ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СОТРУДНИКА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СОТРУДНИКА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Первенствующим направлением прогрессивного отечественного образованияявляется оздоровление и организация полноценного отдыха детей иподростков в каникулярный период. В настоящее время эта направленностьреализуется в рамках деятельности детских оздоровительных лагерей,устанавливающих перед собой не только лишь вопрос организации досуговой деятельности,но и задачу положительной социализации, формирования личности ребенка во временном детском коллективе.
В детских оздоровительных лагерях формирование личности ребенка выступает как ответный процесс: с одной стороны, детиусваивают новый социальный опыт: принятие социальных ролей и моделейс другой стороны, они сами повторяют социальные связи в своей деятельности. Малый период пребывания детей в лагере обуславливаетсодержательность процессов социальной адаптации и становление личности. Особенно важны, с одной стороны, социальная адаптация, пониманиесоциального опыта, овладение социальными ролями, с иной стороны, возможность самореализации, посредством развития познавательного энтузиазма икреативности, воплощение планов и притязаний, осуществимость самовыражения. В лагере отдыха и оздоровления идет изменение образа жизни ребят, возрастает активность жизнедеятельности и насыщенность вкоммуникации, в сравнении с обычными школьными и домашнимиделами, особую значимость имеет целесообразная поддержка или социально-педагогическое сопровождение. Понятие сопровождение означает «действие, сопутствующее какому - либо явлению». В словаре С. Ожегова термин «сопровождать» значит –идти рядом, быть рядом, вместе с кем-нибудьили идти за.[2, с.111]. Предпосылками возникновения социально-педагогического сопровождения является становление такой науки как социальная педагогика. Это направление сформировалось на основе обобщения педагогических идей П.Ф. Каптерова, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкого [1, с.111]. Педагогами используются разные методики, например методика КОС-1 (Комплекс оценки социально-ориентированной деятельности). В ней используются различные вопросы и задания, направленные на выявление уровня умений и навыков подростков в сфере социальной ориентации. Эти задания могут включать в себя ролевые игры, анкеты, интервью и другие методы.
Методика КОС-1 может оказать положительное влияние на изменение ролей и поведения детей в детском оздоровительном лагере, так как она направлена на развитие социально-ориентированных навыков и умений у подростков. В процессе использования методики КОС-1 в лагере дети могут учиться более эффективно взаимодействовать друг с другом, осознавать свои сильные стороны и работать над улучшением своих слабых сторон. Это может способствовать формированию у детей более позитивного самовосприятия, уверенности в себе и способности эмпатически относиться к окружающим.
При использовании методики КОС-1 в лагере можно также проводить групповые тренинги, игры и другие активности, которые будут способствовать развитию социальных навыков и улучшению взаимоотношений между детьми. В итоге, дети могут начать принимать более активное участие в жизни лагеря, быть более открытыми к новым знакомствам и сотрудничеству.
Таким образом, методика КОС-1 может способствовать позитивным изменениям в поведении и ролях детей в детском оздоровительном лагере, помогая им развивать социальные навыки, умения и качества, необходимые для успешной адаптации и социализации. Так же целесообразна методика исследования самооценки личности. Она может оказать значительное влияние на изменение ролей и поведения детей в детском оздоровительном лагере, поскольку помогает им более подробно понять себя, выявить свои сильные и слабые стороны, а также определить цели и мотивы своего поведения. Используя методику самооценки личности, руководители лагеря и педагоги могут дать детям возможность осознать свои индивидуальные особенности и потенциал, что позволяет им лучше понимать себя и свое место в коллективе. Дети могут осознать свои правильные и неправильные поступки, что способствует развитию их самоконтроля, саморегуляции и улучшению поведения. Помимо этого, методика исследования самооценки личности может помочь обнаружить проблемные аспекты поведения детей, такие как низкая самооценка или неадекватные установки, и участникам лагеря могут быть предложены специальные тренинги или консультации для внутреннего роста и самосовершенствования. Таким образом, методика исследования самооценки личности может стимулировать здоровое развитие детей в лагере, улучшить их взаимоотношения с окружающими, а также повысить общий уровень адаптации и самосознания участников лагеря. Использование в работе социального педагога с подростками такой методики, как социометрия Я.Морено, поможет специалисту ближе узнать расстановку ролей в коллективе, кто занимает лидерскую позицию, а кто наоборот, отрешен от детской общности. Данная методика важна для проведения диагностики климата отряда и дальнейшей коррекции отклоняющегося развития детского коллектива. Обе методики могут быть полезны при работе с подростками для выявления их потребностей, развития и поддержки их социальных и психологических навыков. Таким образом, изучив литературные источники на тему социально - педагогического сопровождения в организации детского отдыха и оздоровления, уместно сделать выводы о том, что социально-педагогическое сопровождение предполагает устранение индивидуальных проблем каждого ребенка для его успешной социализации в обществе, создает широкие возможности для усвоения подростками позитивного социального опыта, а так же является активным процессом, ставящим свои цели, имеющий свой предмет, функции, принципы, результаты.