Статья:

Факторы развития и формирования представлений и установок о отцовстве и материнстве

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Желудкова А.П. Факторы развития и формирования представлений и установок о отцовстве и материнстве // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/95/64960 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы развития и формирования представлений и установок о отцовстве и материнстве

Желудкова Анастасия Павловна
студент, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. В статье рассматриваются факторы развития и формирования представлений о отцовстве и материнстве.

 

Ключевые слова: отцовство, материнство, родительство, факторы, формирование, анализ.

 

Среди факторов, формирующих родительство, наиболее изученными в отечественной психологии являются факторы воспроизводства. Наибольшую разработанность с точки зрения причинной и функциональной зависимости представляют репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности. Необходимо заметить, что ученые чаще всего говорят о факторной зависимости от родительской семьи. Исследователи изучают сходство различных динамических параметров функционирования собственной и родительской семьи: родительская семья оказывает мощное влияние на выбор карьеры и супруга. Э. Берн отмечает, что в принятии решений участвуют бессознательные установки, заложенные еще в детстве родителями. Д. Клиз, Р. Скиннер указывают на функциональное и проблемное сходство семьи брачного партнера и собственной [3, с.496].

Социальная обусловленность родительства показывает, как на становление человека в роли родителя и его представление о себе как о родителе влияет вся система отношений, в которые он оказывается включенным с момента своего рождения. Сюда можно отнести отношения как с ближайшим окружением — собственными родителями и другими значимыми людьми, так и влияние различных социальных институтов (например, СМИ, школы).

Общественное влияние на формирование и развитие родительства А. И. Антонов рассматривает как формализованную сторону общественного воздействия по отношению к репродуктивному поведению личности, причем не только как социальное регулирование рождаемости, но и как социальное управление, систему целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики [2, с.36].

В. В. Бойко отмечает, что роль общества в формировании мотивации у личности потребности в детях заключается в том, что оно «настраивает» индивида на весь комплекс чувств и обязанностей, связанных с воспитанием нового поколения. В частности, опосредованное влияние общества осуществляется через воздействие репродуктивных норм, входящих в систему установок личности. Наиболее подробно содержание  репродуктивных установок рассмотрено А. И.Антоновым. Он говорит о том, что по степени своей императивности репродуктивные нормы являются относительно «мягкими» в силу их интимности и биологической неспособности некоторых мужчин и женщин к зачатию и рождению детей.

Резюмируя по части влияния общества на родительство можно выделить формализованное и неформализованное его влияние личность. Оба влияния оказывают достаточное сильное воздействие, задают определенные образцы и правила поведения, но если в первом случае воздействие системы личностью осознается, то во втором – осознается очень слабо.

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации, той сферой, где дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания[1, с.448].

Таким образом, совокупное воздействие факторов, принадлежащих рассмотренным уровням, приводит к формированию определенной модели родительства в каждом конкретном случае. Общество в целом и родительская семья как частность задают извне определенный образец родительства либо определенные границы вариабельности родительства. Однако, одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию этой внешней модели или ее варианта, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризированных моделей обоих супругов в единое целое.                                                                             

 

Список литературы:
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н/Д., 2001. 448 с.
2. Антонов А. И. Кризис семьи и пути его преодоления / А. И. Антонов, В. А Борисов. М, 2000. 36 с.
3. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.