Статья:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Галина К.Р. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 1(268). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/268/143385 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Галина Камила Рустамовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Применение проектной деятельности в образовательном процессе имеет давнюю историю. Данный метод возникает в начале XX века в США (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик). В России опыт использования метода проектов начинает активно обсуждаться с 1905 года. Педагоги П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий и другие выступают сторонниками применения этого метода. Они считают, что основными преимуществами этого метода являются необходимость самостоятельного поиска информации учащимися и интеграция знаний для решения реальных социальных проблем. Целью этого метода является организация деятельности учащихся по приобретению знаний, которые будут полезны в их будущей жизни. Однако, чтобы достичь максимальной эффективности, необходимо уравновесить теоретические знания и их практическое применение для решения реальных проблем. Интересно отметить, что метод проектов начал активно развиваться в американской школе с начала ХХ века. Один из первых исследователей этой методики – профессор Коллингс, проводивший эксперименты в одной из сельских школ штата Миссури в 1910-х годах. Именно он предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. Проекты игр;
  2. Экскурсионные проекты;
  3. Повествовательные проекты;
  4. Конструктивные проекты.

Начиная с 1910-20-х годов, метод проектов начинает проникать в отечественную школьную практику, внедряя новый подход к образованию. Однако, история этого метода оказывается неоднозначной и полной контрастов. Вначале, он встречается с энтузиазмом и надеждой, считаясь «перспективным» и обещающим положительные результаты. Однако, со временем, оценки метода меняются и его становится считать «универсальным», подразумевая его применение во всех областях образования. Однако, через пять лет, возникает критика и метод проектов начинает называться «легкомысленным прожектерством». Так менялась оценка данного метода в официальной педагогике.

Под методом проектов следует понимать набор учебно-познавательных методов и стратегий, которые направлены на решение определенной проблемы путем самостоятельных действий. Он предполагает создание конкретного продукта или решения практической и теоретической задачи, которые затем представляются в качестве результатов работы [1, с. 50].

Проектная деятельность предоставляет значительные возможности для профессионального развития будущего специалиста, позволяя овладеть активными методами действия. Она может быть успешно применена как технология на всех уровнях образовательной системы, включая дошкольное образование, школу, колледж и вуз. Проектная деятельность способствует развитию аналитических и организационно-управленческих навыков, а также повышению конкурентоспособности будущего специалиста. С учетом внедрения федерального государственного образовательного стандарта в систему профессионального образования, все большее внимание уделяется деятельностно-компетентностному подходу к подготовке кадров. Этот подход предполагает использование современных образовательных технологий, которые максимально приближают студента к будущей профессиональной деятельности и формируют важные профессиональные компетенции. [2, с. 40]

Проектная деятельность студентов – эффективный способ развития компетенций вузовских студентов в различных областях деятельности, включая общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные навыки, необходимые для успешного трудоустройства выпускников. Этот метод основан на поисковой практике, аналитических навыках и самостоятельной исследовательской работе, которые способствуют формированию соответствующих компетенций у студентов.

Задачей учебной проектной деятельности студента является освоение профессионально-ориентированных знаний, развитие навыков и умений, необходимых для подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Организация проектной деятельности студента имеет свою уникальность и может быть использована в качестве метода обучения и средства практического применения полученных знаний и умений в будущей профессиональной сфере [3, с. 30]. В рамках учебной профессионально-ориентированной деятельности студентам предоставляется возможность самостоятельно осваивать знания и навыки при решении конкретных проблем, включая интеграцию знаний из различных областей и опыт, полученный в ходе практики на предприятиях.

Основная цель проектной деятельности студентов заключается в развитии их творческой личности, которое достигается через выполнение задач, связанных с развитием и исследовательской деятельностью. Проектная деятельность помогает студентам освоить новые методы работы, основанные на интегрированном содержании, а также расширить границы образования, используя информационные ресурсы. В результате этого студенты смогут стать востребованными специалистами в будущем. Таким образом, проектная деятельность студентов может быть эффективным средством развития их профессиональной мотивации.

Проектная деятельность предоставляет студентам возможность активно участвовать в общественных отношениях и развивать навыки планировании организации своей работы. На каждом этапе проекта студенты имеют возможность использовать системно-деятельностный подход к обучению, который способствует развитию навыков постановки целей и рефлексии.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: проектная деятельность представляет собой самостоятельную активность студентов, которая направлена на создание продукта и способствует творческой самореализации личности, развитию профессиональных качеств, умений и навыков, необходимых для успешного трудоустройства. В ходе проектной деятельности формируется потребность в знаниях, высокая профессиональная мотивация и стремление к личностному развитию. Таким образом, участие студентов в проектной деятельности стимулирует процесс формирования их личностной зрелости. формирования и развития у них мотивации. Проектная деятельность студентов педагогических вузов, ориентированная на практическое применение, обладает уникальным потенциалом для стимулирования их профессиональной мотивации. Она является эффективным инструментом развития и совершенствования профессиональных компетенций молодых специалистов в области образования.

 

Список литературы:
1. Бородаева И.Г. Особенности профессиональной мотивации студентов педагогического вуза// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. статей VIII междунар. студ. науч.- практ. конф., № 8, 2016
2. Кустова С. А. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов [festival.1septermber.ru/articles/633155/]. 
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат М., 2000–237с.