Статья:

«КАНТАТА ДЕВЯТЬ ВОЛШЕБНЫХ ОЛЕНЕЙ» Б. БАРТОКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Шестакова О.А. «КАНТАТА ДЕВЯТЬ ВОЛШЕБНЫХ ОЛЕНЕЙ» Б. БАРТОКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 5(272). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/272/144844 (дата обращения: 30.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«КАНТАТА ДЕВЯТЬ ВОЛШЕБНЫХ ОЛЕНЕЙ» Б. БАРТОКА

Шестакова Олеся Андреевна
студент, Московский Государственный Институт Культуры, РФ, г. Москва

 

"...Не спрашивайте меня, почему я написал так или иначе.

На все это можно дать лишь один ответ:

как я чувствовал, так и писал..." Б.Барток

 

Наряду с К. Дебюсси, М.Равелем, А. Скрябиным, И. Стравинским, П. Хиндемитом, С. Прокофьевым, Д.Шостаковичем, одним из значимых музыкантов ХХ века, является Бела Барток. Венгерский композитор и музыковед-фольклорист, чья самобытноть связана с углубленным изучением народов Восточной Европы.

Шестьдесят четыре года жизни Бартока пришлись на эпоху величайших потрясений в истории человечества и его родной страны, на эпоху, когда делом исключительной важности стало утверждение идеалов гуманизма и противостояние обесчеловечиванию общества. В этом смысле жизнь и творчество Бартока являют собой высокий нравственный пример мужества и благородства мастера, труд которого делал людей добрее и душевно чище. И потому соприкосновение с его художественным миром, извлечение нравственных уроков из его жизни имеет огромное значение для нас, вступивших в новый век и в новое тысячелетие и неизбежно осмысливающих тот путь, который прошло человечество в своем непростом развитии [1].

Двойственность духовного мира, противоречивость эпохи, формирование новых стилистических особенностей, все это отразило в себе творчество Бартока. Одним из следствий этого является широта жанров в композиторском наследии:

• Симфония;

• одноактную опера;

• симфонические сюиты;

• два балета;

• Кантата;

• три концерта для фортепиано;

• два концерта для скрипки;

• один неоконченный концерт для альта с оркестром;

• большое количество сочинений для различных инструментов solo и музыку для камерных ансамблей.

Будучи юношей, Б.Барток писал матери: «Каждый человек, достигнув зрелости, должен, найти идеал, чтобы бороться за него, посвятить ему все силы и деятельность. Что касается меня, то всю мою жизнь, всюду, всегда и всеми средствами я буду служить одной цели: благу родины и венгерского народа». Такие слова говорят о высоком моральном облике и достоинстве композитора.

Знаковым событием в жизни Б.Бартока можно назвать знакомство и последующая дружба и совместная творческая работа с Золтаном Кодаем. Итогом знакомства стала предпринятая в 1906 году фольклорная экспедиция в глубинку, в ходе которой Барток записывал венгерские и словацкие народные песни. Именно после этих событий началась научно фольклористская деятельность Бартока, продолжавшаяся всю жизнь.

Период с 1900 по 1920 год в творчестве Бартока можно обозначить как период напряженных поисков, связанный с исследованием старинного венгерского крестьянского фольклора и формированием собственного композиторского стиля. Основой которого в последствии стала опора на характерные элементы разнонационального фольклора и современных новаций в области средств музыкальной выразительности.

В 1924 году, Б.Барток заинтересовался идеей о создании оперы на румынский фольклорный текст, но итогом его работы становится не опера, а кантата «Девять волшебных оленей». Впоследствии, композитор планировал создать еще две кантаты – по мотивам венгерского и словацкого фольклора. Этим триптихом Барток хотел выразить идею братства трех европейских народов, но, сожалению, замысел не был осуществлен и была написана только «румынская» кантата.

Либретто на венгерском языке было написано самим автором по мотивам румынской рождественской коляды. Но вопреки традициям колядочных песнопений, кантата Бартока имеет крайне сложный музыкальный язык. Румынии данная история считается рождественской и композитор, желая избежать такое же трактование своей музыки, назвал кантату «Cantata profana», то есть «Светская кантата».

Идеей для создания кантаты стала старинная легенда о девяти юношах, превратившихся в оленей. Для Бартока этот сюжет стал иносказательным выражением протеста против серости современности и идей освобождения от хортистского режима.

Несмотря на то, что источником для написания либретто стал румынский фольклор, Барток не цитировал в ней подлинных народных мелодий. Фольклорный колорит создает частое использование оборотов фригийского, лидийского и миксолидийского ладов. В кантате хорошо прослеживаются характерные черты стиля композитора: краткие мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и активная ритмика. При строгой экономии музыкальных выразительных средств достигается глубокая выразительность.

«Здесь крестьянская мелодия играет исключительно роль запева, - писал Барток, - важным является то, что находится рядом с ней и под нею... Важно, чтобы музыкальные одеяния, в которые мы облачаем мелодию, всегда можно было вывести из самой мелодии и ее отдельных характерных черт - явных или скрытых; нужно, чтобы мелодия и все, что мы к ней добавляем, производили впечатление неразрывного единства» [5].

Премьера кантаты «Девять волшебных оленей» состоялась лишь через четыре года после окончания ее написания – в 1934г., причем премьера состоялась не в Венгрии, а Великобритании.

 

Список литературы:
1. Барабанов Н. Рассказ о художнике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200702003 (дата обращения: 28.12.23)
2. Малинковская А. Бела Барток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belcanto.ru/bartok.html (дата обращения: 27.12.23)
3. Нестьев И.В. Бела Барток. — М.: Музыка, 1979.
4. Уйфалуши Й. Бела Барток. — Будапешт: Изд-во Коровина, 1971.
5. Фольклорные мотивы в творчестве Бартока [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://music.e-publish.ru/p136aa1.html (дата обращения: 03.01.24)