ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема девиантного поведения подростков и виды профилактических и коррекционных мер против роста совершаемых ими противоправных действий. Автор обосновывает роль воспитания как фактора профилактики и коррекции отклоняющегося поведения девиантных подростков в социальной среде.
Ключевые слова: девиантное поведение, воспитание, профилактика, коррекция, подростки-правонарушители.
Девиантное поведение подростков – это проблема, которая имеет сложную социальную реальность. При неустойчивой ситуации в обществе происходит отторжение большого количества людей, которые занимаются общественно-значимыми делами, что приводит к значительному росту социальных девиаций, преимущественно среди подростков. Далеко не всегда подросток может спокойно пережить столкновение своего мира с миром традиционного общества. Очень часто в этот период происходит изменение многих убеждений и установок, которые являются ядром для формирования желаний и привычек, приводящих к неуверенности в себе. Неоднократно, в пубертатный период сменяются одни чувства и привязанности на другие, которые могут иметь как патологический, так и нормальный характер. Молодежь, которая пытается отстаивать свое право на социальное действие в этих условиях, становится агрессивной. Довольно часто, сегодняшние подростки участвуют в вооруженных «бандах», которые занимаются рэкетом и другими преступлениями против собственности. Но и этим не ограничивается разновидность девиантности: побеги из дома, чрезмерная конфликтность, жестокость по отношению к другим людям и животным. Согласно этому факту, если не заниматься профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет.
По мнению специалистов, причины девиантного поведения детей могут быть различными: неправильное воспитание в семье, нехватка поддержки со стороны родителей, разногласия со сверстниками, педагогами и учителями. Данные обстоятельства являются основой для формирования у детей комплексов и страхов, которые со временем приобретают сильно выраженный характер протеста против общества и стремления показать свою состоятельность опасными методами.
При формировании личности ребенка в первую очередь важную роль играют родители, педагоги и учителя. Именно они должны ясно знать свою главную задачу - профилактику девиантного поведения детей. Она осуществляется посредством внимательного отношения к новому члену общества.
Среди множества причин возникновения девиаций, можно выделить несколько основных:
- генетические,
- психологические и социально-психологические,
- физиологические.
В целях повышения эффективности мер по профилактике и коррекции необходимо соблюдение следующих условий:
- Изучение эффективности профилактических и коррекционных мер, основанных на данных социально-педагогического мониторинга.
- Научное и методическое обеспечение процесса сотрудничества школы, семьи и остальных социальных институтов по организации работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.
- Улучшение уровня компетентности специалистов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).
Психологическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков включает в себя два последовательных этапа:
а) оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до того как негативные последствия этих условий негативно скажутся на их поведении (этап профилактики);
б) исключение возможности совершения преступления и обеспечение исправления лиц, которые уже находятся на стадии дезадаптации и совершают правонарушения в рамках закона (этап коррекции).
Таким образом, для того чтобы предотвратить отклонения в поведении подростков, родителям и педагогам следует внимательнее отнестись к этапу взросления молодого поколения. Благодаря психологическому провещению родителей, компетентности педагогов и школьных психологов, можно избежать формирования отклоняющегося поведения..
В китайской мудрости есть изречение: «Есть только ошибочный путь, но не существует безвыходных ситуаций». В процессе воспитания не существует безвыходных ситуаций, и не бывает людей, которые были бы абсолютно испорчены.