АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В ЯНАО И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В ЯНАО И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
В функциональной структуре любого региона социальная политика занимает самое значимое положение, которая нацелена на рост благополучия и благосостояния населения. Именно социальная политика в регионе обеспечивает расширенное воспроизводство населения, политическую стабильность, гражданское согласие, регулирование отношений в обществе. Реализуется это все через государственные решения, социальные программы и мероприятия.
Социальная политика региона приводит к взаимодействию всех общественных сфер жизнедеятельности в урегулировании социальных проблем. Формирование и эффективная реализация региональной социальной политики является одним из факторов, существенно влияющих на степень стабильности государственной деятельности.
Вопросы управления социальным развитием ЯНАО находятся в компетенции регионального органа власти, а именно Департамента социальной защиты населения ЯНАО, который выступая в роли центрального исполнительного органа государственной власти, осуществляет реализацию мероприятий в рамках проводимой государственной политики на основе исполнительно-распорядительной деятельности в части регулирования вопросов регионального социального развития, реализации положений семейной и демографической политики, а также обеспечения регулирования мер, направленных на охрану труда в автономном округе.
При этом общее распределение органов власти, принимающих участие управлении отраслями социальной сферы на территории региона представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение функций в области управления отраслями социальной сферы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
Систему управления социальным развитием региона можно представить в качестве совокупности профильных департаментов, входящих в структуру исполнительных органов государственной власти ЯНАО, в компетенцию которых входит прямое регулирование следующих значимых социальных сфер: культура, занятость, здравоохранение, молодежная политика и туризм, научная и инновационная сфера, образование, физическая культура и спорт, социальная защита населения региона и многие другие.
На рисунке 2 представлена динамика расходов на социальную сферу.
Рисунок 2. Анализ расходов на социальную сферу в Ямало-Ненецком автономном округе за 2020-2022 гг. [1]
Несмотря на ежегодное увеличение объемов финансирования социальной сферы, доля их в общих расходах бюджета сокращается.
В таблице 1 представлены целевые показатели социальной сферы региона.
Таблица 1.
Целевые показатели социального развития ЯНАО за 2020-2022 гг. [1]
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
Отклонение |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Коэффициент естественного прироста населения на 1 000 чел. |
7,0 |
6,4 |
7,1 |
-0,6 |
0,7 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
71,9 |
71,7 |
74,8 |
-0,2 |
3,1 |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % в общей численности населения |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
-0,2 |
-0,1 |
Реальные денежные доходы населения, |
100,0 |
101,4 |
104,4 |
1,4 |
3 |
Уровень общей безработицы, % |
2,4 |
2,1 |
1,7 |
-0,3 |
-0,4 |
Из анализа видно, что в 2022 году произошло улучшение показателей развития социальной сферы округа. В качестве направления являющегося наиболее значимым для Департамента социальной защиты в сфере социальной политики определяется обеспечение социальной защиты и поддержки для населения в рамках предоставления отдельным категориям, проживающем на территории региона, мер адресной социальной поддержки, направленных на рост качества и уровня жизни и снижение бедности.
В таблице 2 представлены результаты SWOT-анализа социальной сферы.
Таблица 2.
SWOT–анализ социально развития ЯНАО
Факторы |
Влияние фактора на социальное развитие региона |
||
Позитивное (сильные позиции) |
Негативное (слабые позиции) |
||
Уровень социального обеспечения |
|||
Пенсионное обеспечение, наличие учреждений социального обслуживания |
1. Наличие Управления социальной защиты населения и Центра социального обслуживания населения, оказывающие весь спектр социальных услуг для поддержки физического, психологического и социального здоровья населения. 2.Высокий уровень кадровой укомплектованности органов социальной защиты. 3.Достаточные резервы для социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. |
1. Отсутствие специального приюта для лиц без определенного места жительства. 2. Отсутствие центров реабилитации инвалидов. 3. Отток квалифицированных кадров.
|
|
Социальная политика |
|||
Социально-политическая готовность населения к социальному реформированию |
1. Своевременность получения заработной платы, пенсий и социальных пособий. 2. Активное участие в социологических опросах по проблемам и перспективам развития региона.
|
1. Низкая социально-политическая активность населения относительно реализации возможности фактического участия в управлении развитием региона. 2. Наличие значительного количества субъективных оценок качества жизни. |
Также можно выделить ключевые проблемы реализации социальной политики в округе:
- возрастание зависимости социальной политики региона от возможностей вышестоящих бюджетов;
- передача дополнительных полномочий без соответствующего финансового обеспечения;
- недостаточно полное удовлетворение потребностей населения в оказании социальных услуг.
Для решения вышеуказанных проблем необходима реализация комплексного подхода, который будет предусматривать:
- изыскание дополнительных источников финансирования социальной сферы;
- снижение оттока и привлечение дополнительных специалистов в социальную сферу региона, путем предоставления дополнительных условий и социальных гарантий;
- строительство региональных центров по оказанию социальных услуг, в том числе по реабилитации путем привлечения реализации программ государственно-частного партнёрства;
- проведение социологических с охватом широких слоев населения округа, в целях исследований направлений реализации социальной политики, а также повышения социально-политической активности.
Таким образом, реализация указанных предложений повысит эффективности системы управления социальной сферой региона и повысит качество оказываемых населению социальных услуг.