Статья:

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СОТРУДНИКА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Антошина А.Ю. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СОТРУДНИКА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146654 (дата обращения: 05.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СОТРУДНИКА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Антошина Алина Юрьевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Овчинников Дмитрий Анатольевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Первенствующим направлением прогрессивного отечественного образованияявляется оздоровление и организация полноценного отдыха детей иподростков в каникулярный период. В настоящее время эта направленностьреализуется в рамках деятельности детских оздоровительных лагерей,устанавливающих перед собой не только лишь вопрос организации досуговой деятельности,но и задачу положительной социализации, формирования личности ребенка во временном детском коллективе.

В детских оздоровительных лагерях формирование личности ребенка выступает как ответный процесс: с одной стороны, детиусваивают новый социальный опыт: принятие социальных ролей и моделейс другой стороны, они сами повторяют социальные связи в своей деятельности. Малый период пребывания детей в лагере обуславливаетсодержательность процессов социальной адаптации и становление личности. Особенно важны, с одной стороны, социальная адаптация, пониманиесоциального опыта, овладение социальными ролями, с иной стороны, возможность самореализации, посредством развития познавательного энтузиазма икреативности, воплощение планов и притязаний, осуществимость самовыражения. В лагере отдыха и оздоровления идет изменение образа жизни ребят, возрастает активность жизнедеятельности и насыщенность вкоммуникации, в сравнении с обычными школьными и домашнимиделами, особую значимость имеет целесообразная поддержка или социально-педагогическое сопровождение. Понятие сопровождение означает «действие, сопутствующее какому - либо явлению». В словаре С. Ожегова термин «сопровождать» значит –идти рядом, быть рядом, вместе с кем-нибудьили идти за.[2, с.111]. Предпосылками возникновения социально-педагогического сопровождения является становление такой науки как социальная педагогика. Это направление сформировалось на основе обобщения педагогических идей П.Ф. Каптерова, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкого [1, с.111]. Педагогами используются разные методики, например методика КОС-1 (Комплекс оценки социально-ориентированной деятельности). В ней используются различные вопросы и задания, направленные на выявление уровня умений и навыков подростков в сфере социальной ориентации. Эти задания могут включать в себя ролевые игры, анкеты, интервью и другие методы.

Методика КОС-1 может оказать положительное влияние на изменение ролей и поведения детей в детском оздоровительном лагере, так как она направлена на развитие социально-ориентированных навыков и умений у подростков. В процессе использования методики КОС-1 в лагере дети могут учиться более эффективно взаимодействовать друг с другом, осознавать свои сильные стороны и работать над улучшением своих слабых сторон. Это может способствовать формированию у детей более позитивного самовосприятия, уверенности в себе и способности эмпатически относиться к окружающим.

При использовании методики КОС-1 в лагере можно также проводить групповые тренинги, игры и другие активности, которые будут способствовать развитию социальных навыков и улучшению взаимоотношений между детьми. В итоге, дети могут начать принимать более активное участие в жизни лагеря, быть более открытыми к новым знакомствам и сотрудничеству.

Таким образом, методика КОС-1 может способствовать позитивным изменениям в поведении и ролях детей в детском оздоровительном лагере, помогая им развивать социальные навыки, умения и качества, необходимые для успешной адаптации и социализации. Так же целесообразна методика исследования самооценки личности. Она может оказать значительное влияние на изменение ролей и поведения детей в детском оздоровительном лагере, поскольку помогает им более подробно понять себя, выявить свои сильные и слабые стороны, а также определить цели и мотивы своего поведения. Используя методику самооценки личности, руководители лагеря и педагоги могут дать детям возможность осознать свои индивидуальные особенности и потенциал, что позволяет им лучше понимать себя и свое место в коллективе. Дети могут осознать свои правильные и неправильные поступки, что способствует развитию их самоконтроля, саморегуляции и улучшению поведения. Помимо этого, методика исследования самооценки личности может помочь обнаружить проблемные аспекты поведения детей, такие как низкая самооценка или неадекватные установки, и участникам лагеря могут быть предложены специальные тренинги или консультации для внутреннего роста и самосовершенствования. Таким образом, методика исследования самооценки личности может стимулировать здоровое развитие детей в лагере, улучшить их взаимоотношения с окружающими, а также повысить общий уровень адаптации и самосознания участников лагеря.  Использование в работе социального педагога с подростками такой методики, как социометрия Я.Морено, поможет специалисту ближе узнать расстановку ролей в коллективе, кто занимает лидерскую позицию, а кто наоборот, отрешен от детской общности. Данная методика важна для проведения диагностики климата отряда и дальнейшей коррекции отклоняющегося развития детского коллектива. Обе методики могут быть полезны при работе с подростками для выявления их потребностей, развития и поддержки их социальных и психологических навыков. Таким образом, изучив литературные источники на тему социально - педагогического сопровождения в организации детского отдыха и оздоровления, уместно сделать выводы о том, что социально-педагогическое сопровождение предполагает устранение индивидуальных проблем каждого ребенка для его успешной социализации в обществе, создает широкие возможности для усвоения подростками позитивного социального опыта, а так же является активным процессом, ставящим свои цели, имеющий свой предмет, функции, принципы, результаты.

 

Список литературы:
1. Литвак, Р.А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: монография / Р.А. Литвак. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 336 с.
2. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. – 135 c.