Статья:

Использование сервисов Web 2.0 для создания учебных материалов на уроках технологии в 6 классе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гараева Л.Ф. Использование сервисов Web 2.0 для создания учебных материалов на уроках технологии в 6 классе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/95052 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование сервисов Web 2.0 для создания учебных материалов на уроках технологии в 6 классе

Гараева Лилия Фаритовна
студент Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета РФ, г. Елабуга
Седов Сергей Алексеевич
научный руководитель, канд. пед. наук. доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена история Web’a, отличительные особенности Web 2.0, а также его роль и возможности в образовательном процессе, в частности на уроках технологии в 6 классе.

 

Ключевые слова: Web 2.0, информатизация образовательного процесса в школе, информационные технологии на уроках технологии в 6 классе.

 

Актуальность темы исследования заключается в возможностях оптимизации процесса преподавания средствами технологий Web 2.0. Особенно сейчас, когда  целью образования является создание условий для максимального развития личностного потенциала каждого обучающегося. Web2.0 – это интерактивные, ориентированные на социализацию Интернет-сервисы, где центром являются люди и возможность их самовыражения. Они могут быть использованы для создания учебных материалов, в частности на уроках технологии (на различных этапах обучения: от изучения нового материала до проверки домашнего задания).

История Web'а. Можно выделить три эпохи развития Web'а [4].

Первая: Web 0.1. Это этап зарождения такого явления, как Web, когда интернетом пользовались исключительно НИИ и иные корпорации, для которых эта сеть и создавалась. Стандартом был SGML (прародитель HTML), представлял собой перечень только текстовых документов, привязанных друг к другу гиперссылками.

Вторая эпоха: Web 1.0.  В Интернете появилось всё: фотографии, музыка, видео, тексты и т.д. Расширилась аудитория Интернета, появился веб-дизайн, который придал внешний вид. Однако, лишь немногие могли создавать собственные сайты. Необходимо было разбираться в устройстве HTML, покупать услуги хостинг-провайдеров, цены которых были высоки. То есть, центр  Web 1.0 – сайты, а не люди.

Третья эпоха: Web 2.0. Это результат постоянного прогресса и улучшений. Web 2.0 – это не новый стандарт или формат, это всего лишь обозначение новых течений, тенденций, когда центром являются люди и упрощение методов их самовыражения.

Основное отличие технологии Web 2.0 в том, что платформа формируется и продвигается не средствами публикации, а интерактивными инструментами,  силами постоянных пользователей. На базе Web 2.0 построены: онлайн-игры, социальные сети, форумы, блоги, социальные закладки, чаты, сообщества и др. Здесь пользователи сами управляют контентом, дополняют и регенерируют его, тем самым продвигая платформу.

Мы живем в мире постоянного потока информации. Наши дети – это уже активные члены информационного общества. Поэтому необходимо менять роль учителя. Он должен стать координатором информационного потока и, как следствие, владеть новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со школьниками.

Учащиеся 6 класса – дети, только вступающие в подростковый возраст. Это сложный период, которому характерен кризис идентичности и отделения от семьи, стремление к самостоятельности и независимости. На фоне активного психофизиологического развития могут возникнуть проблемы с учебой: снижение внимания, интереса к учебной деятельности, недостаточная мотивированность к обучению [1].  В этот период важно увлечь подростков предметом на эмоциональном уровне и способствовать развитию позитивного отношения к учебе

В образовании Web 2.0 рассматривается с позиции доступа к обучающим инструментам через браузер, а также возможность самостоятельного формирования и изменения образовательного контента, обмена знаниями от учителя к ученику, между учениками и от ученика к учителю [2]. Как Вы понимаете, это способствует формированию высококачественной образовательной среды.

В результате исследования нами были сделаны выводы о том, что сервисы  Web 2.0 могут быть использованы на любом этапе урока.

Сервисы для создания учебных материалов с использованием технологий web 2.0:

Google презентации – для изучения нового материала. В Google Диске презентации создаются практически также как и в Power Point, но имеют функции «совместная работа» и «комментирование слайдов». Для создания трехмерных презентаций можно использовать сервис http://app.emaze.com. Важно, что созданную на этом сайте презентацию, можно скопировать на USB-носитель и воспроизвести на компьютере без доступа к сети Интернет. Либо выложить в соцсети, для самостоятельного просматривания дома.

