ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ КОСМОСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ КОСМОСА
Аннотация. В статье обоснована актуальность ознакомления старших дошкольников с миром космоса и особенности дополнительных образовательных программ по формированию представлений детей о космическом пространстве.
Ключевые слова: мир космоса, дети старшего дошкольного возраста, ознакомление с миром космоса.
Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием первичных представлений об объектах окружающего мира, которые формируют «расширенную» картину мира. В нормативно-правовых документах, принятых в последние годы («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО); «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» (ФОП ДО)), к числу основных принципов дошкольного образования относится формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка. В «Федеральной программе развития образования до 2030» подчеркивается, что одной из национальных целей является обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, которая позволяет развивать познавательную деятельность детей за счет использования новых информационных технологий.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» 2013 (далее «ФГОС ДО») раскрывается содержание образовательной области познавательное развитие, которая предусматривает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о планете Земля.
Выдающиеся философы русского космизма В.С. Соловьев, И.А. Феодулова, К.Э.Циолковский рассматривали идеи космического мировоззрения, сопричастности человека и космоса, развития общества в результате освоения космоса. Методологические основы значимости чувственного познания окружающего мира обоснованы в трудах Я.А.Коменского и И.Г. Пестолоции. Это определяет актуальность нашего исследования на научно-теоретическом уровне.
Следует отметить, что основу ознакомления детей дошкольного возраста с миром космоса составляют: концептуальные основы аэрокосмического образования (О.И. Донина), исследования космического воспитания (К.Н.Вентцель), ступени детского познания Вселенной (Е.П. Левитан), космическое воспитание (Е. Хилтунен). Но, с другой стороны, данные исследователи считают, что составили программ дошкольного образования в разделе ознакомления детей с окружающим миром, не уделяют должное внимание проблеме ознакомления детей не только с тем миром, который вокруг них, но и над ними. Это предполагает актуальность выбранной темы на научно-методическом уровне.
Взяв за основу теоретические подходы исследователей Т.И. Гонтарук, И.К. Ждановой, Т.И. Гризик, Н.Ф. Виноградовой в данном исследовании «мир космоса» будем рассматривать как средство формирования системы представлений дошкольников о мире космоса, приобретение ими знаний о «космических» профессиях, звездах и созвездиях, Солнечной системе.
Под понятием «мир космоса» в данном исследовании понимается пространство, за пределами атмосферы Земли, состоящее из звезд, планет, комет и прочих астрономических тел, изучением которых занимаются люди различных космических профессий.
При ознакомлении детей с миром космоса интересна мысль К.Н. Вентцеля о космическом сознании, как идеи, на которую могла бы ориентироваться модель дошкольного образования в будущем.
«Только космическая культура человека может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены культурою прошлого, только она поведёт к исчезновению войн и всяких антагонизмов между народами, объединит людей в одно солидарное целое…». «Проблема космического воспитания стучится в двери. Откроем двери настежь и займемся ею вплотную…» [2, с. 139].
Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром космоса интересна и актуальна на сегодняшний день, однако недостаточно включается в содержание основной образовательной программы дошкольного образования. Именно поэтому педагоги разрабатывают авторские парциальные программы по ознакомлению старших дошкольников с миром космоса. Результаты анализа данных программ представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Анализ парциальных программ по ознакомлению старших дошкольников с миром космоса
Название, автор, срок реализации |
Цель программы |
Задачи программы |
Содержание |
«Загадочный космос» Я.С. Букина, 1 год |
формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми |
|
«Загадочный космос» «Небесные светила» «В гостях у астронома» «Дорога в космос» «Вселенная» «Космические дали, где мы еще не бывали» «Путешествие в ночное небо» «Космические исследователи» «Полет на космическом корабле» «Зачем летают в космос» «Зодиакальный зоопарк» «Звездный дождь» «Наша голубая планета» «День и ночь» «Многоликая Луна» «Пушистые космонавты» «Звезда по имени Солнце» «Семья планет» «Покорители космоса» «День Космонавтики» «Экскурсия по МКС» «Звезды и созвездия» «Карнавал созвездий» |
«Далёкий космос» В.В. Некрасова, 2 года |
Формирование элементарных естественно-научных представлений у старших дошкольников о космосе и развитие интереса к истории нашей Родины, к космическому первопроходцу |
|
1 блок: Надземный мир – Солнце, облака, небосвод, звезды, Луна, различные явления неба. 2 блок: «На чем и зачем люди летают в космос». 3 блок: «Знакомство с тайнами космоса |
«Наша Вселенная» И.В. Кабина, Л.В. Агеева, 2 года |
Ознакомление детей с видимой Вселенной, с миром звёзд, а также с наиболее яркими страницами истории астрономии и космонавтики, формирование астрономической базы знаний. |
- об Астрономии - как науке, изучающий Вселенную; - роли и месте человека во Вселенной по освоению космоса; - о часто наблюдаемых природных явлениях: смена дня и ночи, фаз луны, времён года; - об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики.
- что в основе всех природных явлений лежат космические явления: вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца; - учёных, космонавтах и их свершениях.
- делать простейшие умозаключения, доказывать его правильность; - выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений; - вести беседу на заданную тему. |
1 год обучения: Раздел 1. Вселенная космос. Раздел 2. Сказочная Вселенная. Раздел 3. Яркие страницы космонавтики. Раздел 4. Астронафтика. 2 год обучения: Раздел 1. Исследования космического пространства и астрономия. Раздел 2. Космическая техника и технология. Раздел 3. История науки |
Анализ парциальных программ позволяет сделать вывод о том, что основными целями в них выступают формирование у старших дошкольников представлений о космическом пространстве, начальных представлений об астрономии, задачи связаны и изучением строения Солнечной системы, ознакомлением с историей освоения космоса, а также воспитанием любви к планете Земля и бережного отношения к ней.
Таким образом, процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром космоса будет способствовать формированию расширенной картины мира, которая направлена на обогащение представлений детей об окружающем мире и развитии науки и технологии в будущем.