Статья:

Развитие грамотности младших школьников в процессе изучения состава слова

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кочетова А.А. Развитие грамотности младших школьников в процессе изучения состава слова // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88299 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие грамотности младших школьников в процессе изучения состава слова

Кочетова Анастасия Алексеевна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж, РФ, г. Тамбов
Зотова Татьяна Николаевна
научный руководитель, проф., ТОГАПОУ Педагогический колледж, РФ, г. Тамбов

 

Слово - важная единица языка. Анализ внутренней структуры слова, который в школе называется разбор слова по составу, является одним из самых сложных задач на уроках русского языка, а также помогает пополнить словарный запас учащихся. Правильный и точный разбор слова по составу помогает предотвратить орфографические ошибки, в основном потому, что русское правописание основано на морфологических принципах.[3]

Актуальность исследования заключается в том, что у учащихся начального курса русского языка наблюдается недостаток грамотности, связанный с изучением морфем слов. Это приводит к тому, что у них возникают трудности с дальнейшим изучением русского языка.

Проблема обучения детей чтению и письму всегда стояла крайне остро не только в педагогике, но и в общественной жизни, ведь грамотность людей - их оружие в борьбе за культуру. Поэтому получение качественных навыков правописания остается одной из самых сложных задач в начальном образовании.

Принято считать, что развитые разговорные навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимаются как признак образованности и воспитания человека и во многом определяют его социальную и профессиональную деятельность. Считается, что культура речи - это «облачение мысли, которое сразу определяет образовательный уровень человека.

Если учащиеся самостоятельно передвигаются в структуре слов, учатся различать и классифицировать разные части слова и понимать их значение, они будут писать их правильно. Умение анализировать элементы слова помогает выучить правила орфографии. Также важен морфемный анализ слова: с акцентом на морфемы для определения словарного запаса слова, учащимся придется выучить много слов, работая со словарями, чтобы узнать их лексическое значение. Благодаря такой работе словарный запас пополняется новыми словами, кругозор учащихся развивается и расширяется.

Анализ слова по составу наиболее эффективен при взаимодействии с компонентами словообразования. На базовом уровне словообразования младшие школьники изучают наиболее распространенные префиксы и суффиксы русского языка, в том числе наиболее полезные формы словообразования.[2]

Подготовительные наблюдения учащихся о том, как одно слово было преобразовано в другое, создают возможность для сознательного разделения слова на морфемы.

Морфемный анализ слова развивает ЗУН, активность и самостоятельность учащихся. Без способности различать морфемы в единице речи невозможно изучать части речи, многие правила правописания, понимать значение большинства слов и осознанно изучать грамматику.

Важным в изучении состава слова и при дальнейшем изучении русского языка является морфологический принцип.

Морфологический принцип написания предполагает единообразное, идентичное написание морфем - корня, приставки, суффикса, финала, независимо от фонетических изменений звукового слова, происходящих при образовании родственных слов или словоформ. [2]

К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах – корне, приставке, суффиксе, окончании. Проверка написания по морфологическим признакам включает: во-первых: понимание значения проверяемого слова или фразы, без которого невозможно найти связанное с ним тестовое слово, определить форму падежа; во-вторых: анализ морфологического состава слова, умение определять место написания, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определение состава слогов, ударных и безударных слогов, выделение гласных и согласных, понимание слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) - определение части речи, формы слова, например: существительное, первое склонение, стоит в единственном числе и т. д.

Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет методику обучения орфографии: последняя основана на осознанном, аналитическом подходе к языку, понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонематического состава слова. [1]

Таким образом, при помощи методик изучения морфем и состава слова, а также, при помощи упражнений на основе морфологического принципа можно повысить орфографическую грамотность учащихся начальных классов.

 

Список литературы:
1. Акопкехвян М.Ж. Изучение морфемного состава слова в начальных классах / ред. И.В. Иванченко. М.: Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития, 2020. 95-97 с.
2. Достовалова О.А. Морфемный состав слова – основа грамотного письма. М.: Тенденции развития психологии и педагогики, 2014. 13-15 с.
3. Мережко Е.Г. Формирование языковой компетенции младших школьников в процессе изучения состава слова и словообразования // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 3. С. 47-50