МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)
Рубрика: Педагогика
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.
Ключевые слова: методология педагогики, методологическая компетенция учителя начальных классов, экспериментальная работа, методологическая культура учителя начальных классов.
Первые исследовательские работы, посвящённые этому виду деятельности не случайно появились в конце 90х — начале 2000 годов, когда в российском образовании накопился огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки, опыт педагогических инноваций, авторских школ и др. (С. Ж. Гончарова, Н. Д. Иванов, М. Г. Шалунова). Именно в это время начинается принципиальное разведение двух понятий, близких по звучанию, но различных по значению: «методическая деятельность» и «методическая работа». Изучение психолого-педагогической литературы показало, что нет чёткой трактовки понятия «методическая деятельность». Авторы по-разному определяют её сущность, нередко как синонимы используют словосочетания «методическая деятельность» и «методическая работа». Определим, в чем разница между «деятельностью» и «работой». Деятельность — категория психологическая, представляет собой динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [5]. Работа — это то, чем занимается человек (на предприятии, в учреждении, дома); дело, занятие [1, с. 225], то есть выполнение сотрудником какой-то определённой функции в рамках трудового договора в конкретной организации. Как правило, это делается по поручению в соответствии с планом и с заранее известным результатом, то есть в данном случае мы имеем проявление субъект-объектных отношений.
Деятельность представляет собой способ связи субъективного и объективного свободного, произвольно инициируемого субъектом и необходимого. Поэтому сегодня в психологии учитывается не только традиционное определение деятельность, которое связано с наличием цели, в неё постепенно вошло представление об общественно необходимом характере деятельности как труда (работы) через прикладную область — психологию труда. Таким образом, отличие деятельности от работы заключается в том, что работа — это та же деятельность, но ограниченная (или заданная) конкретными внешними условиями: функциями, обязанностями, особенностями организации и т. д. Деятельность определяется самим субъектом опосредованно, через его внутренние, специфические закономерности (цели, мотивы и т. д.)
Методическая деятельность (учителя) — самостоятельный вид профессиональной деятельности по проектированию, разработке и конструированию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу дисциплин [7]. Содержание методической деятельности представляет собой унифицированные (стандартизированные) действия или операционно-практические компоненты, можно сказать конкретные механизмы профессиональной деятельности, которые могут быть выбраны на любом предметном содержании. При этом изменения в содержании методической деятельности происходят при смене целей образования. Надпредметные (универсальные) деятельностные умения определяют в современном мире востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства, а значит, и успешное экономическое развитие страны [3]. Изменение требований со стороны общества к сфере образования, привело к коррекции содержания методической деятельности учителя начальных классов. К традиционным её компонентам — таким, как освоение предметных культурных средств и способов действия, в содержание обучения добавились метапредметные умения: ключевые деятельностные компетенции, общеучебные умения, формирующие у школьников «креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции и способности к саморазвитию» [3]
К тому же количество объектов методической деятельности, представленных в проекте ФГОС для учителей начальных классов, тоже увеличилось, в качестве таковых следует назвать: содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности в начальных классах [4]. При этом сделан акцент на деятельностной форме обучения, технологиями организации и реализации которых должны владеть учителя. Сегодня методическая деятельность выступает значимым направлением реализации инновационного развития образования, а подготовка к ней составляет актуальную задачу современной системы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.
По определению Н. В. Немовой, методическая работа — это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также по со3данию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса [5]. В данном определении акцент ставится, прежде всего, на деятельности администрации учебного заведения в организации методической работы при пассивном участии учителей. Согласно определению В. И. Зверевой, методическая работа — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения конечных результатов работы школы [6]. На наш взгляд, понятие методической работы включает в себя более широкое определение, объединяющее обе трактовки данного понятия.
Таким образом, опираясь на данный подход, можно составить модель методической службы в школе, в основе которой лежат следующие важные составляющие: — создание необходимых условий для развития творческих способностей учителя; – оказание необходимой помощи для решения разнообразных проблем в работе учителя; – налаживание координации деятельности учителей, что особенно актуально в условиях отсутствия формальных профессиональных объединений; – стимулирование стремления к развитию учителем своего мастерства. В результате сформировалась структура методической службы и система форм организации методической работы, включающая индивидуальную, коллективную и групповую деятельность
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)