Статья:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(281)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ахтямова Л.И. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 14(281). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/281/147111 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ

Ахтямова Лиана Ильгизовна
студент, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Панфилов Алексей Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Семья играет несравненно важную роль в формировании личности подростка. Она предоставляет подростку не только первичные модели поведения и ценностей, но и обеспечивает условия для развития социальных навыков, эмоциональной поддержки и укрепления идентичности.

В процессе взаимодействия в семейной среде подросток учится важным навыкам общения, решения конфликтов, сотрудничества и формирования здоровых отношений. Эти умения оказываются крайне полезными для успешной адаптации в обществе и взрослой жизни [5].

Кроме того, семейная среда обеспечивает подростка эмоциональной поддержкой, что способствует развитию здоровой самооценки и уверенности в себе. Это позволяет ему более успешно справляться со стрессом и трудностями, с которыми он сталкивается в процессе своего развития [3].

Наконец, семейные ценности и традиции играют важную роль в формировании идентичности подростка, помогая ему понять свою принадлежность к определенной группе и ориентироваться в мире. Они создают основу для его мировоззрения и помогают ему находить свое место в обществе [4].

Таким образом, роль семьи в формировании личности подростка является неоценимой. Она оказывает множество положительных влияний на различные аспекты развития подростка и остается ключевым фактором, определяющим его будущее благополучие и успешность.

Взаимодействие между родителями и подростками имеет значительное влияние на формирование личности подростка. Родители играют ключевую роль в передаче различных форм поведения и социальных норм, которые затем ребенок интегрирует в свою жизнь. Однако, некоторые родительские подходы, такие как диктат и опека, могут оказаться контрпродуктивными, поскольку они лишают подростка возможности развивать самостоятельность и инициативу [1].

Важно отметить, что подростковый возраст характеризуется стремлением к самостоятельности и формированием собственной идентичности. Родители должны учитывать эти особенности и уважать подростка как личность, считая его полноправным членом семьи. Адекватное взаимодействие, основанное на сотрудничестве и уважении, способствует здоровому развитию подростка и укреплению семейных отношений [2].

Таким образом, подростковый возраст требует особого внимания и понимания со стороны родителей. Эффективное воспитание включает в себя не только передачу социальных норм и ценностей, но и создание условий для развития самостоятельности, инициативы и уважения к собственной личности подростка. В конечном итоге, семья остается важным фактором в формировании личности ребенка, и ее роль несомненно определяется образованием, эмоциональной обстановкой и общей атмосферой в семье.

Позиция родителя определяет отношения между ними и подростками, а также влияет на их эмоциональные контакты и развитие на протяжении раннего онтогенеза.

Родительская позиция включает в себя представления о ребенке, влияя на родительское восприятие, общение и методы воздействия на него. Отношения родителей и подростков строятся на взаимном уважении, поддержке, установлении границ и норм поведения. Родители также являются образцом для подражания, формируя здоровые навыки общения и эмоциональное здоровье у своих детей.

Основные аспекты позиции родителя включают авторитет и уважение, принятие и поддержку, установление границ и норм, образец поведения и поддержку в развитии. Эти аспекты помогают создать благоприятную среду для роста и развития подростка, способствуют формированию его личности и успешной адаптации в обществе.

Исследование, проведенное с участием студентов первого курса в возрасте 15-16 лет, был разработан опросник, направленный на изучение представлений подростков о родительстве, качествах родителей и отношениях с ними. Участие в опросе приняли 50 подростков, включая равное количество девушек и юношей.

Целью данного исследования было выявление представлений подростков о родительстве и семейных отношениях, а также их ожиданий от будущей родительской роли. Опросник содержал вопросы о самооценке подростков в роли будущих родителей, оценке качеств родителей и ожиданиях от себя в будущем.

Результаты опроса указывают на то, что подростки проявляют сбалансированный и взвешенный подход к родительству и отношениям с родителями. Они проявляют интерес к разнообразным аспектам родительства, понимая их важность для успешного воспитания будущих поколений.

Большинство участников признали, что ключевыми аспектами здоровых отношений с родителями являются эмпатия, терпимость, справедливость и общение. Эти качества помогают укреплять связь между родителями и детьми, способствуют формированию доверия и уважения друг к другу.

Одновременно с этим, опрашиваемые подтвердили важность установления четких правил и ограничений. Они понимают, что эти меры помогают обеспечить структуру и безопасность в семейной среде. Однако, даже при необходимости установления правил и ограничений, подростки подтвердили свое желание поддерживать связь и общаться открыто с родителями. Это свидетельствует о стремлении сохранить доверительные и близкие отношения с родителями, несмотря на необходимость некоторой степени родительского контроля.

Таким образом, результаты опроса подчеркивают важность баланса между авторитетностью и доверием, между установлением правил и поддержанием открытости в общении в семейной динамике.

 

Список литературы:
1. Бакланова, О. Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Э. Бакланова. – СПб.: Питер, 2012. – 25 с.
2. Бобкова, Д. М. Влияние взаимоотношений родителя и ребёнка на становление личности подростка / Д. М. Бобкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 5 (452). – С. 230-232. – URL: https://moluch.ru/archive/452/99747/ (дата обращения: 19.03.2024).
3. Психология семьи и семейное консультирование: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Институт педагогики, психологии и социальных технологий; составитель: Е. А. Данилова. – Ижевск: Удмуртский ун-т, 2018. – 146 с.
4. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. – М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. – 198 с.
5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.