Предупреждение межличностных конфликтов среди подростков в условиях дополнительного образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Предупреждение межличностных конфликтов среди подростков в условиях дополнительного образования
Принимая во внимание особенности подросткового возраста и особенности развития межличностных взаимоотношений, мы неоднократно убеждаемся в важности грамотного поведения педагогами, в важности рекомендаций для успешного предупреждения межличностных конфликтов среди подростков в условиях дополнительного образования.
Изучив исследования отечественных и зарубежных ученых, мы пришли к выводу о том, что признаками возникающих межличностных конфликтов могут быть: низкий или высокий уровень самооценки, повышенный уровень внутригрупповой конфликтности и т.д.
Так, необходимо проводить своевременную диагностику для выявления возникающих межличностных конфликтов, так при выявлении ряда существенных признаков необходимо реализовывать программу профилактики или коррекции.
На ряду с реализацией программы профилактики есть необходимость в разработке рекомендаций для педагогов-организаторов, таким образом, они позволят усилить эффект программы, а также продлить его на некоторое время. В условиях дополнительного образования в первую очередь необходимо просвещать педагогов-организаторов, итак, следующие рекомендации могут способствовать сглаживанию межличностных конфликтов, а так же повысить самооценку подростков:
1. Воспитанник должен учиться оценивать сам себя. По окончании выполнения заданий, подросткам предлагается оценить их самостоятельно, что так же, безусловно, является спецификой дополнительного образования.
2. Не стоит сравнивать подростков друг с другом. В процессе обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования неизбежно возникают условия, которые стимулируют постоянное сравнение одного воспитанника с другим или сравнение самих учеников друг с другом. Но в процессе сравнения достижения и неудачи друг друга становятся известны и другим. Постоянный упор на недостатки одних и достоинства других отрицательно сказывается на отношениях всех членов коллектива. Те, кого показывают в качестве образцов, развивают чувство превосходства над другими, другие, которые постоянно недовольны, теряют веру в себя. Важно, чтобы молодой человек развивал чувство собственного достоинства.
Наиболее предпочтительны варианты работы в этом случае, когда успехи одного подростка сравнивают с неудачами другого, с той лишь разницей, что они равны его способностям, но благодаря определенным личным качествам достигают разных результатов обучения. В таких случаях все оценки и комментарии делаются, чтобы продемонстрировать, что отставание или успехи зависят от отношения к работе. Или другой вариант: когда каждого подростка в течение года сравнивают только с самим собой, без всеобщего обсуждения и без сравнения своих результатов с другими. Сравнение воспитуемых не должно быть случайным, спонтанным. Его следует «умело» использовать как средство воздействия на образовательную деятельность подростка, его личностное развитие[2].
3. Неуспевающий в роли педагога-организатора». Анализируя недисциплинированных подростков, очень часто отмечают, что непослушание, плохое поведение является всего лишь формой протеста по отношение к педагогам, родителям или сверстникам. Поэтому потеря своего статуса в группе напрямую ведет к внутриличностным изменениям подростка, ведет к повышению незащищенности и снижению самооценки. Работа с таким подростком должна быть направлена на изменение его социального положения через организацию новых занятий. Например, вы можете пригласить подростка помочь другим. Происходит резкое изменение социального положения подростка, он понимает, что характер его деятельности изменяется и он более требователен по отношению к себе. Из позиции неуспешного, непринятого он вынужден встать в позицию знающего, уверенного у него формируется четкая цель обучить и самостоятельно оценить знания и достижения, которые проявились благодаря его трудам и усилиям.
Здесь можно преследовать две цели [3]:
1. Создание объективных условий для повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления самооценки.
2. Педагог-организатор ставит менее успешных перед необходимостью овладения знаниями, которые он должен научить другого, причем таким образом, чтобы суметь объяснить другому суть задачи и способы ее выполнения.
4. Типичные ошибки педагогов-организаторов в общении с воспитуемыми, резко негативно влияющие на формирование подростковой самооценки [1]:
Важна не только оценка, которую дал педагог-организатор, но и то, что он сказал при этом: подросток должен сначала знать, чего от него ожидает педагог. Не хвалите то, что легко достижимо, но поощряйте даже самые маленькие успехи прилежных и трудолюбивых. Помните, что положительная оценка - это положительное направление со стороны педагога.
Стоит отметит и педагогический такт, который включает в себя, прежде всего, не снисходительность, он требует от человека не унижения, а уважения к человеку, не презрения к нему, а уважения личности, чтобы воззвать к достоинству и дать подростку возможность измениться, позволяет человеку поверить в себя и в свои способности.
Обращение свысока - лучшее сотрудничество, помощь и поощрение к независимому мышлению [4].
Безличность обучения - влияет на воспитуемых с недостаточной внешней и внутренней мотивацией, они не понимают и не воспринимают учреждения дополнительного образования, поэтому необходимо больше времени уделять общению с подростками, например, регулярно проводить проблемные занятия, посвященные проблемам новых поколений, организовывать мероприятия. Тесное общение с воспитанниками помогает установить более доверительные отношения [4].
Стоит отметить, что самооценка подростка во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человеку с предвидением и интеллектуальной любознательностью свойственно интересоваться не только научными, техническими, художественными или другими специальными знаниями, но и человеком, его психологией и поведением, знанием законов формирования человеческих взаимоотношений. Поэтому важно расширять кругозор подростков, позволять познавать тонкости межличностных взаимодействий, особенности протекания конфликтов.
Итак, данные рекомендации могут способствовать самопознанию подростками самих себя, созданию комфортной обстановки в коллективе, повышению уровня самооценки, помогает снижать уровень внутригрупповой конфликтности, а так же способствует установлению более доверительных отношений как в группе сверстников, так и с педагогами-организаторами.