ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)
ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Аннотация. В данной статье рассмотрены налоговые преступления в Российской Федерации, их влияние на экономическое развитие страны. На основе анализа научной литературы обозначены наиболее распространенные причины налоговой преступности, показано их влияние на формирование доходов бюджета Российской Федерации. Представлена совокупность существующих мер по предупреждению и противодействию налоговой преступности, оказывающих положительное влияние на налоговую преступность, а также предложены дополнительные меры.
Ключевые слова: налоговая система, налоги, налоговая преступность, материальный ущерб, причины налоговой преступности, статистика налоговых поступлений, противодействие налоговой преступности, экономическая безопасность.
В каждой стране налоги являются основным источником формирования бюджета, за счёт средств которого государством реализуются возложенные на него как внешние, так и внутренние функции - социальные, экономические, правоохранительные, оборонительные. Кроме того, в современных экономических условиях налоги регулируют и формируют финансовые отношения между государством и физическими и юридическими лицами.
Из этого следует, что от налоговой безопасности зависит состояние экономической и финансовой системы государства, стабильность которых является важнейшими показателями национальной безопасности государства.
Роль налогов чрезвычайно важна, ведь они влияют на функционирование всех субъектов хозяйствования и являются инструментом регулирования экономики [5, с. 62].
Среди составляющих экономической безопасности налоговая безопасность является фундаментальной основой, которая обеспечивает финансовыми ресурсами все составляющие финансовой безопасности.
Налоговая безопасность является одним из структурных элементов финансовой безопасности, которую определяется как состояние экономики и финансовых институтов, при котором обеспечивается высокий уровень стабильности в обществе, социально направленное развитие экономики, формирование условий для поддержания единства и целостности финансовой системы.
Проблема обеспечения налоговой безопасности сейчас является наиболее актуальной, поскольку на протяжении нескольких лет Российская Федерация подвергается санкциям со стороны стран Евросоюза и США [5, с. 63].
Санкции касаются, в том числе и корпораций, которые являются крупнейшими налогоплательщиками в РФ и ориентированы на внешнюю торговлю. Соответственно, снижение экспорта влечет за собой снижение прибыли корпораций, а, следовательно, снижение налоговых платежей.
Драйвером экономического развития современного государства выступают налоги, которые в научной литературе рассматриваются в качестве сферы экономических отношений, связанных с выполнением государством своих целей и задач на основе отчуждения части денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам, в соответствии с принципами индивидуальной безвозмездности и обязательности.
Необходимость формирования финансового обеспечения реализации государством разрабатываемых им стратегий, программ, проектов и иных форм социально-экономического развития страны лежит в основе становления и функционирования института налогообложения.
В этой связи построение рациональной системы налоговых отношений, поддержания высокой эффективности налоговой системы на основе гарантирования уровня собираемости налогов, достаточного для выполнения государственных задач, являются факторами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Главным инструментом регулирования экономики, позволяющим перераспределить национальный доход для реализации намеченного экономического курса и социальной политики, является федеральный бюджет. Он формируется ежегодно, и в нем отражаются все источники доходов и расходов страны. Значительную долю, более 50% от всего объема дохода, составляют налоговые поступления различных уровней. Практика взимания налогов с населения сложилась с давних времен. И вне зависимости от того, как они назывались – дань, оброк, пошлина, налог, они всегда являлись основой для пополнения бюджета государства.
Без дополнительных условий к налоговым могут быть отнесены преступления, предусмотренные ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, являющиеся деяниями, в результате совершения которых в бюджетную систему Российской Федерации полностью или частично не поступают денежные средства в крупном и особо крупном размере, подлежащие уплате в виде налогов, сборов и страховых взносов, обязанность перечисления которых регламентируется законодательством о налогах и сборах [1].
Теоретическое значение выделения в системе преступлений в сфере экономической деятельности самостоятельной группы налоговых преступлений позволяет точнее уяснить их сущность и содержание, изучить уголовно-правовые, криминологические характеристики, расширить преставления о состоянии уголовно-правовой охраны налоговых отношений и, основываясь на результатах исследования, научно обосновать меры по совершенствованию противодействия налоговой преступности.
Практическое значение выделения налоговых преступлений в самостоятельную группу в системе преступлений в сфере экономической деятельности способствует правильной уголовно-правовой оценке налоговых посягательств, уточнению критериев, на основании которых налоговые деяния отграничиваются от смежных составов преступлений и налоговых правонарушений, расширением представлений о механизмах совершения налоговых преступлений.
К способам совершения налоговых преступлений можно отнести [6, с. 37]:
- не составление или уничтожение документов бухгалтерского учета;
- фальсификация сведений о реально заключенных сделках;
- использование «фирм-однодневок»;
- использование аффилированных организаций для совершения налоговых преступлений;
- осуществление взаиморасчетов в наличной форме и безналичной форме;
- противодействие функции налогового контроля, выражающееся в не предоставлении документов налоговой отчетности и игнорирования общения с органами налогового контроля.
При этом данный список далеко не исчерпывающий и существует тенденция к постоянному совершенствованию способов, разработке схем уклонения от уплаты налогов и представленный перечень в современных условиях информационных технологий уже не является актуальным во многом благодаря цифровизации и информатизации налоговых органов, а также новациям законодательства.
