Статья:

Научное направление валеология и урок химии в средней школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(36)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Лоторева А.А. Научное направление валеология и урок химии в средней школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 15(36). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/36/39175 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Научное направление валеология и урок химии в средней школе

Лоторева Анастасия Анатольевна
бакалавр, Современная гуманитарная академия, РФ, г. Москва

 

Валеология относительно новое научное направление о правильном и здоровом образе жизни в современном мире. Термин «валеология» был введён в научный оборот советским учёным в 1980 году, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологи­ческих наук России Израилем Брехманом.

Одной из главных задач школы является не только обучение учащихся, но и сохранение, укрепление их здоровья. Только здоровый ребенок может полноценно учиться и развиваться. На уроках химии появляется возможность для ознакомления учащихся с научным направ­лением валеология.

При изучении темы школьного курса: "Токсическое воздействие этанола на организм человека", основной целью которого является показать влияние алкогольных напитков на организм человека, учитель может сформировать у учащихся устойчивую мотивацию на сохранение собственного здоровья.

В десятом классе в теме "Жиры" можно рассказать учащимся о холестерине. Холестерин один из основных жиров.

Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного материала. Но при большом содержании холестерина в крови он приносит больше вреда, чем пользы.

Холестерин нерастворим в воде, растворим в жирах и органических растворителях. Около 80 % холестерина вырабатывается самим организмом человека: (печенью, кишечником, почками, надпочечниками), остальные 20 % поступают с пищей.

Достоверно известно, что холестерин может наносить вред организму человека за счет формирования холестериновых бляшек на стенках сосудов. В результате такого негативного воздействия увеличивается опасность тромбообразования, что в свою очередь приводит к риску развития инфаркта миокарда, легочной артериальной эмболии, инсульта и наступления внезапной коронарной смерти.

Существуют не только лекарственные способы воздействия на холестерин с целью уменьшения его уровня. На первоначальном этапе можно справиться с проблемой и без таблеток.

Медики утверждают, что нет лучшего лекарства, чем профилактика. Необходимо вести здоровый и активный образ жизни. Стараться больше гулять на свежем воздухе, следить за своим питанием и заниматься любым видом спорта, который связан с хотя бы малой, но регулярной двигательной активностью.

Употреблять в пищу фрукты и овощи, продукты с низким содержанием жира.

Заменить сливочное масло растительным. Отказаться от курения, так как компоненты табачного дыма повышают уровень холестерина в крови.

При таком образе жизни холестерин будет не страшен.

В восьмом классе при изучении темы "Соли" можно рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли (хлорида натрия) на организм человека. Это нарушение кровообращения, повышение артериального давления, вымывание кальция, появление артроза, развитие катаракты, ухудшение пищеварения, появление гастрита и язвы желудка, нарушение метаболизма, набор веса, появление чрезмерного аппетита, затруднение работы почек, возникновение отеков, появление головных болей.

Для большинства животных соль - это настоящий яд. В первую очередь это касается домашних птиц и свиней.

Переосмыслив свой тип питания, мы поймем, что жить без соли можно, и откроем для себе новые вкусовые качества привычных блюд. А если мы еще и будем соблюдать диету, то вскоре заметим приятные изменения во внешности!

При ознакомлении учащихся на уроке с химическими элементами можно рассказать о химическом составе человеческого организма. Учащиеся понимают, что в организме человека содержится почти вся таблица Менделеева, в том числе и опасные для здоровья элементы (ртуть, свинец, мышьяк и др.). Учащиеся могут сдать вывод, что все полезно в меру недостаток и избыток любого элемента может стать опасным для здоровья.

В девятом классе по теме: "Аммиак" можно рассказать учащимся о нашатырном спирте. Аммиак, который выделяется из нашатырного спирта, вызывает возбуждение дыхательных центров. Нашатырный спирт применяют как средство первой помощи.

В девятом классе на уроке по теме: "Нитраты" можно рассказать о вреде и пользе нитратов.

Нитраты - азотные удобрения. Они необходимы для нормального питания растений. Нехватку азота в растениях можно определить по их внешнему виду: листья желтеют, быстро опадают, рост и развитие замедляется.

Из всех минеральных удобрений нитраты особенно сильно загрязняют окружающую среду. Для того, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды необходимо соблюдать основные правила использования, хранения и транспортировки удобрений. Рациональное применение удобрений - показатель высокой культуры земледелия, грамотного ведения этой отрасли сельского хозяйства.

При избытке нитратов в почве они полностью не перерабатываются, накапливаются в растительной продукции и попадают в организмы животных и человека. В желудочно-кишечном тракте нитраты превращаются в соли азотистой кислоты - нитриты, которые отравляют организм. Основные признаки отравления организма - это головокружение, тошнота, расстройство желудка. Многие растения имеют свойство накапливать большое количество нитратов, например капуста, кабачки, петрушка, укроп, тыква и др. Такие растения называют нитратонакопителями.

Последствия употребления некачественных продуктов могут разными. Самые распространенные - это развитие раковых заболеваний, нарушение деятельности щитовидной железы.

В 11 классе на уроках по темам: «Белки" и "Нуклеиновые кислоты» дополнительно можно изучить тему «витамины», где учащиеся сами расскажут, что происходит при авита­минозе и где витамины содержатся.

Валеологическая направленность уроков химии помогает учащимся лучше, сознательнее беречь свое здоровье от различных химических веществ.

При изучении темы "Амины" будет уместно рассказать учащимся о вреде наркотиков на организм человека.

Подводя итог данной статье я считаю, что валеологическая грамотность учащихся средней школы в современном мире необходима. Возможно, проводя уроки химии в средней школе с валеологической направленностью мы старшее поколение, сможем достучаться до сознания наших детей, сформировать у них осознанное отношение к своему здоровью.

Показать и рассказать нашим детям, что здоровый образ жизни и стремление получить достойное образование это важнее наркотиков, алкоголизма и курения в их судьбе, которую многие из них начинают ломать своими руками еще со школьной скамьи.

 

Список литературы:
1. Габриелян О.С., Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. - 270 с.
2. Михалева М.В., Мартыненко Б.В., Изилянова Э.М. Экспресс-анализ овощей на содержание нитратов. //Химия в школе. – 2003. - №1. – С. 54-56.
3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004. – 253 с.
4. Статья Марии Мирной "Как снизить холестерин в крови" https://medside.ru/kak-snizit-holesterin-v-krovi.
5. Статья "Как повысить холестерин в крови у мужчин" http://mebelmerx.ru/kak-povysit-holesterin-v-krovi-u-muzhchin. 
6. Статья "Как быстро снизить холестерин в крови перед анализом" http://www.medhelp-home.ru/analiz-krovi/kak-bystro-snizit-holesterin-v-krovi-pered-analizom.html.