Статья:

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦИКЛА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(270)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ахмедшина А.Р. РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦИКЛА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 3(270). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/270/144059 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦИКЛА

Ахмедшина Альбина Рафаэлевна
студент, Крымский инженерно-педагогический университет РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Бекирова Мерьем Икремовна
научный руководитель, преподаватель кафедры Специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, РФ, Республика Крым, г. Симферополь

 

DEVELOPMENT OF THE VOCABULARY OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN FRONT-LINE CLASSES OF CORRECTIONAL CYCLE

 

Albina Akhmedshina

Student Crimean Engineering and Pedagogical University Russia, Republic of Crimea, Simferopol

Meryem Bekirova

Scientific director, Teacher of the department Special (defectological) education Crimean Engineering and Pedagogical University, Russia, Republic of Crimea, Simferopol

 

Аннотация. В статье исследуются особенности развития словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Активный словарь детей с ОНР имеет небольшой объем слов, в связи с чем им достаточно сложно грамотно выразить свое отношение к окружающему миру. Задача педагога – обогатить активный словарь дошкольника за счет введение в его обиход слов из пассивного словаря, а также повысить уровень эмоционального восприятия ребенком окружающей среды через словесную форму посредство проведения специальных занятий, а в частности, в данной работе будет рассмотрено развитие словарного запаса на фронтальных занятиях коррекционного цикла.

Abstract. The article examines the features of the development of a dictionary of preschool children with general underdevelopment of speech (ONR). An active dictionary of children with ONR has a small volume of words, and therefore it is quite difficult for them to correctly express their attitude towards the world around them. The task of the teacher is to enrich the active dictionary of a preschooler by introducing words from a passive dictionary into his use, as well as to increase the level of emotional perception of the environment by the child through a verbal form through special classes, and in particular, this work will consider the development of vocabulary at the front classes of the correctional cycle.

 

Ключевые слова: дошкольники с общим недоразвитием речи, развитие словарного запаса, фронтальные занятия, коррекционный цикл.

Keywords: preschoolers with general underdevelopment of speech, development of vocabulary, frontal classes, corrective cycle.

 

Богатая и хорошо развитая речь – это важнейший инструмент человека, позволяющий ему налаживать коммуникации с окружающей средой, получать обратную связь, а также выражать собственные мысли и суждения. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности развитие словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема развития словарного запаса у детей дошкольного возраста стала предметом рассмотрения ряда исследователей, которые являются специалистами в различных областях знаний: в педагогике, психологии, языкознании, психолинвистике и пр. К данной проблеме обращались такие авторы, как А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин, А. М. Захарова и др. Главной мыслью работ таких авторов выступала важность и сложность процесса овладения словарным запасом дошкольников.

Дошкольный возраст является критическим периодом для развития словарного запаса. В этом возрасте дети активно учатся новым словам и становятся все более самостоятельными в использовании языка. Однако для детей с общим недоразвитием речи эта задача может быть особенно трудной.

Специалисты, анализируя особенности развития словарного запаса дошкольников с ОНР, отмечают, что наблюдается ряд отклонений от возрастной нормы. Также у таких детей достаточно ограничен словарный запас, использование отдельных слов отличается «своеобразием», а также такие дети часто допускают неточности в употреблении тех или иных слов. Различным вопросам особенностей развития словарного запаса детей с ОНР посвящены труды таких авторов, как Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, В.А. Ковщиков, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.

Следовательно, значительная актуальность темы исследования возможностей развития словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР налицо, о чем свидетельствует высокий научный интерес специалистов различных областей к данной проблеме.

Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речеязыковой системы: звуковой, лексико-грамматической и смысловой стороны речи при сохранном слухе и интеллекте.