Налоговые преступления представляют собой значительную часть преступлений в сфере экономики и подрывают экономическую безопасность. К основным причинам желания скрыть реальные доходы от государства и уйти от налогов можно отнести следующие факторы [6, с. 38]:
1. Экономические. Высокое налоговое бремя. Высокий уровень прибыли работающих в сфере теневой экономики и их большая устойчивость перед изменениями экономических условий.
2. Политические. Сложность в прогнозировании направления экономических и социальных реформ. Коррумпированность в системе государственного управления. Санкции, введенные против нашего государства.
3. Социальные. Разделение общества на сверхбогатых и бедных. Отсутствие свободного доступа всех слоев населения к общим благам. Сложность в устройстве на высокооплачиваемую работу без протектората. Недополученные средства от уплаты налогов являются фактором сдерживания инвестиционной активности и экономического роста. Сокращаются трансфертные платежи в социальной сфере.
Сдерживаются или исключаются различные программы помощи предпринимательству, искусству, науке. Также в значительной мере страдает сфера бизнеса – добросовестные производители и поставщики вытесняются с рынка из-за неконкурентоспособных цен на продукцию. Уклонение от уплаты налогов как явление получило достаточно широкое распространение.
В таблице 1 представлены данные МВД по количеству налоговых преступлений и размеру материального ущерба от них в 2017-2021 годах.
Таблица 1.
Количество налоговых преступлений и размер материального ущерба от них за 2018-2022 гг. [7, с. 171]
Показатель/год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Всего ущерб, млд. руб. |
71,57 |
94,92 |
85,24 |
82,49 |
84,9 |
Возмещено в бюджет, млд. руб. |
Нет данных |
Нет данных |
17,9 |
58 |
39,7 |
Всего преступлений, штук |
8650 |
7630 |
4503 |
4872 |
5543 |
К традиционным рекомендациям по борьбе с преступностью в налоговой сфере относят совершенствование законодательной и нормативной базы и ужесточение мер ответственности. На наш взгляд, целесообразнее было бы снижение налогового бремени с одновременным усилением контроля налоговых органов за исполнением обязательств по их уплате и своевременному выявлению неплательщиков. Не менее важно предупреждение экономических преступлений.
В этом важную роль играет повышение налоговой культуры населения и прозрачность данных по расходу налоговых поступлений государством. Постоянное развитие технологий, в том числе IT и информационных, провоцирует не только совершенствование налоговых преступлений, но и методов борьбы с ними. Тесное взаимодействие налоговой инспекции с банками, правоохранительными органами и другими государственными и частными структурами и активное использование электронных баз данных этих организаций способствует ускорению процесса по выявлению налоговых преступлений.
Последними изменениями в сфере контроля уплаты налогов стало подписание Президентом РФ Федерального закона от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», согласно которому максимальный срок лишения свободы сократился до пяти лет. В случае возмещения налогоплательщиком суммы налога, начисленных штрафов и пеней уголовное дело не возбуждается либо прекращается [7, с. 172].
Налоговая и экономическая безопасность характеризуются тесной связью, что определено следующим. Доходная часть государственного бюджета сформирована в преимущественной степени налоговыми платежами, которые осуществляются в процессе осуществления субъектами предпринимательской деятельности, а также по причине приобретения прав собственности на определённый вид имущества.
Сформированные доходы являются финансовым инструментом выполнения государством своих задач, в частности:
- развитие кадрового потенциала страны за счёт создания финансирования деятельности образовательных организаций и создания рыночной инфраструктуры с целью увеличения числа рабочих мест (в данном случае проявляется направление борьбы с одной из угроз экономической безопасности - безработицы и низкой квалификации работников);
- поддержка наиболее слабо развивающихся отраслей экономики за счёт предоставления субсидий, льготных условий кредитования, оказания помощи в форме предоставления услуг страхования с государственным участием (речь идёт о другой проблеме, препятствующей обеспечению высокого уровня экономической безопасности страны, - низкой платёжеспособности субъектов);
- финансирование программ, связанных с повышением эффективности медицинского обслуживания граждан за счёт повышения заработной платы работников медицинских учреждений, а также оказания поддержки в развитии инфраструктуры (в представленном пункте затрагивается ещё одна угроза экономической безопасности - демографическая) и др.
Таким образом, государство старается побудить налогоплательщиков добровольно перечислять всю сумму причитающихся налогов в бюджет. В апреле 2023 года стартовала новая программа Правительства по внедрению цифрового рубля совместно с ЦБ. Действует она пока в тестовом режиме.
Особенностями данной валюты является возможность осуществления жесткого контроля над всеми платежными операциями.
Центробанк, а, следовательно, и государственные структуры, которым он предоставляет информацию, смогут легко отследить движение каждого выпущенного цифрового рубля, восстановить подробную историю его передвижения, также заранее ограничить сферу применения конкретных субсидий и переводов. Таким образом, государство сможет контролировать движение всех средств налогоплательщиков, отслеживать операции на предмет их законности и своевременно пресекать попытки совершения преступлений, в том числе и налоговых.