Статья:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Пензева А.С. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 2(311). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/311/157923 (дата обращения: 11.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Пензева Алёна Сергеевна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

 

Ключевые слова: методология педагогики, методологическая компетенция учителя начальных классов, экспериментальная работа, методологическая культура учителя начальных классов.

 

Первые исследовательские работы, посвящённые этому виду деятельности не случайно появились в конце 90х — начале 2000 годов, когда в российском образовании накопился огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки, опыт педагогических инноваций, авторских школ и др. (С. Ж. Гончарова, Н. Д. Иванов, М. Г. Шалунова). Именно в это время начинается принципиальное разведение двух понятий, близких по звучанию, но различных по значению: «методическая деятельность» и «методическая работа». Изучение психолого-педагогической литературы показало, что нет чёткой трактовки понятия «методическая деятельность». Авторы по-разному определяют её сущность, нередко как синонимы используют словосочетания «методическая деятельность» и «методическая работа». Определим, в чем разница между «деятельностью» и «работой». Деятельность — категория психологическая, представляет собой динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [5]. Работа — это то, чем занимается человек (на предприятии, в учреждении, дома); дело, занятие [1, с. 225], то есть выполнение сотрудником какой-то определённой функции в рамках трудового договора в конкретной организации. Как правило, это делается по поручению в соответствии с планом и с заранее известным результатом, то есть в данном случае мы имеем проявление субъект-объектных отношений.

Деятельность представляет собой способ связи субъективного и объективного свободного, произвольно инициируемого субъектом и необходимого. Поэтому сегодня в психологии учитывается не только традиционное определение деятельность, которое связано с наличием цели, в неё постепенно вошло представление об общественно необходимом характере деятельности как труда (работы) через прикладную область — психологию труда. Таким образом, отличие деятельности от работы заключается в том, что работа — это та же деятельность, но ограниченная (или заданная) конкретными внешними условиями: функциями, обязанностями, особенностями организации и т. д. Деятельность определяется самим субъектом опосредованно, через его внутренние, специфические закономерности (цели, мотивы и т. д.)

Методическая деятельность (учителя) — самостоятельный вид профессиональной деятельности по проектированию, разработке и конструированию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу дисциплин [7]. Содержание методической деятельности представляет собой унифицированные (стандартизированные) действия или операционно-практические компоненты, можно сказать конкретные механизмы профессиональной деятельности, которые могут быть выбраны на любом предметном содержании. При этом изменения в содержании методической деятельности происходят при смене целей образования. Надпредметные (универсальные) деятельностные умения определяют в современном мире востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства, а значит, и успешное экономическое развитие страны [3]. Изменение требований со стороны общества к сфере образования, привело к коррекции содержания методической деятельности учителя начальных классов. К традиционным её компонентам — таким, как освоение предметных культурных средств и способов действия, в содержание обучения добавились метапредметные умения: ключевые деятельностные компетенции, общеучебные умения, формирующие у школьников «креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции и способности к саморазвитию» [3]

К тому же количество объектов методической деятельности, представленных в проекте ФГОС для учителей начальных классов, тоже увеличилось, в качестве таковых следует назвать: содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности в начальных классах [4]. При этом сделан акцент на деятельностной форме обучения, технологиями организации и реализации которых должны владеть учителя. Сегодня методическая деятельность выступает значимым направлением реализации инновационного развития образования, а подготовка к ней составляет актуальную задачу современной системы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

По определению Н. В. Немовой, методическая работа — это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также по со3данию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса [5]. В данном определении акцент ставится, прежде всего, на деятельности администрации учебного заведения в организации методической работы при пассивном участии учителей. Согласно определению В. И. Зверевой, методическая работа — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения конечных результатов работы школы [6]. На наш взгляд, понятие методической работы включает в себя более широкое определение, объединяющее обе трактовки данного понятия.

Таким образом, опираясь на данный подход, можно составить модель методической службы в школе, в основе которой лежат следующие важные составляющие: — создание необходимых условий для развития творческих способностей учителя; – оказание необходимой помощи для решения разнообразных проблем в работе учителя; – налаживание координации деятельности учителей, что особенно актуально в условиях отсутствия формальных профессиональных объединений; – стимулирование стремления к развитию учителем своего мастерства. В результате сформировалась структура методической службы и система форм организации методической работы, включающая индивидуальную, коллективную и групповую деятельность 

 

Список литературы:
1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. — Москва: Прометей, 2018. — 7 c.
2. Ажиев А.В. Курс лекций по общей психологии: Учеб. Пособие/ Сост. А.В.Ажиев, З.И. Гадаборшева. - Владикавказ, ИПП им. В.Гассиева, 2011 –5 с.
3. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие –М.: Изд. Моск. псих. -соц. инст.; Воронеж: изд. НЛО» ИОДЭК», 2004 – 3 с
4. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер. – 2008. – 225 с.
5. Афанасьев А. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй. – Ростов н/Д.: Феникс, 2о17.
6. Бадмаев Б. Психология в работе учителя. Книга 2: Практическое пособие по теории развития, обучение, воспитание. М.: Владос. 2004. – 6 с.
7. Белова Ю.В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Белова Ю.В. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 83 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72353.html. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
8. Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013. –112с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
1о. Бигель Дж. Справляемся со стрессом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021
11. Блага, К. Я — твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя | К. Блага, М.Я. Шебек; пер. с чеш. Д.М. Прошуниной. – М.: Просвещение, 1991. – 14о с.
12. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 32о c.
13. Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 144 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08408-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472726 (дата обращения: 09.07.2021).
14. Винниченко, Н.Л. Педагогика. Педагогический процесс в таблицах и схемах [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / Н. Л. Винниченко. - Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. -Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - 59 с