Статья:

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мотигуллина Д.М. СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144407 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мотигуллина Дина Мунировна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В современном мире, где социальные аспекты и информационное развитие общества играют все более значимую роль, общение детей стало объектом нарастающих ограничений и перемен. Особенно это касается детей дошкольного возраста, которые испытывают дефицит полноценного взаимодействия в активных играх и ограничения в тактильном, сенсорном и эмоциональном отношении.

 

Ключевые слова: сюжетно - ролевая игра, коммуникативные навыки, старший возраст, взаимодействие, формирование.

 

Развитие личности неотделимо от социального окружения, в котором она функционирует. Жизнедеятельность индивида зависит от взаимодействия с окружающими людьми. Одной из фундаментальных социальных потребностей является потребность в общении. Этот важный аспект подчеркивается отечественным психологом Л.И. Божовичем, который считает, что общение обладает стимулирующей силой, способствует психическому развитию ребенка и развивается с ним. Оно является базовым элементом для развития других социальных потребностей. [1,с.36].

Взаимоотношения детей дошкольного возраста с другими людьми сегодня отличаются от тех, что были ранее. Новые условия развития, такие как технический прогресс и всеобщая компьютеризация, оказывают значительное влияние на детей и их отношения с окружающими. Однако, помимо этих факторов, важную роль также играют родительские и общественные установки.

Общение является предметом изучения многих наук. Психологические основы общения разрабатывались в исследованиях А.Б. Добровича, Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.Т. Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др.

Речь - важная психическая функция,  и с помощью этой функции человек выражает свои мысли и эмоции, само выражается и входит в социум. Чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение всех компонентов языковой системы: лексической, грамматической, фонетико-фонематической, которое начинается с первых лет жизни ребенка.

Коммуникация является «процессом взаимодействия различных субъектов коммуникаций, в котором происходит обмен данными. Коммуникационный процесс является двусторонним и предусматривает последовательность процесса образования, передачи, приема, декодирования и использования информации при ее обмене»[5,с.50].

Взаимосвязь между детьми и взрослыми в процессе общения способствует познанию нового, развитию речи, мышления, воображения и социальных навыков у детей. Коммуникация с ровесниками позволяет ребенку учиться сотрудничать, выступать в качестве лидера или следовать за другими. Взаимодействие с взрослыми способствует усвоению норм и ценностей общества, развитию эмоционального интеллекта и приобретению социокультурного опыта.

С педагогической точки зрения, развитие коммуникативного общения представляет собой смену качественно-своеобразных целостных образований, которые являются определенным генетическим уровнем коммуникации и называются формами общения. В рамках внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развитие речи детей приобретает особое значение.

Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте широко представлена в ФГОС ДО. Многочисленными исследователями доказано: опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Формирования коммуникативных навыков у детей определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль; понимание того, как другие будут воспринимать сказанное и умение слушать собеседника.

Взрослый, будь то родитель, учитель или более опытный человек, играет важную роль в формировании навыков и ценностей ребенка. Они являются примером для подражания, образцом, на котором дети могут ориентироваться и строить свой мир. Взрослый учат детей правилам социума, этике, навыкам общения, а также вносят определенную структуру в их жизнь. Общение с взрослыми помогает детям осознать свои потребности, развить эмоциональное благополучие, а также формировать уверенность в себе и своих силах. Взрослые также могут быть лучшими наставниками и наставниками, помогая детям в развитии и достижении своих целей.

Между ребенком и взрослым существует непреходящая связь, которая играет ключевую роль в формировании психических способностей и качеств ребенка. Множество психологических исследований показывают, что общение является главным и решающим условием для развития ребенка во всех аспектах его жизни.

З.М. Богуславская и А.Г. Рузская, выдающиеся специалисты в области психологии, обратили внимание на то, что развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников содействует благоприятному взаимодействию ребенка с взрослым. Такое общение оказывает существенное влияние на появление деловых, познавательных и личностных мотивов для общения. Близкое общение с взрослыми способствует формированию инициативы и стремления к коммуникации, дарит ребенку возможность размышлять, выражать свои мысли и оценивать себя.

