Статья:

Философия пессимизм, основные моменты

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Семенов В.Д., Гурьянов А.С. Философия пессимизм, основные моменты // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33354 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия пессимизм, основные моменты

Семенов Владимир Дмитриевич
студент, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань
Гурьянов Алексей Сергеевич
канд. филос. наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань

 

Для начала разберемся с терминами: пессимизм – негативный, отрицательный взгляд на жизнь. Соответственно философию пессимизма будем рассматривать, как негативное мышление и отрицательные идеи по отношению к жизни и миру в целом.

Одним из ключевых факторов жизни является воля. Современный капиталистический мир учит нас идти по головам, желание – это ключ к успеху, мотивация в практической деятельности может играть едва ли не решающую роль. Большинство людей в наше время не могут представить себе целей, кроме материальных. И мантра, которая учит тому, что всё в их руках, даже не подвергается сомнению. Но близка ли она к истине? Попробуем разобраться.

Рассмотрим сначала рождение и детство. Человек не решает, родиться ему или нет, где родиться, кто будут его родители и так далее. Соответственно, в этом периоде жизни человека, воля (если она есть) ещё не успевает проявиться. Дети также зависимы от родителей и внешних обстоятельств, их решения, как правило, не носят осознанный характер. Восточная философия показывает это как преимущество, ведь такие действия “чисты”. Но в рамках рассмотрения идеи воли это - контраргумент.

Молодость и взрослая жизнь. Молодость характеризуется стремлениями “свернуть горы”, энергия бьет через край и кажется, что человеку море по колено, но так ли это? Каждый человек, пройдя этап детства, успевает приобрести определенные черты характера, определенный эталон поведения, ценности и прочее. Выбирает ли он их? И да, и нет. Но выбор происходит только из показанных и увиденных вариантов. И тут оказывается, что от человека ничего не зависит, и свободы воли не существует. Люди более зрелого возраста считают, что, повидав жизнь, они научились контролировать её, но при этом сложная, неожиданная ситуация может вывести из колеи даже самого сильного (со всех точек зрения) человека. В преклонном возрасте человек практически теряет контроль над жизненными ситуациями, а иногда и над собой.

А что по этому поводу думают великие? Обратимся к одному из величайших пессимистов в философии - Артуру Шопенгауэру. И вот лишь некоторые его идеи: наш интеллект не способен понять суть объективных вещей по той причине, что нельзя мир, созерцаемый посредством времени и пространства, отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, лишь пустой “мозговой призрак”. Слово “воля” Шопенгауэр определяет как совокупность сознательного желания и бессознательного инстинкта. “Мир как представление” существует только в нашем сознании, а вот “мир как воля” действует как слепая “воля к жизни”. Сам Шопенгауэр считал “волю к жизни” бессмысленной, поэтому наш мир, по его словам, является худшим из возможных. Ценность человеческой жизни ничтожна, жизненные наслаждения не способны противостоять тем бесконечным страданиям, которым подвергается человек за свою жизнь. Позднее Ницше, считавший Шопенгауэра величайшим философом в истории (как Шопенгауэр в своё время считал таковым Канта), выдвинет идею “воли к власти”, которая будет отрицать “волю к жизни” и сделает это очень убедительно, но, тем не менее, идеи пессимизма Шопенгауэра по сей день сильны во многом за счёт очень убедительной аргументации и понятного изложения идей. Избавление от страдания Шопенгауэр видел в “бегстве от жизни”. Однако стоит отметить, что данная идея никак не пересекается с самоубийством, а скорее подразумевает нечто похожее на состояние “дао”, о котором учил Лао Цзы, то есть состояние свободное от страданий, находясь в котором человек следует своему “предназначению” и, соответственно, счастлив, либо же что-то схожее с состоянием нирваны.

В защиту наличия свободы воли чаще всего выступают два аргумента: 1) В прошлом мы могли повести себя иначе. 2) В настоящем мы отвечаем за свои мысли и поступки. Но, как мы убедимся далее, это не совсем так, а точнее - совсем не так.

Обратимся к Сэму Харрису и его “свободе воли, которой не существует”. Вот его рассуждения на данную тему: свобода воли - это иллюзия. Мы не сознаем и не контролируем причины, вызывающие наши мысли и чувства. Мы не выбираем, в кого влюбиться, какая мысль придет нам на ум и даже не выбираем действия, которые будем совершать. Это кажется очевидным, но научное сообщество не торопится говорить об этом в слух, ведь если свободы воли не существует, тогда все призывы покарать преступников (вместо того, чтобы разобраться в причинах, вызвавших деструктивное поведение) бессмысленны, а также хвала за достижения того или иного человека не имеет значения, ведь они не выбирали путь по которому пойдут. Как жить осмысленно и требовать от людей ответственности, когда на наше сознание воздействуют бессознательные факторы?

