ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
В научных публикациях дизартрию описывают как нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата [2, с. 156].
Отмечаются нарушения звукопроизношения, трудности переключения артикуляционных поз, слюноотделение, нарушения формирования моторных функций, пространственно-временных представлений, перепады настроения и т.д. Внимание не устойчиво, воображение развито недостаточно, интеллект может быть сохранен, дети часто испытывают неуверенность, смущение.
Темпо-ритмическая организация речи – динамическая система, которая контролируется говорящим и представляет собой совокупность свойств речевого потока, характеризующаяся устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого вдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме [4, с. 53].
При псевдобульбарной дизартрии имеют нарушения просодические компоненты речи, что отражается в снижении качества общения и успеваемости в школе, в связи с недоразвитием устной и письменной речи. Важно своевременно проводить коррекционную работу по формированию темпо-ритмической организации речи.
Исследование проводилось на базе Центра комплексного развития детей “Speech Therapy” г. Тюмень.
Цель эксперимента – формирование темпо-ритмической организации речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией с использованием разработанной коррекционно-развивающей программы.
В исследовании приняло участие 5 детей (6,5-7 лет), речевое заключение: “ОНР (3-4 уровня) у ребенка с псевдобульбарной дизартрией”. Отмечались нарушения темпа речи, восприятия и воспроизведения темпа и ритма, самостоятельного управления ритмом и темпом.
По методике Е.Ф. Архиповой был рассчитан уровень сформированности темпо-ритмической организации речи (высокий – 23-28 баллов; средний – 11-22 балла; низкий – 1-10 баллов; несформированность навыка – 0 баллов).
У 60% детей отмечался средний уровень сформированности феномена (дети 1, 3 – 12 баллов; ребенок 5 – 18 баллов), у 40% – низкий (дети 2, 4 – 10 баллов).
У детей наблюдались трудности в самостоятельном выполнении проб, ошибки не исправляли, помощь взрослого была неэффективной, повторное выполнение заданий – безрезультативно.
Коррекционно-развивающая программа составлялась на основе общих закономерностей развития темпо-ритмической организации, работ Е.А. Лариной, Г.В. Дедюхиной, О.Е. Стрижевской, М.С. Осенневой, с учетом индивидуальных особенностей детей с псевдобульбарной дизартрией, включала в себя три этапа. Реализация программы осуществлялась в течение трех месяцев.
Цель подготовительного этапа – развитие базовых критериев. В него были включены упражнения на развитие неречевых компонентов темпа и ритма, дыхания, голоса, совершенствование слухомоторных и двигательных координаций, формирование представлений о временной и пространственной последовательности знаков ритмического ряда (“греем руки”, “сова-стих”, “музыкальное эхо”, “геометрический ряд”, “ворота”, “музыкальный ритм” и т.д.).
В период основного этапа осуществлялась работа по формированию речевого темпа и ритма. Упражнения были направлены на выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие фонематического восприятия, понимание ритмических эталонов темпа, формирование представлений о ритмическом ударении (“угадай темп”, “пошагаем”, “прыжки”, “дорожки”, “тучка”, “ритмические ударения” и т.д.).
В период заключительного этапа проводилась работа по автоматизации полученных неречевых и речевых темпо-ритмических навыков. Были включены упражнения на закрепление согласования движений и речи в определенном темпе и ритме, формирование самоконтроля за собственным темпом речи, воспроизведение слогоритмической структуры слова (“карусели”, “хлоп, ладошка”, “барабанщик”, “длинные короткие слова” и т.д.).
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного после периода реализации коррекционно-развивающей программы, показали положительную динамику уровней сформированности темпо-ритмической организации речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
У 80% детей отмечался средний уровень сформированности феномена (ребенок 1 – 19 баллов; дети 2, 3 – 20 баллов; ребенок 4 – 18 баллов), у 20% – высокий уровень (ребенок 5 – 25 баллов). Не отмечалось сложностей в изменении темпа речи, восприятии и воспроизведении сложных ударов с разным ритмом, написании ритмических схем.
У многих детей не возникало трудностей при выполнении проб, задания выполняли верно, в замедленном темпе, ошибки исправляли самостоятельно, повторное выполнение заданий было эффективным.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирующий эксперимент по составленной коррекционно-развивающей программе позволил достичь положительных результатов в формировании темпо-ритмической организации речи у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.