Статья:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(281)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ахтямова Л.И. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 14(281). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/281/147108 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ

Ахтямова Лиана Ильгизовна
студент, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Панфилов Алексей Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

В современном мире ключевым фактором в воспитании подростков являются родительские роли и представления подростков о них. Этот аспект является неотъемлемой частью социокультурного развития, поскольку формирование личности способной к самостоятельному анализу окружающего мира и эффективной деятельности в соответствии с потребностями общества является основной задачей.

Подростковый период представляет собой критический этап в формировании мировоззрения и представлений о мире, включая взгляды на родительские роли. В этом возрасте подростки начинают задумываться о своей семье, о том, как им вести свою жизнь, и о том, как взаимодействовать с родителями [1].

Родительские роли воздействуют на эмоциональный интеллект, уверенность и общественную адаптацию детей. Положительные образцы родительского поведения и выражение любви создают основу для здорового самовосприятия и благополучия каждого члена семьи в течение всей жизни.

В семейной динамике социальные роли и роли-игры служат не только регуляторами эмоций и разрешителями конфликтов, но и отражают взаимодействие между членами семьи. Родительские роли играют важную роль в развитии семейных отношений, способствуя балансу ответственности, взаимопонимания и уважения [4].

Особое значение родительских ролей проявляется в воспитании, формируя ценности и характер подрастающего поколения. Способность родителей адаптироваться к современным вызовам и воспитывать с любовью и терпением фундаментальна для здорового развития и успешной социализации детей.

Представление подростков о родительских ролях представляет собой многогранный процесс, оказывающийся под воздействием разнообразных факторов. В современном обществе подростки активно формируют свои представления о том, какими должны быть родители, исходя из социокультурного контекста, личного опыта и гендерных различий [5].

Социокультурный контекст, включая изменения в общественных нормах и ценностях, оказывает существенное влияние на восприятие роли родителей подростками. Эти влияния приводят к разнообразным представлениям о том, что считается "нормальным" в родительских отношениях, и формируют ожидания от родительских фигур.

Личный опыт подростков, такой как взаимодействие с семьей, образование и социальная поддержка, играет существенную роль в формировании их взглядов на родительские роли. Этот опыт создает основу для их будущих представлений о том, какими должны быть отношения с собственными детьми.

Гендерные различия, рассматриваемые в контексте родительских ролей, влияют на ожидания и восприятие подростками своих родителей. Стереотипы, связанные с ролями мужчины и женщины в семье, оказывают воздействие на понимание заботы, ответственности и взаимодействия в семейном контексте [3].

Все эти факторы делают процесс формирования представлений о родительских ролях для подростков многогранным и индивидуальным. С учетом разнообразия воздействующих факторов, важно осознавать, что каждый подросток может воспринимать и адаптировать свои представления об участии родителей в своей жизни уникальным образом.

Отцовская и материнская родительские позиции представляют собой сложные и взаимосвязанные аспекты семейной динамики. Эти позиции формируются под влиянием множества факторов, включая биологические, социокультурные и личностные особенности родителей. Отцовская позиция обычно связана с преобладанием инструментальных функций и воспитательных методов, тогда как материнская позиция чаще выражается через экспрессивно-эмоциональные функции.

Важным аспектом в родительских позициях является полоролевая адекватность, которая выступает ключевым критерием для определения этих позиций. Содержание отцовской и материнской позиций может быть схожим, но их проявления могут различаться в зависимости от социокультурных изменений и индивидуальных особенностей родителей [2].

Современные тенденции, такие как размывание традиционных гендерных ролей, могут иногда вызывать искажения в родительских позициях, что может оказывать негативное воздействие на воспитательную практику внутри семьи. Однако понимание и осознание этих родительских динамик может способствовать более эффективному воспитанию детей и созданию здоровых семейных отношений.

Исследование, проведенное с участием 50 подростков 1 курса в возрасте 15-16 лет, было направлено на выявление представлений подростков о родительских ролях. Для этого был разработан опросник, предназначенный для выявления восприятия отношений с родителями.

Опросник включает в себя вопросы, оценочные шкалы и открытые вопросы, направленные на получение разносторонней информации о взаимодействии подростков с отцом и матерью. Его целью было оценить, как подростки воспринимают свои отношения с родителями, насколько они чувствуют понимание со стороны родителей, а также измерить уровень общения и поддержки, получаемой от родителей. Опросник также оценивает открытость подростков при обсуждении различных тем с отцом и матерью.

В результате проведенного опроса, анализ результатов выявил следующие основные выводы:

  1. Большинство подростков высоко оценивают отношения с матерью, придавая им большее значение по сравнению с отцом. Это свидетельствует о важной эмоциональной связи между матерями и подростками.
  2. Подростки проявляют большее доверие к матери, вероятно, благодаря их открытости для обсуждения личных вопросов и эмоций.
  3. Матери успешнее создают понимание и близость с подростками, проявляя большую эмпатию и внимание к их чувствам и потребностям.
  4. Большинство подростков поддерживают частое общение с родителями, что свидетельствует о хорошей коммуникации в семье.
  5. Подростки высоко оценивают уровень поддержки от обоих родителей, что является важным аспектом их отношений.
  6. Отношения с матерью оцениваются выше по шкале открытости в обсуждении различных тем.
  7. Большинство подростков выражают желание улучшить взаимодействие с родителями, в частности, в области коммуникации, проявления заботы и поддержки интересов.
  8. Парни, в большинстве своем, склонны оценивать свои отношения с родителями на более низком уровне по сравнению с девушками.

Таким образом, результаты исследования подчеркивают важность матерей в жизни подростков, однако также подчеркивают необходимость улучшения коммуникации и взаимопонимания с отцом. Создание открытого и поддерживающего семейного окружения будет способствовать укреплению отношений и благополучию подростков.

 

Список литературы:
1. Володарская Е.А. «Родительская» и «студенческая» модели представлений о семейном воспитании / Е. В. Володарская, Н. Ю. Логвинова // Психологический журнал. – 2015. – Т. 26. – № 5. – С. 26-34.
2. Кон И.С. Этнография родительства. – М., 2000. – 78 с.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2014. – 328 с.
4. Реан А.А. Психология подростка / Реан А.А. – М.: Прайм-Еврознак, 2018. – 203 c.
5. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 544 с.