Ограниченность словарного запаса детей с общим недоразвитием речи связана не только с речевыми нарушениями, но и с особенностями познавательной деятельности этих детей. При ОНР отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов. У детей с данным речевым нарушением выявляется своеобразие лексической системы: не сформирована семантическая и морфологическая структура слова, слово не формируется как центр соединения лексического и грамматического значений, не становится элементом семантического поля. В целом, лексико-семантическая сторона речи дошкольников с общим недоразвитием речи имеет следующие особенности:

  • ограниченный объём словаря 
  • трудности овладения значением слова
  • трудности словообразования, что влияет на ограничение словарного запаса
  • наличие парафазий (вербальные замен: по смежности, семантические, перифразы)
  • трудности овладения синонимами, антонимами
  • трудности усвоения лексико-семантических связей слов
  • некоторые слова обладают слишком широким значением

Именно поэтому огромную роль в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста играет целенаправленное развитие и обогащение словарного запаса, посредством разнообразной практической деятельности при проведении игр и специальных коррекционных занятиях. Одной из форм таких коррекционных занятий является фронтальная работа.

Фронтальные занятия представляют собой работу логопеда с группой детей. Для детей важное преимущество таких занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия как с детьми, так и логопедом. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества.

Развитие словарного запаса является одной из важнейших задач на фронтальных занятиях коррекционного цикла для детей с общим недоразвитием речи. В процессе данных занятий осуществляется систематическая работа по расширению лексических навыков детей, а также развитие их речевых возможностей.

Для достижения этой цели используются различные методы и подходы, которые помогают расширить словарь у детей и улучшить их коммуникативные навыки.

Один из основных методов - это использование игрового подхода. Игры позволяют детям находиться в комфортной и заинтересованной обстановке, что способствует лучшему усвоению новых слов. В ходе игровых заданий дети могут постепенно пополнять свой словарный запас, повторять уже знакомые слова и закреплять полученные знания. Например, можно проводить игру "Угадай слово", где ребенку предлагается описать или нарисовать объект, а другие участники должны отгадать его название. Также игра "Магический мешочек", где дети на ощупь угадывают предмет и называют его, используя новое слово.

Другим эффективным подходом является использование материалов с визуальными образами. Детям с общим недоразвитием речи часто трудно соотносить слова с конкретными предметами или действиями. Поэтому использование картинок, фотографий или рисунков помогает им лучше запомнить и понять значения новых слов. Например, можно создать коллекцию карточек с изображениями различных предметов и проводить занятия, где дети должны называть эти предметы.

Кроме того, на фронтальных занятиях используется метод моделирования. Педагог может создавать различные ситуации и просить детей описывать или называть предметы в этих ситуациях. Например, педагог может показывать картинку с пляжем и просить детей назвать все предметы, которые они видят на картинке.

Также важно применять метод повторения и закрепления полученных знаний. Регулярное повторение уже изученных слов помогает укрепить словарный запас и обеспечить его активное использование в речи

Развитие словарного запаса является важным аспектом успешного обучения и социализации детей с общим недоразвитием речи. Недостаток словесных навыков может стать преградой на пути усвоения новых знаний и взаимодействия с окружающим миром.

Для начала, хорошо развитый словарный запас позволяет детям лучше понимать происходящее вокруг них. Слова являются строительными блоками речи, и чем больше слов они знают, тем более богатую картину мира они могут создавать в своих мыслях. Это помогает им лучше адаптироваться к новым ситуациям, осваивать школьную программу и эффективно учиться.

Словесное общение играет ключевую роль в формировании социальных навыков и установлении дружеских отношений с окружающими.

Значимость развития словарного запаса для дальнейшего успешного обучения и социализации детей с общим недоразвитием речи неоспорима. Фронтальные занятия в коррекционном цикле создают благоприятные условия для активизации речевой функции у дошкольников с ОНР. Эффективное использование методик обогащения словаря позволяет не только улучшить речевые навыки детей, но и значительно облегчить их путь к адаптации в социальной и образовательной среде.

 

Список литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology411/corrective-and-social-pedagogy-411/11062-411-0225