Сервис bubbl.us подходит для изучения нового материала. Бесплатная оn-line программа разработана для построения кластерных карт, позволяет организовать коллективную деятельность за счет возможности редактировать графические схемы нескольким пользователям.

RealtimeBoard позволяет сделать урок интерактивным, наглядными и запоминающимся [3]. Это интерактивная доска, с возможностью добавления медиа-файлов, для создания творческих проектов в совместном доступе с учащимися и коллегами.

Онлайн-сервис classtools.net содержит шаблоны, с помощью которых можно создать дидактическую игру или диаграмму для закрепления обучающимися изученного материала. Разработанные игры можно размещать на страницах сайтов и блогов.

Сервис «Плэйкаст» – оригинальная открытка, объединяющая фотографии, картинки, текст и музыку в единое целое.

Для проверки домашнего задания можно использовать сервис Google форма. Онлайн-сервис позволяет создавать опросные формы нескольких типов:

- вопрос-ответ

- закрытый вопрос

- открытый вопрос.

Учителю удобно проверять такое домашнее задание, потому что полученные результаты автоматически собираются в таблицы со статистической обработкой информации.

Также для проверки домашнего задания или закрепление изученного материала можно использовать популярный сервис learningapps.org. Он позволяет создавать интерактивные задания для самостоятельной работы учащихся. Учебные упражнения создаются очень легко  и доступно на основе шаблонов.

Существуют специализированные сервисы, содержащие материалы для изучения определенных тем.

Одним из разделов учебного предмета «Технология», изучаемых в 6 классе, является «Кулинария», в основе которого лежат практические задания по созданию блюд. К таким урокам требуется специальная подготовка: выбор блюда,  составление списка продуктов, расчет стоимости, составление технологической карты блюда и др.

Решить эти задачи можно за счет возможностей сервисов Web 2.0. Например, технологическую карту блюда можно разработать с помощью сервиса, позволяющего создать рисунок с последовательностью действий: google-рисунки, cacoo, boobl.us.   

Расчет себестоимости выполнить с помощью google-таблиц, в которых ученицы могут отдельным столбиком указать, что они могут принести из дома.

Можно создать чат в соцсетях для обсуждения нюансов, задач каждой ученицы. Особенно привлекает современное поколение блоггинг, поэтому можно создать кулинарную страничку в популярной сети Instagram. Во-первых, это огромная мотивация для девочек. Во-вторых, для создания качественного контента необходимо старание: качество приготовленного блюда, его презентация (фотография), доступное описание рецепта, продвижение поста.

Исследование показало, что использование на уроках сервисов Web 2.0 повышает мотивационную активность учащихся, заинтересованность учебным материалом. Повышается уровень наглядности и доступности материала, сокращается организационное время на уроке, время на проверку домашнего задания и проверочных  работ.

 

Список литературы:
1. Дремова С.А. Возможности применения сервисов WEB 2.0 на уроках технологии в 6 классе [Электронный ресурс] // Современная педагогика, 2015. – № 8. – режим доступа: https://pedagogika.snauka.ru 
2. Зарубов Ю.М. Использование технологий Web 2.0 на уроках технологии на примере сервиса learningapps.org [Электронный ресурс] / Ю.М. Зарбов // Инфоурок, 2019. – режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-tehnologiy-eb-na-urokah-tehnologii-na-primere-servisa-learningappsorg-3761966.html 
3. Лебедева Т.Е. Возможности применения сервисов Web. 2. 0 в школьном образовании [Электронный ресурс] / Т.Е. Лебедева, И.А. Митрофанова // Мир науки и педагогики, 2015. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-servisov-web-2-0-v-shkolnom-obrazovanii   
4. Патаракин Е.Д. Веб 2. 0 - управление, изучение и копирование [Электронный ресурс] / Е.Д. Патаракин, Б.Б. Ярмахов // Образовательные технологии и общество, 2017. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-2-0-upravlenie-izuchenie-i-kopirovanie