Статья:

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сухарева И.Л. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 1(268). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/268/143341 (дата обращения: 15.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Сухарева Ирина Леонидовна
студент, ФБГОУ ВО Магнитогорский Государственный Технический университет им. Г. И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Токарь Оксана Владимировна
научный руководитель, ФБГОУ ВО Магнитогорский Государственный Технический университет им. Г. И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема девиантного поведения подростков и виды профилактических и коррекционных мер против роста совершаемых ими противоправных действий. Автор обосновывает роль воспитания как фактора профилактики и коррекции отклоняющегося поведения девиантных подростков в социальной среде.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, воспитание, профилактика, коррекция, подростки-правонарушители.

 

Девиантное поведение подростков – это проблема, которая имеет сложную социальную реальность. При неустойчивой ситуации в обществе происходит отторжение большого количества людей, которые занимаются общественно-значимыми делами, что приводит к значительному росту социальных девиаций, преимущественно среди подростков. Далеко не всегда подросток может спокойно пережить столкновение своего мира с миром традиционного общества. Очень часто в этот период происходит изменение многих убеждений и установок, которые являются ядром для формирования желаний и привычек, приводящих к неуверенности в себе. Неоднократно, в пубертатный период сменяются одни чувства и привязанности на другие, которые могут иметь как патологический, так и нормальный характер. Молодежь, которая пытается отстаивать свое право на социальное действие в этих условиях, становится агрессивной. Довольно часто, сегодняшние подростки участвуют в вооруженных «бандах», которые занимаются рэкетом и другими преступлениями против собственности. Но и этим не ограничивается разновидность девиантности: побеги из дома, чрезмерная конфликтность, жестокость по отношению к другим людям и животным.  Согласно этому факту, если не заниматься профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет.

По мнению специалистов, причины девиантного поведения детей могут быть различными: неправильное воспитание в семье, нехватка поддержки со стороны родителей, разногласия со сверстниками, педагогами и учителями. Данные обстоятельства являются основой для формирования у детей комплексов и страхов, которые со временем приобретают сильно выраженный характер протеста против общества и стремления показать свою состоятельность опасными методами.

При формировании личности ребенка в первую очередь важную роль играют родители, педагоги и учителя. Именно они должны ясно знать свою главную задачу - профилактику девиантного поведения детей. Она осуществляется посредством внимательного отношения к новому члену общества.

Среди множества причин возникновения девиаций, можно выделить несколько основных:

  • генетические,
  • психологические и социально-психологические,
  • физиологические.

В целях повышения эффективности мер по профилактике и коррекции необходимо соблюдение следующих условий:

  • Изучение эффективности профилактических и коррекционных мер, основанных на данных социально-педагогического мониторинга.
  • Научное и методическое обеспечение процесса сотрудничества школы, семьи и остальных социальных институтов по организации работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.
  • Улучшение уровня компетентности специалистов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

Психологическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков включает в себя два последовательных этапа:

а) оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до того как негативные последствия этих условий негативно скажутся на их поведении (этап профилактики);

б) исключение возможности совершения преступления и обеспечение исправления лиц, которые уже находятся на стадии дезадаптации и совершают правонарушения в рамках закона (этап коррекции).

Таким образом, для того чтобы предотвратить отклонения в поведении подростков, родителям и педагогам следует внимательнее отнестись к этапу взросления молодого поколения. Благодаря психологическому провещению родителей, компетентности педагогов и школьных психологов, можно избежать формирования отклоняющегося поведения..

В китайской мудрости есть изречение: «Есть только ошибочный путь, но не существует безвыходных ситуаций». В процессе воспитания не существует безвыходных ситуаций, и не бывает людей, которые были бы абсолютно испорчены.

 

Список литературы:
1. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. СПБ: Питер, 2008. 398 с.
3. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика. Пресс, 1993. 224 с.
4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.,1981. 159 с.
5. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбасс-Издат, 1996. 163 с.
6. Королев В. В. Психические состояния у подростков-правонарушителей. М., 1993. 189 с.
7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1983-1986. Т. 1. 368 с.