Статья:

Предупреждение межличностных конфликтов среди подростков в условиях дополнительного образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Федотова Е.Б. Предупреждение межличностных конфликтов среди подростков в условиях дополнительного образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 23(159). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/159/95605 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Предупреждение межличностных конфликтов среди подростков в условиях дополнительного образования

Федотова Евгения Борисовна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Панферова Елена Владимировна
научный руководитель,

 

Принимая во внимание особенности подросткового возраста и особенности развития межличностных взаимоотношений, мы неоднократно убеждаемся в важности грамотного поведения педагогами, в важности рекомендаций для успешного предупреждения межличностных конфликтов среди подростков в условиях дополнительного образования.

Изучив исследования отечественных и зарубежных ученых, мы пришли к выводу о том, что признаками возникающих межличностных конфликтов могут быть: низкий или высокий уровень самооценки, повышенный уровень внутригрупповой конфликтности и т.д.

Так, необходимо проводить своевременную диагностику для выявления возникающих межличностных конфликтов, так при выявлении ряда существенных признаков необходимо реализовывать программу  профилактики или коррекции.

На ряду с реализацией программы профилактики есть необходимость в разработке рекомендаций для педагогов-организаторов, таким образом, они позволят усилить эффект программы, а также продлить его на некоторое время. В условиях дополнительного образования в первую очередь необходимо просвещать педагогов-организаторов, итак, следующие рекомендации могут способствовать сглаживанию межличностных конфликтов, а так же повысить самооценку подростков:  

1. Воспитанник должен учиться оценивать сам себя. По окончании выполнения заданий, подросткам предлагается оценить их самостоятельно, что так же, безусловно, является спецификой дополнительного образования.

2. Не стоит сравнивать подростков друг с другом. В процессе обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования неизбежно возникают условия, которые стимулируют постоянное сравнение одного воспитанника с другим или сравнение самих учеников друг с другом. Но в процессе сравнения достижения и неудачи друг друга становятся известны и другим. Постоянный упор на недостатки одних и достоинства других отрицательно сказывается на отношениях всех членов коллектива. Те, кого показывают в качестве образцов, развивают чувство превосходства над другими, другие, которые постоянно недовольны, теряют веру в себя. Важно, чтобы молодой человек развивал чувство собственного достоинства.

Наиболее предпочтительны варианты работы в этом случае, когда успехи одного подростка сравнивают с неудачами другого, с той лишь разницей, что они равны его способностям, но благодаря определенным личным качествам достигают разных результатов обучения. В таких случаях все оценки и комментарии делаются, чтобы продемонстрировать, что отставание или успехи зависят от отношения к работе. Или другой вариант: когда каждого подростка в течение года сравнивают только с самим собой, без всеобщего обсуждения и без сравнения своих результатов с другими. Сравнение воспитуемых не должно быть случайным, спонтанным. Его следует «умело» использовать как средство воздействия на образовательную деятельность подростка, его личностное развитие[2].

3. Неуспевающий в роли педагога-организатора». Анализируя недисциплинированных подростков, очень часто отмечают, что непослушание, плохое поведение является всего лишь формой протеста по отношение к педагогам, родителям или сверстникам. Поэтому потеря своего статуса в группе напрямую ведет к внутриличностным изменениям подростка, ведет к повышению незащищенности и снижению самооценки. Работа с таким подростком должна быть направлена ​​на изменение его социального положения через организацию новых занятий. Например, вы можете пригласить подростка помочь другим. Происходит резкое изменение социального положения подростка, он понимает, что характер его деятельности изменяется и он более требователен по отношению к себе. Из позиции неуспешного, непринятого он вынужден встать в позицию знающего, уверенного у него формируется четкая цель обучить и самостоятельно оценить знания и достижения, которые проявились благодаря его трудам и усилиям.

Здесь можно преследовать две цели [3]:

1. Создание объективных условий для повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления самооценки.

2. Педагог-организатор ставит менее успешных перед необходимостью овладения знаниями, которые он должен научить другого, причем таким образом, чтобы суметь объяснить другому суть задачи и способы ее выполнения. 

4. Типичные ошибки педагогов-организаторов в общении с воспитуемыми, резко негативно влияющие на формирование подростковой самооценки [1]:

Важна не только оценка, которую дал педагог-организатор, но и то, что он сказал при этом: подросток должен сначала знать, чего от него ожидает педагог. Не хвалите то, что легко достижимо, но поощряйте даже самые маленькие успехи прилежных и трудолюбивых. Помните, что положительная оценка - это положительное направление со стороны педагога.

Стоит отметит и педагогический такт, который включает в себя, прежде всего, не снисходительность, он требует от человека не унижения, а уважения к человеку, не презрения к нему, а уважения личности, чтобы воззвать к достоинству и дать подростку возможность измениться, позволяет человеку поверить в себя и в свои способности.

Обращение свысока - лучшее сотрудничество, помощь и поощрение к независимому мышлению [4].

Безличность обучения - влияет на воспитуемых с недостаточной внешней и внутренней мотивацией, они не понимают и не воспринимают учреждения дополнительного образования, поэтому необходимо больше времени уделять общению с подростками, например, регулярно проводить проблемные занятия, посвященные проблемам новых поколений, организовывать мероприятия. Тесное общение с воспитанниками помогает установить более доверительные отношения [4].

Стоит отметить, что самооценка подростка во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человеку с предвидением и интеллектуальной любознательностью свойственно интересоваться не только научными, техническими, художественными или другими специальными знаниями, но и человеком, его психологией и поведением, знанием законов формирования человеческих взаимоотношений. Поэтому важно расширять кругозор подростков, позволять познавать тонкости межличностных взаимодействий, особенности протекания конфликтов.

Итак, данные рекомендации могут способствовать самопознанию подростками самих себя,  созданию комфортной обстановки в коллективе, повышению уровня самооценки, помогает снижать уровень внутригрупповой конфликтности, а так же способствует установлению более доверительных отношений как в группе сверстников, так и с педагогами-организаторами.

 

Список литературы:
1. Мардахаев Л.В. Технология работы социального педагога: Учеб.- метод. пособие / Л.В. Мардахаев. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. 154 с. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды /под ред. Бодалева А. А. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 1996, 354 с.
2. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. М.: Школьная пресса, 2007, 185с.
3. Чернова Г.Р.  Социальная психология. М.: Юрайт, 2019. 187 с.
4. Ямковая Л.С., Фролова Т.В. Социальный педагог в школе: содержание и методы практической деятельности. – М.: Сентябрь, 2012. 176с.