Таким образом, общение ребенка с взрослым является неотъемлемым элементом его развития и формирования. Взрослые должны ценить и осознавать свою роль в процессе взаимодействия с детьми, чтобы помочь им стать уверенными, эмоционально развитыми и готовыми к успешной социализации во взрослой жизни.

Чтобы формировать коммуникативные навыки, необходимо подготовить или усовершенствовать игровые навыки детей. В этом важную роль играет организация педагогом сюжетной и ролевой игры, а также его руководство: предлагать детям новый сюжет, ролевые действия, показывать, как играть можно.

В соответствии с концепцией Д.Б.Эльконина ролевая игра представляет собой проявление усиливающей связи ребенка в дошкольном возрасте с обществом - особой связи, характерной для детских возрастов. Её появление не связано с какими-то внутренними, прирожденными, подсознательными силами, а со совершенно определенными условиями в обществе жизни ребенка. [2,с.65].

М.И. Лисина выделила четыре формы общения детей со взрослыми (по М.И. Лисиной):

1.Ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная);

2.Ситуативно-деловая (предметно-действенная);

3.Внеситуативно-познавательная;

4.Внеситуативно-личностная. [4,с.19].

Сюжетно-ролевая игра является основным видом игры для ребенка в старшем дошкольном возрасте. С.Я.Рубинштейн отметил, что игра является самым спонтанным проявлением ребенка, а при этом строится на взаимодействие ребенка с взрослыми. Основа линии игры, присущие ей: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. [3,c.39].

Сюжетная ролевая игра оказывает существенное влияние на развитие коммуникационных навыков у дошкольников. В процессе игры ребенок начинает понимать и не теряться в разъяснениях, касающихся действий и поступков других людей. Через постижение системы человеческих взаимоотношений он начинает осознавать свое место в этой системе. [6,с.34].

Сюжетно-ролевая игра представляет собой мнимую или представляющуюся ситуацию, в которой ребенок играет в роли взрослого, исполняя её в сформированном ему самому игровом пространстве.

Игра способствует развитию способности детей общаться между собой и учит им придерживаться интересов других. Она также способствует формированию произвольного поведения у ребенка.

Основные методики применения сюжетно - ролевой игры.

- Выбор игры;

- Педагогическая разработка плана игры;

- План игры;

- Создание воображаемой ситуации;

- Распределение ролей;

- Начало игры;

-  Сохранение игровой ситуации;

-  Завершение игры.

Руководство сюжетно-ролевыми играми должно также направляться на формирование положительных взаимоотношений между детьми. Педагог должен создавать атмосферу доверия, уважения и поддержки, чтобы дети могли свободно выражать свои мысли и идеи. Это не только поможет им развить социальные навыки и умения, но и способствует созданию комфортной обстановки для игры и взаимодействия

Через участие в таких играх, дети научаются взаимодействовать друг с другом, учатся слушать и слышать, выражать свои мысли и идеи, сотрудничать и решать проблемы в группе. Они учатся принимать разные роли, понимать мотивы и чувства других людей, развивают свою эмпатию и социальную компетентность.

Можно сделать вывод, что, игровая среда предоставляет ребенку возможность учиться взаимодействовать, сочувствовать и помогать другим. Например, ребенок может выступать в роли доктора, а другие дети будут играть больных пациентов. В таком сюжете важно, чтобы ребенок осознал свою роль и ответственность перед пациентами.

Сюжетно - ролевая игра по своей сути - деятельность отражательная. Главный источник, питающий игру ребенка дошкольного возраста - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2017.
2. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» Изд-во «Радянська школа», Киев, 2019
3. Левина О.Н. Интеллектуальное саморазвитие ученика как психолого - педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского ГУ. Серия: Психология. 2020. Т. 6. № 2. С. 75.
4. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - 2021.
5. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 50-57.
6. Стрелкова Л. Н. Проблемы формирования личности дошкольника.- Саратов: СГТ, 2022.