ПРАКТИКО-ОРИЕТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
ПРАКТИКО-ОРИЕТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В публикации представлен обзор существующей практики отечественной вузовской науки, а так же рассмотрены исторически сложившиеся в ней типы высших учебных заведений. Дано авторское виденье развития вузовской среды в России с позиции внедрения практико- ориентированного подхода.
Ключевые слова: вузовская наука, вузовская среда, высшие учебные заведения, высшая школа, инновации, практико-ориентированный подход, национальная инновационная система.
Введение
Важнейшим условием для достижения основных стратегических целей, таких как усиление нынешнего политического и экономического положения России на мировой арене, является рост и повышение конкурентоспособности вузовской науки.
Вузовская наука, бесспорно, является ключевым звеном научного потенциала всей страны.
Только она является тем плацдармом и звеном позволяющим создавать научно- инновационные продукты с последующим их апробированием в учебном процессе и привлечением к такой научной работе занятых в обучении студентов, дает возможность воспитать высокоуровневого, квалифицированного, а так же практико-ориентированного специалиста. Что в дальнейшем определяет качество и степень подготовки высококвалифицированных кадров в системе высшей школы.
В Российской Федерации осуществляют свою деятельность около 690 высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.
Все они проводят исследования и разработки в области науки, которые являются плодотворной основой для создания и развития инфраструктуры научно- исследовательской и инновационной деятельности.
Типы высших учебных заведений и аспекты вузовской науки
В ведущих индустриальных странах университеты, наряду с промышленными компаниями, играют лидирующую роль в развитии науки. На базе университетов выполняется значительная часть фундаментальных исследований. Новейшие тенденции в университетской науке связаны с ее растущим вкладом в инновационный и экономический потенциал в целом, увеличением объемов ее финансирования промышленностью, созданием в массовых масштабах малых исследовательских и технологических фирм. Институциональная структура российской науки, ее внутренние взаимосвязи, механизмы функционирования в основном сформировались задолго до начала радикальных политических и экономических реформ.
Преобразования последних лет, несмотря на изменения в формах собственности, ликвидацию большинства отраслевых министерств, возникновение новых организационных структур и т.п., пока не затронули принципиальных основ сложившейся в советские времена институциональной модели науки. Основной формой организации науки в России по прежнему остаются юридически самостоятельные научно-исследовательские институты академического и отраслевого профиля, обособленные от вузов и предприятий реального сектора экономики [1].
На сегодняшний день в России можно выделить три основных типа высших учебных заведений [2]:
- научно-исследовательские университеты в лице столичных университетов либо это вузы, интегрированные с крупными научно исследовательскими структурами, а также ведущие университеты крупных регионов;
- учебно-исследовательские вузы, как правило, это региональные университеты и академии. Именно на эти структуры приходится основной объем подготовки специалистов;
- учебный комплекс высшего профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное обучение (колледжи, реализующие
- модель непрерывного образования, берущиеся за освоение вузовских программ профессионального образования и привлекающие в значительной мере ресурсы других вузов).
На современном этапе в образовательной сфере важнейшее значение преобладают крупные университеты. Они представлены в виде университетских комплексов, включающих не только образовательные, но и исследовательские подразделения, а также структуры, обеспечивающие инновационную деятельность университетов и тесную кооперацию последних с промышленностью – совместные исследовательские центры университетов и промышленности, научные и технологические парки, инновационно-технологические центры, промышленные исследовательские консорциумы, центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и др. [3].
Вузовская наука в России имеет многогранное значение. Отметим только наиболее важные аспекты, из которых складывается ценность вузовской науки [4]:
Экономический аспект вузовской науки проявляется в том, что она:
во-первых, является необходимым условием научно-технического про- гресса, предпосылкой развития современных наукоемких производств и пе- редовых технологий;
во-вторых, выступает в качестве основы подготовки квалифицирован- ных практико-ориентированных кадров для всех отраслей народного хозяйства;
в-третьих, представляет собой одно из перспективных направлений предпринимательской деятельности (торговля патентами, лицензиями и т.д.).
Социальный аспект проявляется в том, что вузовская наука содействует повышению социальной активности и востребованности населения (прежде всего, интеллигенции, находящейся сейчас в наиболее уязвимом положении).
Кроме того, она оказывает непосредственное влияние на состояние общего уровня культуры и образования в обществе.
Политический аспект может быть интерпретирован следующим обра- зом: повышение уровня образованности и культуры в обществе является важной гарантией демократического строя и основой для дальнейших про- грессивных политических преобразований в стране.
Все вышеизложенное (политический, социальный и экономический ас- пекты), а также военный аспект научных исследований и разработок, прово- димых в системе образования, позволяют определить вузовскую науку в ка- честве важного фактора обеспечения национальной безопасности.
В зарубежных странах, таких как США, практико-ориентированный подход имеет широкое применение и вместе с тем является неотъемлемой частью образовательной программы государства.
Однако помимо положительной характеристики использования практико- ориентированного подхода, так же просматривается наличие ряда недостатков.
В России на данном этапе, по-прежнему упор стоит на совершенствование интеллектуального потенциала страны, в то время как практико-ориентированный подход слаб и только получает предпосылки к дальнейшему развитию.
Квалификация, компетентность кадров и их высокая гражданская ответственность во многом определяет масштабы и темпы развития интеллектуального потенциала России.
Это актуализирует проблему реформирования высшей школы, поскольку наряду с положительным опытом подготовки специалистов с высшим образованием, в последний период обострились многие ранее не решаемые проблемы.
Необходимо не только сообщение студентам определенного объема знаний и умений, но и формирование у них способности самостоятельно действовать при решении различных производственных задач, используя приобретенные знания, умения, навыки.
Заключение
Из выше изложенного нами видится, что основная задача вузовской науки России сводится к обеспечению достойной подготовки высококвалифицированных, а так же практико-ориентированных кадров, с целью дальнейшего эффективного использования, существующего научно- исследовательского и инновационного потенциала, которым владеет Россия, для решения ее социальных и экономических проблем.
Таким образом, на наш взгляд, для дальнейшего совершенствования вузовской науки, и как видится повышения уровня подготовки квалифицированных и практико-ориентированных специалистов, в Российской Федерации необходимо использовать и внедрять передовой зарубежный опыт. Неоспоримые достижения мирового сообщества в области науки и образования могли бы послужить отечеству достойным примером.