Статья:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Королёва А.О. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 6(273). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/273/145041 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Королёва Алёна Олеговна
студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга
Нуриева Алеся Радиевна
научный руководитель, старший преподаватель, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме познавательно-исследовательской и проектной деятельности экологической направленности дошкольников. В статье указаны основные этапы развития познавательно – исследовательской деятельности детей на ступенях «дошкольное образование» - «начальное образование», описана опытническая работа с дошкольниками.

 

Ключевые слова: познавательно-исследовательская и проектная деятельность экологической направленности, этапы развития познавательно – исследовательской деятельности, опытническая работа.

 

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.  Проектная и исследовательская деятельность по экологии является средством формирования экологической компетенции.

Можно выделить по меньшей мере три этапа развития познавательно – исследовательской деятельности детей на ступенях «дошкольное образование» - «начальное образование».

1. Неосознанное восприятие окружающих предметов и явлений.

2. Целенаправленное восприятие познаваемых объектов органами чувств.

3.Наблюдение и выявление на этой основе причинно – следственных связей.

Этап неосознанного восприятия окружающих предметов и явлений соответствует, по мнению М.Монтессори, состоянию «психического эмбриона», ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу. По Л.С Выготскому, «экспериментирование» ребенка на этом этапе (первые три года жизни) не что иное, как нецеленаправленное (случайное) «манипулирование» с предметами, в процессе которого он получает новое знание об их свойствах [3]. Такое «экспериментирование» можно условно назвать «примитивным», или «наивным». Очевидно, что  на этом этапе ребенок пока еще неосознанно знакомиться со свойствами тех объектов, с которыми «экспериментирует». Не осознает он тех связей, которые между ними существуют, т.е экологическая составляющая в его «познании» мира еще отсутствует.

Второй этап – целенаправленное восприятие познаваемых объектов органами чувств. Усложнение «целенаправленного восприятия» познаваемых объектов посредством  наблюдений осуществляется в определенной последовательности. [1] Первоначально  дети отвечают на вопросы учителя, направленные на опознание наблюдаемых  объектов: «Что это?», «Кто это?».

Затем следует более детальное описание наблюдаемого объекта посредством серии взаимосвязанных  вопросов учителя.

Следующий шаг – наблюдение и выявление на этой основе причинно – следственных связей, в том числе и экологического характера.  Связи эти могут быть пространственные (примеры вопросов: «На какой стороне оврага снег растаял быстрее? Почему?», «Какую форму имеет муравейник? Почему?» и временные (примеры вопросов:«Что было?», «Что стало?», «Какие изменения произошли?»). [2]

Наблюдения детей полезно дополнять экологической информацией. Например, наблюдения за муравейником (какую форму имеет муравейник, из чего сложен, что делают муравьи) педагог дополняет такой информацией: «У муравьев есть враги. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Нападают на муравейники и дятлы (они разгребают верхушку муравейника и склеивают муравьев»).

В развитии опытнической работы можно выделить как минимум два этапа:

1.Проведение опытов по вопросам (программе) учителя.

2.Включение опытов в структуру эксперимента или полноценного учебного исследования.

На первом этапе опыты, проводимые по программе, казалось бы, сугубо естествоведческие, сопровождаемые обсуждением экологических вопросов: «Какое значение имеет воздух почвы для жизни обитающих в ней животных (червей, насекомых, бактерий), растений?»

На втором этапе опыты проводятся в ходе эксперимента (или полноценного учебного исследования), включающего постановку проблемы, выдвижение гипотезы, поиск способа проверки гипотезы. При этом экспериментальная работа часто осуществляется на экологических фактов, необходимых для проращивания семян, роста и развития растений [4]. Таким образом, проблема реализации принципа преемственности экологического образования между ступенями дошкольного и начального образования рассмотренными вопросами не ограничивается, а требуют дальнейшего развития [3, с. 7-9].

 

Список литературы:
1. Бочкарева, М.А. Путешествие в мир природы / М.А. Бочкарева // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 23–24.  
2. Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова. – Москва : Просвещение, 2013. – 125 с. 
3. Куклина, Н. Г. Экскурсионная деятельность как средство развития познавательной активности / Н.Г. Куклина  // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 12. – С. 65–68.  
4. Леонов, Е.Е. Особенности методики проведения экскурсий / Е.Е. Леонов, А.В. Иванова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 21. – С. 22–30.