Статья:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ, В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ВЗЯТКИ, КАК НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Терещенко А.И., Моносзон И.В., Панченко И.С. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ, В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ВЗЯТКИ, КАК НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146753 (дата обращения: 18.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ, В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ВЗЯТКИ, КАК НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Терещенко Александр Игоревич
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск
Моносзон Илья Вячеславович
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск
Панченко Ирина Сергеевна
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск

 

Вопросы, связанные с выявлением и предупреждением коррупции, требуют своего немедленного выявления и устранения. Относительно недавно произошел скачок популярности криптовалюты. Когда реализуется валюта, что-то новое приходит в нашу жизнь, технологии совершенствуются, но это может сказаться в том числе и на обратной стороне, то есть не на хорошем, а на плохом, в том числе и на преступном мире. Тема с криптовалютами, она очень свежа, она практически не разработана, у нас до сих пор, ну, нет единой судебной практики и научной основы. В 2022 году по статье 290 Уголовного кодекса было зарегистрировано 92 преступления. Это на 33 единицы меньше, чем в 2021 году, что, несомненно, радует. Однако по статье 291 преступность продолжает расти. Так, в 2022 году зарегистрировано 82 преступления, что на 27 единиц больше, чем в прошлом году. За 2020 год было вынесено около 700 приговоров по всей России, по делам, связанных с криптовалютой, из которых по коррупции не было выявлено ни одного. Но это же не значит, что преступлений коррупционных направлений с применением криптовалюты существует. Нет, они существуют. И проблема в том, что такие преступления как бы невидимы, они скрыты. И доказать на данный момент очень тяжело. Мир стремительно развивается, а технологии постоянно усовершенствуются, с ними меняются и способы осуществления незаконной деятельностей. Одним из таких способов является использование цифровой валюты, в данном случае мы говорим о технологиях цифровой валюты, в качестве предмета взятки в реализации коррупционных схем. Преступления, которые совершаются с применением новой технологии, практически не отдаются контролю со стороны государственных правоохранительных структур.

Остро стоит вопрос об отсутствии информации о наличии об открытых криптокошельках. В данном случае нас, конечно, в первую очередь интересуют потенциальные коррупционеры. Однако, ни одно ведомство Российской Федерации, не обладает каким-нибудь реестром или системой информацией, где содержались бы сведения об открытых криптоадресах для обычных владельцев.Сложилась следующая ситуация: Когда чиновник открывает криптовалютный адрес, информации в этом никуда не поступает. И узнать об этом не представляется возможным в принципе. То есть получается, когда на криптоадрес поступает криптовалюта, это также нигде не отображается и не отмечается. Соответственно, такая операция остается невидимой [5].

Следует отметить, что существующие в Российской Федерации органы по управлению финансовыми операциями также не в силах отслеживать подобного рода операции. По той причине, что финансовые операции с криптовалютами, они не отслеживаются кредитными организациями и банками, даже в сфере действия N 115-ФЗ [2].

Если увидеть крпиптоадрес невозможно. Значит, что узнать об открытии чиновником криптоадреса, а также в операциях, проводимых со своими адресами можно только в том случае, если правоохранительные органы установят оперативный путем наличие такого адреса. Только в таком случае появляется фактическая возможность проверить транзакции, которые связаны вот с этим непосредственно адресом, установить источник, откуда поступила конкретная валюта. Допустим установили источник получения взятки, установили движение криптовалюты по адресам. Но даже в таком случае, не всегда есть возможность установить адрес криптовалюты с определенной личностью, потому что, как таковой, таковой привязки в принципе не существует. В мобильных банках есть определенные, персональные идентификаторы, например, паспортные данные. В случае же с криптовалютными аккаунтами никаких привязок к данным нет. Существует такая криптобиржа, на которой люди регистрируются, исключительно применяя почту и пароль. То есть там не требуется ни паспортные данные, ни номер телефона, ни какие-либо другие аутентификаторы. Соответственно, найти человека, который будет являться фактически владельцем адреса, используемого в коррупционном преступлении, не имея каких-либо данных, которые можно было бы, использовать правоохранительными органам достаточно сложно [3]. Также существуют еще определенные сервисы, называются криптомиксеры – это сервисы, которые смешивают криптовалюты нескольких пользователей, чтобы скрыть личную информацию, и транзакция криптовалюты, позволяют безопасно торговать и гарантируют, что личность человека не будет установлена.

И возникает следующий вопрос. Если удается установить криптоадрес, и поступающие на него денежные средства в качестве взятки. А как изъять цифровую валюту, обратив в имущество государства, как это происходит, опять же, с привычными фиатными деньгами? К примеру, какой-нибудь коррупционер получает взятку валюты на свой криптоадрес и хранит её, не обменивая полученную валюту в фиатные деньги. Бумажных денег, которые можно было бы изъять по нормам уголовно-исполнительного кодекса, которые существуют на данный момент [1]. В Российской Федерации, не существует механизма конфискации криптовалютных активов. И предполагается, что изъятие можно только в том случае, если будет оказано давление со стороны правоохранительного органа на коррупционера, в вопросе превращения цифровых денег в бумажные. Но правовом государстве, такие методы не должны существовать [4].

В целях решения установленных проблем необходимо внедрить большое количество изменений.  В первую очередь, необходимо разработать единую информационную систему, которая могла бы содержать данные по криптоадресами, в их владельцах. Во-вторых, необходимо стимулировать государственных служащих, предоставлять эти данные о цифровых деньгах. Можно было бы обязать определенный круг лиц, предоставлять эту информацию правоохранительным органам в обязательном порядке. В-третьих, необходимо внести определенные поправки в административный и уголовный кодекс об ужесточении санкции за коррупционные противонарушения, да, преступлений, совершенных с использованием цифровых денег.

 

Список литературы:
1. Уголовно-исполнительный кодекс // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 1997 г. N 2 ст. 198 
2. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418
3. Кузнецов, Д. Е. Элементы криминалистической характеристики современных способов получения и дачи взятки, связанные с расширением цифровой информационной среды / Д. Е. Кузнецов // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2023. – № 3(17). – С. 14-26. 
4. Сергеева, А. О. Особенности расследования взяточничества в криптовалюте / А. О. Сергеева, Д. Р. Галиева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 12(88). – С. 232-235.
5. Усачева, Е. А. Криптовалюта как предмет взятки и коммерческого подкупа: проблемы регулирования / Е. А. Усачева, А. Д. Филимонов // Искусство правоведения. – 2023. – № 1(5). – С. 80-91.