной и контрольной группах. Сравнительные результаты начального и заключительного этапа исследования приведены в таблице.

Таблица 1.

Динамика уровня развития управленческой компетентности бакалавров в экспериментальной и контрольной группах (в % от общего числа студентов).

Уровни

Высокий

Примлемый

Средний

Низкий

 

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Констатирующий

этап

8,3%

7,1%

15,6%

17,8%

34,3%

35,7%

41,8%

39,4%

Заключительный этап

9,9%

18,6%

37,5%

61,6%

27,3%

14,7%

25,3%

5,1%

 

Показатели в экспериментальной группе объективно выше, чем в контрольной, что дает нам основание считать работу, проведенную на формирующем этапе исследования, эффективной.

Дистанционные технологии значительно улучшают и персонализируют процесс обучения в области арт-менеджмента. Также персонализация обучения помогает студентам развивать уникальные компетенции, делая их более конкурентоспособными на рынке труда. Но при этом важно сохранять баланс между теоретическими знаниями и практическим опытом в данной области. Внедрение дистанционных технологий также подталкивает учебные заведения к пересмотру традиционных методик преподавания, что способствует обновлению и улучшению учебного процесса. Персонализация обучения через дистанционные технологии способствует более глубокому и продуктивному взаимодействию между студентами и преподавателями, позволяя учесть индивидуальные интересы и потребности каждого студента.

Таким образом, дистанционные технологии предоставляют новые возможности для обучения в области арт-менеджмента, но требуют комплексного и осознанного подхода для их эффективного применения.

Заключение

Удаленные технологии не только открывают возможности решения актуальных на сегодня кейсов, но и позволяют нам смотреть в будущее, благодаря мобильности проникновения инноваций в эту систему, гибкости использования информации, современных технологий. В результате возникает ситуация "некоторой неопределенности", из-за чего у студента появляется импульс к инициативе и творчеству.

Таким образом, несмотря на неоднозначность оценки дистанционных технологий в образовании, в частности, в образовании искусств, они становятся неотъемлемой частью современной образовательной системы. Дистанционные технологии содержат богатый потенциал для формирования перспективной системы образования за счет привлечения современных и инновационных средств. Дистанционные технологии обладают несомненным потенциалом в персонализации компетентностной подготовки бакалавров арт-менеджмента. Во-первых, дистанционные технологии укрепляют субъективную позицию студента; во-вторых, они повышают открытость образовательного процесса, а в-третьих, актуализируют такие личностные качества, как инициативность и креативность.

Современный мир образования находится на пороге глобальных изменений, стимулируемых развитием технологий и стремлением к индивидуализации обучения. В области арт-менеджмента, где культурный и творческий контексты имеют первостепенное значение, дистанционные технологии и персонализация обучения открывают новые горизонты для эффективной подготовки специалистов. Однако, как и любые инновации, внедрение новых методик и подходов требует тщательного анализа, планирования и корректировки. Чтобы дистанционные и персонализированные методы обучения действительно приносили пользу, необходимо учитывать, как педагогические, так и технологические аспекты, а также особенности самой дисциплины арт-менеджмента.

Надеемся, что наше исследование станет отправной точкой для дальнейших размышлений и экспериментов в этой области, способствуя развитию качественного и инновационного образования для будущих арт-менеджеров.

 

Список литературы:
1. Грачев, В.В. (2005) Социокультурные основы персонализации высшего профессионального образования. Москва: Изд-во Московского государственного университета. https://www.rsl.ru
2. Петровский В.А. (1996). Личность в психологии: парадигмы субъективности. Ростов на Дону: Изд-во РГПУ. https://www.koob.ru/petrovsky/psychology_personality_pet
3. Абрамова, О.В. (2019). Дистанционное образование в контексте современных технологий. "Научный журнал образования", 2(15), 34-41.
4. Васильев, Д.А. (2018). Персонализация в образовании: теория и практика. "Вестник образовательных технологий", 4(22), 23-29.
5. Головин, С.Б. (2020). Арт-менеджмент в эпоху цифровизации. "Культурный менеджмент", 1(11), 10-18.
6. Захарова, И.М. (2017). Технологии обучения в арт-менеджменте: от традиций к инновациям. "Современное искусство и образование", 3(9), 45-53.
7. Кириллова, А.П. (2019). Особенности персонализированного обучения в высшем образовании. "Педагогика и психология", 2(14), 67-74.
8. Миронова, Е.В. (2018). Цифровые технологии в процессе обучения арт-менеджменту. "Научные труды по искусству и культуре", 1(6), 112-120.
9. Петров, Р.Ю. (2017). Дистанционное обучение: вызовы и перспективы. "Образовательные технологии в XXI веке", 3(19), 28-36.
10. Федоров, А.В. (2020). Адаптация обучения арт-менеджмента в условиях цифровой трансформации. "Искусство и образование в XXI веке", 2(8), 55-63.
11. Белоусова, О.В. "Развитие управленческих компетенций бакалавров арт-менеджмента в условиях современного образования". Вестник Московского университета культуры и искусств, 2019, том 2, с. 45-50.
12. Кузнецова, Е.А. "Использование современных технологий в обучении бакалавров арт-менеджмента". Инновации в образовании, 2018, том 3, с. 67-72.
13. Петрова, Н.В. "Организация практических занятий по управлению в сфере культуры для бакалавров арт-менеджмента". Профессиональное образование в современном мире, 2017, том 2, с. 34-39.
14. Смирнова, О.А. "Развитие исследовательских навыков бакалавров арт-менеджмента в процессе обучения". Научный вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2019, том 1, с. 78-83.
15. Чернова, Е.В. "Новые подходы к обучению бакалавров арт-менеджмента". Вестник Российского университета дружбы народов, 2018, том 4, с. 56-61.