Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(281)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мартиросова С.И. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 14(281). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/281/147152 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Мартиросова Софья Игоревна
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск
Гурунян Татьяна Валентиновна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск

 

Коррупция является одной из самых серьезных угроз экономической безопасности государства, представляя собой систему, в которой власть и влияние используются не во благо общества, а в интересах отдельных групп или лиц. Согласно определению, данному законодателем в рамках Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ, коррупция ­– это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» или же аналогичные деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица [1]. Так, коррупция способна подорвать основы законности, доверия к государственным институтам и экономической стабильности, приводя к искажению конкуренции, обременяя бизнес неправомерными издержками и взятками, что в целом угнетает развитие предпринимательства и инноваций. В конечном итоге, распространение коррупции в современном обществе создает климат недоверия и нестабильности, который тормозит социальное и экономическое развитие государства [6]. В связи с этим противодействие коррупции становится необходимым шагом для обеспечения экономической безопасности государства.

Антикоррупционная культура представляет собой систему ценностей, норм и поведенческих установок, направленных на предотвращение и противодействие коррупции в обществе. Она базируется на принципах честности, ответственности и прозрачности, формируя осознанное отношение к негативным явлениям и практикам.

Основные компоненты антикоррупционной культуры включают:

  • принятие этических норм, в том числе неприемлемости взяточничества, злоупотребления полномочиями и дискриминации;
  • обеспечение доступа к информации и процессам принятия решений в целях минимизации возможностей для коррупционных схем и теневой экономики [5];
  • повышение осведомленности граждан о вреде коррупции, ее последствиях для общества и методах борьбы с ней;
  • формирование доверия между гражданами и государственными институтами, активное участие граждан в контроле за властью и общественной жизнью.

Так, принципы формирования антикоррупционной культуры основаны на активном взаимодействии государственных, общественных и образовательных институтов, а также широкой поддержке со стороны масс-медиа и культурных инициатив. Поддержка и популяризация этих принципов способствует развитию интегритета и устойчивости общества к коррупционным угрозам. Образование играет ключевую роль в формировании антикоррупционной культуры, влияя на осознание и отвержение коррупционных практик среди граждан. Следует сказать о то, что образовательные программы способствуют формированию критического мышления и этических ценностей у школьников студентов. Изучение темы коррупции в рамках учебных курсов помогает студентам осознать вред коррупции для общества и развивает навыки противодействия ей. Многие страны и образовательные учреждения уже внедрили антикоррупционные модули и курсы в учебные планы [3].

Если рассматривать опыт зарубежных стран, то следует отметить, что, например, в Швеции отдельные правительственные антикоррупционные образовательные программы не реализуются. Вместо этого акцент делается на сотрудничестве с корпоративными и общественными институтами, такими как «Институт против взяток», с целью реализации образовательных и информационных инициатив в сфере противодействия коррупции [4]. «Институт против взяток» осуществляет ряд мероприятий, включающих в себя образовательные беседы, направленные на повышение осведомленности общества о вреде коррупции и способах ее противодействия. Кроме того, он активно занимается изданием информационных материалов, которые рассматривают вопросы этики в бизнесе и методы предотвращения коррупционных практик.

Так, антикоррупционные модули могут быть интегрированы в различные области образования, включая юридическое, экономическое, социальное и политическое образование. При этом использование интерактивных методов обучения, таких как ролевые игры, дебаты и кейс-стади, способствует более глубокому усвоению материала и развитию практических навыков борьбы с коррупцией [2]. Интеграция антикоррупционных модулей в учебные планы не только способствует формированию антикоррупционной культуры среди студентов, но и создает основу для построения честного и устойчивого общества в будущем.

Ввиду того, что борьба с коррупцией требует комплексного подхода и усилий со стороны всех сфер общества, необходима и регулярная профилактика коррупции, основанная на образовательных и культурных инициативах. В данном ключе следует рассматривать проведение информационных кампаний, направленных на формирование негативного отношения к коррупции среди граждан и повышение их правовой грамотности. Важно также внедрение этических норм и ценностей в общественное сознание, способствующих отвержению коррупционных практик и выработке культуры ответственности перед обществом.

Таким образом, формирование антикоррупционной культуры играет ключевую роль в борьбе с коррупцией. Основные выводы подтверждают, что образование является эффективным инструментом для формирования осознанного и ответственного отношения к коррупции. Примеры успешных практик, демонстрируют, что интеграция антикоррупционных модулей в учебные планы и использование интерактивных методов обучения способствует развитию антикоррупционной культуры среди граждан.

 

Список литературы:
1. О противодействии коррупции : Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 19 декабря 2008 года : одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. : [ред от. 6 февр. 2023 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008 г. – № 52. – ст. 6228 (Часть I).
2. Борисов А.М. Задачи высших учебных заведений Российской Федерации по участию в реализации национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы // История, теория, практика российского права. – 2022. – № 15. – С. 164-171. 
3. Мальцев В.С. Международный опыт пресечения посредничества во взяточничестве // Научное образование. – 2023. – № 4(21). – С. 167-169. 
4. Минина Т.И., Косенко В.В. Борьба с коррупцией: опыт Швеции // Хроноэкономика. – 2019. – № 3(16). – С. 113-119. 
5. Шаронина Л.В. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 3. С. 83–88.
6. Штукарев Н.А. Недоверие – фоновый параметр кризиса антикоррупционной культуры в современном российском обществе // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-12(78). – С. 93-99.