Рассмотрим научный эксперимент, который Харрис приводит в своей книге: Физиолог Бенджамин Либет показал с помощью электроэнцефалограммы, что двигательная область коры головного мозга активизируется примерно за 300 миллисекунд до того, как человек решает сделать то или иное движение. Участников эксперимента просили периодически нажимать на одну из двух кнопок, одновременно следя за произвольной последовательностью букв, которые появлялись на экране. Испытуемые сообщали, какая именно буква была видна в тот самый момент, когда они принимали решение нажать на кнопку. Экспериментаторы обнаружили, что в два отдела головного мозга информация о нажатой кнопке попала за целых 7–10 секунд до того, как испытуемый принял соответствующее решение. Из этого мы делаем вывод, за доли секунды до того, как вы осознаете, чтó будете делать в следующий момент, мозг уже принимает решение, как вам поступить.

От нас даже не зависят наши желания. Ведь желания появляются либо из нашего предыдущего опыта, либо зависят от случайностей; в обоих случаях мы их не выбираем и не несем за них ответственности. Приведу пример: Ребенок мечтает стать звездой спорта; это обусловлено его культурной средой, либо же это случайный выбор? Но какова вероятность того, что родившийся в глухой деревне и вынужденный с ранних лет помогать своей семье человек захочет стать известным футболистом (даже не зная о таком виде спорта)? Ответ очевиден: такая вероятность стремится к нулю. Свободны ли эти дети в своём выборе? Конечно же нет. Но допустим, что ребенок осознанно выбирает путь большого спорта, так ли много от него зависит? Выбирает ли он, когда получить тяжелую травму (при том, что даже самые знаменитые люди, за которыми следят лучшие врачи планеты, часто получают серьезные повреждения “на ровном месте”), куда переедут его родители или насколько велика конкуренция за место на желаемую позицию. Опять же понятно, что осознанного выбора тут и близко нет. Хочется отметить, что подобные аргументы против свободы воли никак не связаны с материалистической философией. Разумеется, есть различие между преднамеренным и непреднамеренным действием, но это различие никак не подтверждает идею свободы воли (и никоим образом не вытекает из нее). Преднамеренное действие – в отличие от непреднамеренного – вырастает из нашего осознанного желания.

Что же такое «по-настоящему обладать свободой воли»? Это значит, что нужно представлять и полностью контролировать все факторы, определяющие наши мысли и действия. Но в этом-то и состоит парадокс, искажающий само понятие свободы. Какой смысл воздействовать на факторы влияния? Мы не можем управлять океаном, и мы не его заложники. Мы сами океан.

Другим важным фактором является смерть. Человек умирает каждую секунду, это неизбежный финал каждой человеческой жизни. Даже если отбросить учения физики, биологии и других наук и представить, что есть жизнь после смерти, неизбежность смерти, неопределенность следующей или последующих жизней остается. А это также может являться сильным аргументом в пользу пессимистического отношения к реальности. Как правило, люди не задумываются об этом до определенного момента, но от этого смерть не становится от нас дальше, она неумолимо идет к нам на встречу.

Существуют и другие причины для пессимизма: голод, война, болезни и прочие ужасные вещи, сопровождающие нашу жизнь, не нуждаются в представлении. Достаточно лишь понять, что жизнь – это тяжелое испытание, которое не все проходят до конца.

Также особое место играет предопределенность жизни и фатализм. На вопрос о предрешённости жизни и существования мира в целом ответить точно нельзя, но пессимист убежден в том, что его жизнь предрешена от начала и до конца. От подобных мыслей может начаться депрессия или потеряться смысл жизни (если таковой имеется), но повод ли это всё бросить и сесть ждать поезд под названием “смерть”, который уже в пути, но мы не знаем время его прибытия?

Тем не менее, все не так плохо. В очереди на премьеру в кинотеатр всегда уйма народу, но самое интересное кино – это наша жизнь. Со всеми невзгодами, печалями, обреченностью и прочими горестями сама возможность смотреть этот фильм и, более того, быть одним из действующих лиц, принимать участие в съемках и в качестве режиссера, и актера, стоит того, чтобы принять жизнь такой, какова она есть.

 

Список литературы:
1. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1992. – 479 с.
2. Харрис С. Свобода воли, которой не существует. – М.: Альпина Паблишер, 2015. - 108 с.