Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В ЯНАО И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бачерикова Н.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В ЯНАО И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 6(273). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/273/144903 (дата обращения: 19.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В ЯНАО И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Бачерикова Наталья Александровна
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

В функциональной структуре любого региона социальная политика занимает самое значимое положение, которая нацелена на рост благополучия и благосостояния населения. Именно социальная политика в регионе обеспечивает расширенное воспроизводство населения, политическую стабильность, гражданское согласие, регулирование отношений в обществе. Реализуется это все через государственные решения, социальные программы и мероприятия.

Социальная политика региона приводит к взаимодействию всех общественных сфер жизнедеятельности в урегулировании социальных проблем. Формирование и эффективная реализация региональной социальной политики является одним из факторов, существенно влияющих на степень стабильности государственной деятельности.

Вопросы управления социальным развитием ЯНАО находятся в компетенции регионального органа власти, а именно Департамента социальной защиты населения ЯНАО, который выступая в роли центрального исполнительного органа государственной власти, осуществляет реализацию мероприятий в рамках проводимой государственной политики на основе исполнительно-распорядительной деятельности в части регулирования вопросов регионального социального развития, реализации положений семейной и демографической политики, а также обеспечения регулирования мер, направленных на охрану труда в автономном округе.

При этом общее распределение органов власти, принимающих участие управлении отраслями социальной сферы на территории региона представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Распределение функций в области управления отраслями социальной сферы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Систему управления социальным развитием региона можно представить в качестве совокупности профильных департаментов, входящих в структуру исполнительных органов государственной власти ЯНАО, в компетенцию которых входит прямое регулирование следующих значимых социальных сфер: культура, занятость, здравоохранение, молодежная политика и туризм, научная и инновационная сфера, образование, физическая культура и спорт, социальная защита населения региона и многие другие.

На рисунке 2 представлена динамика расходов на социальную сферу.

 

Рисунок 2. Анализ расходов на социальную сферу в Ямало-Ненецком автономном округе за 2020-2022 гг. [1]

 

Несмотря на ежегодное увеличение объемов финансирования социальной сферы, доля их в общих расходах бюджета сокращается.

В таблице 1 представлены целевые показатели социальной сферы региона.

Таблица 1.

Целевые показатели социального развития ЯНАО за 2020-2022 гг. [1]

Показатель

2020

2021

2022

Отклонение

2021 к 2020

2022 к 2021

Коэффициент естественного прироста населения на 1 000 чел.

7,0

6,4

7,1

-0,6

0,7

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

71,9

71,7

74,8

-0,2

3,1

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % в общей численности населения

4,8

4,6

4,5

-0,2

-0,1

Реальные денежные доходы населения,
% к 2020 г.

100,0

101,4

104,4

1,4

3

Уровень общей безработицы, %

2,4

2,1

1,7

-0,3

-0,4

 

Из анализа видно, что в 2022 году произошло улучшение показателей развития социальной сферы округа. В качестве направления являющегося наиболее значимым для Департамента социальной защиты в сфере социальной политики определяется обеспечение социальной защиты и поддержки для населения в рамках предоставления отдельным категориям, проживающем на территории региона, мер адресной социальной поддержки, направленных на рост качества и уровня жизни и снижение бедности.

В таблице 2 представлены результаты SWOT-анализа социальной сферы.

Таблица 2.

SWOT–анализ социально развития ЯНАО

Факторы

Влияние фактора на социальное развитие региона

Позитивное (сильные позиции)

Негативное (слабые позиции)

Уровень социального обеспечения

Пенсионное обеспечение, наличие учреждений социального обслуживания

1. Наличие Управления социальной защиты населения и Центра социального обслуживания населения, оказывающие весь спектр социальных услуг для поддержки физического, психологического и социального здоровья населения.

2.Высокий уровень кадровой укомплектованности органов социальной защиты.

3.Достаточные резервы для социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

1. Отсутствие специального приюта для лиц без определенного места жительства.

2. Отсутствие центров реабилитации инвалидов.

3. Отток квалифицированных кадров.

 

 

Социальная политика

Социально-политическая готовность населения к социальному реформированию

1. Своевременность получения заработной платы, пенсий и социальных пособий.

2. Активное участие в социологических опросах по проблемам и перспективам развития региона.    

 

1. Низкая социально-политическая активность населения относительно реализации возможности фактического участия в управлении развитием региона.

2. Наличие значительного количества субъективных оценок качества жизни.

 

Также можно выделить ключевые проблемы реализации социальной политики в округе:

  • возрастание зависимости социальной политики региона от возможностей вышестоящих бюджетов;
  • передача дополнительных полномочий без соответствующего финансового обеспечения;
  • недостаточно полное удовлетворение потребностей населения в оказании социальных услуг.

Для решения вышеуказанных проблем необходима реализация комплексного подхода, который будет предусматривать:

  • изыскание дополнительных источников финансирования социальной сферы;
  • снижение оттока и привлечение дополнительных специалистов в социальную сферу региона, путем предоставления дополнительных условий и социальных гарантий;
  • строительство региональных центров по оказанию социальных услуг, в том числе по реабилитации путем привлечения реализации программ государственно-частного партнёрства;
  • проведение социологических с охватом широких слоев населения округа, в целях исследований направлений реализации социальной политики, а также повышения социально-политической активности.

Таким образом, реализация указанных предложений повысит эффективности системы управления социальной сферой региона и повысит качество оказываемых населению социальных услуг.

 

Список литературы:
1. Отчеты / Официальный сайт Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://dszn.yanao.ru/documents/reports/ (дата обращения: 05.02.2024).