Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Насибулина А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114799 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Насибулина Анастасия Евгеньевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Глазунова Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

В научных публикациях дизартрию описывают как нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата [2, с. 156].

Отмечаются нарушения звукопроизношения, трудности переключения артикуляционных поз, слюноотделение, нарушения формирования моторных функций, пространственно-временных представлений, перепады настроения и т.д. Внимание не устойчиво, воображение развито недостаточно, интеллект может быть сохранен, дети часто испытывают неуверенность, смущение.

Темпо-ритмическая организация речи – динамическая система, которая контролируется говорящим и представляет собой совокупность свойств речевого потока, характеризующаяся устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого вдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме [4, с. 53].

При псевдобульбарной дизартрии имеют нарушения просодические компоненты речи, что отражается в снижении качества общения и успеваемости в школе, в связи с недоразвитием устной и письменной речи. Важно своевременно проводить коррекционную работу по формированию темпо-ритмической организации речи.

Исследование проводилось на базе Центра комплексного развития детей “Speech Therapy” г. Тюмень.

Цель эксперимента – формирование темпо-ритмической организации речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией с использованием разработанной коррекционно-развивающей программы.

В исследовании приняло участие 5 детей (6,5-7 лет), речевое заключение: “ОНР (3-4 уровня) у ребенка с псевдобульбарной дизартрией”. Отмечались нарушения темпа речи, восприятия и воспроизведения темпа и ритма, самостоятельного управления ритмом и темпом.

По методике Е.Ф. Архиповой был рассчитан уровень сформированности темпо-ритмической организации речи (высокий – 23-28 баллов; средний – 11-22 балла; низкий – 1-10 баллов; несформированность навыка – 0 баллов).

У 60% детей отмечался средний уровень сформированности феномена (дети 1, 3 – 12 баллов; ребенок 5 – 18 баллов), у 40% – низкий (дети 2, 4 – 10 баллов).

У детей наблюдались трудности в самостоятельном выполнении проб, ошибки не исправляли, помощь взрослого была неэффективной, повторное выполнение заданий – безрезультативно.

Коррекционно-развивающая программа составлялась на основе общих закономерностей развития темпо-ритмической организации, работ Е.А. Лариной, Г.В. Дедюхиной, О.Е. Стрижевской, М.С. Осенневой, с учетом индивидуальных особенностей детей с псевдобульбарной дизартрией, включала в себя три этапа. Реализация программы осуществлялась в течение трех месяцев.

Цель подготовительного этапа – развитие базовых критериев. В него были включены упражнения на развитие неречевых компонентов темпа и ритма, дыхания, голоса, совершенствование слухомоторных и двигательных координаций, формирование представлений о временной и пространственной последовательности знаков ритмического ряда (“греем руки”, “сова-стих”, “музыкальное эхо”, “геометрический ряд”, “ворота”, “музыкальный ритм” и т.д.).

В период основного этапа осуществлялась работа по формированию речевого темпа и ритма. Упражнения были направлены на выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие фонематического восприятия, понимание ритмических эталонов темпа, формирование представлений о ритмическом ударении (“угадай темп”, “пошагаем”, “прыжки”, “дорожки”, “тучка”, “ритмические ударения” и т.д.).

В период заключительного этапа проводилась работа по автоматизации полученных неречевых и речевых темпо-ритмических навыков. Были включены упражнения на закрепление согласования движений и речи в определенном темпе и ритме, формирование самоконтроля за собственным темпом речи, воспроизведение слогоритмической структуры слова (“карусели”, “хлоп, ладошка”, “барабанщик”, “длинные короткие слова” и т.д.).

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного после периода реализации коррекционно-развивающей программы, показали положительную динамику уровней сформированности темпо-ритмической организации речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.

У 80% детей отмечался средний уровень сформированности феномена (ребенок 1 – 19 баллов; дети 2, 3 – 20 баллов; ребенок 4 – 18 баллов), у 20% – высокий уровень (ребенок 5 – 25 баллов). Не отмечалось сложностей в изменении темпа речи, восприятии и воспроизведении сложных ударов с разным ритмом, написании ритмических схем.

У многих детей не возникало трудностей при выполнении проб, задания выполняли верно, в замедленном темпе, ошибки исправляли самостоятельно, повторное выполнение заданий было эффективным.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирующий эксперимент по составленной коррекционно-развивающей программе позволил достичь положительных результатов в формировании темпо-ритмической организации речи у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

 

Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: Астрель, 2008. 319 с. 
2. Волкова Л.С. Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений М.: ВЛАДОС, 2003. 608 с.
3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие М.: Астрель, 2006. 64 с.
4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2018. 199 с.