Статья:

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Проскурякова П.И. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 15(282). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/282/147341 (дата обращения: 21.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Проскурякова Полина Ивановна
студент, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Семейные отношения играют важную роль в формировании личности подростка, оказывая значительное влияние на его развитие и способность адаптироваться к окружающему миру. Они являются первым и наиболее непосредственным опытом взаимодействия подростка с окружающим миром, формируя его ценности, установки, поведенческие паттерны и образ мышления, эмоциональную стабильность, социальные навыки и самоопределение.

А. В. Мудрик выделяет семью как институт первичного социального становления личности индивида в подростковом возрасте. Он считал приоритетным влияние воспитательного воздействия родителей на подростка [7, с. 102]. На взгляд И.С. Кона, «практически каждый аспект социального и психологического поведения подростков и молодежи зависит от условий их семейной жизни как в настоящем, так и в прошлом» [5, с. 54].

Внутри семьи подросток изучает социальные нормы, учится решать конфликты, адаптируется к различным ролям и ответственностям [1]. По мнению С. А. Амбаловой, семейная среда обеспечивает возможности для формирования у подростка морально-нравственных ценностей, идеалов, жизненных принципов и социальной зрелости [2]. Семья выступает как ключевой механизм социализации подростка.

Н. Л. Москвичева исследует влияние родительской семьи на формирование ценностных ориентаций подростка, указывая на подвижность и неустойчивость шкалы ценностей подростков, зависящих от социальных изменений и внешних факторов. При наличии противоречий и несогласованности общественных ценностей с приоритетными ориентациями, ценности родительской семьи становятся основными в системе ценностей подростка [6, с. 229].

Семья является источником культурного наследия и истории. Подростку важно понимать свое место в этой культурной и исторической среде, что помогает ему сформировать свою самоидентичность и ощущение принадлежности [4].

Одной из ключевых задач семейного воспитания является передача знаний, формирование навыков общения и поведения, чтобы подростки могли успешно интегрироваться в общество. Положительное отношение родителей к подросткам способствует увеличению их интереса к собственной личности, формированию позитивного отношения к себе и развитию самоуважения [3].

Семейное воспитание представляет собой сложную систему, основанную на принципах, направленных на всестороннее развитие личности ребенка [8, с. 43]. Основополагающими принципами воспитания в благополучной семье являются: гуманность и милосердие по отношению к развивающемуся индивидууму; включение детей в жизнедеятельность семьи как полноправных участников; открытость и доверительные взаимоотношения; оптимистичный тон семейного общения; последовательность и конкретность в выдвигаемых требованиях; оказание поддержки детям и готовность отвечать на их вопросы.

Таким образом, семейная среда оказывает существенное воздействие на формирование и развитие личности ребёнка. В процессе семейного воспитания подросток осваивает социальные нормы, учится разрешать конфликты и приспосабливается к разным ролям и обязанностям. Семья формирует его моральные ценности, идеалы и принципы, а также социальную зрелость. Семейное окружение помогает передавать знания и развивать навыки общения, чтобы подросток успешно интегрировался в общество. Позитивное отношение родителей к ребёнку повышает его интерес к себе, формирует позитивное самовосприятие и развивает самоуважение.

 

Список литературы:
1. Абельбейсов В. А., Хить М. В. Влияние семьи на процесс социализации подростков // Школа науки. 2021. №. 5. URL: https://www.researchgate.net/publication/374096252_Relationships_with_Parents_of_Teenagers_from_FullIncomplete_Families_and_Status_among_Classmates (Дата обращения: 04.04.2024).
2. Амбалова С. А. Влияние семьи на социализацию личности ребёнка // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015. № 3(22). С. 13-15.
3. Белаш Н. И., Семенова Л. Э. Содержательные аспекты образа я подростков из полных и материнских семей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-aspekty-obraza-ya-podrostkov-iz-polnyh-i-materinskih-semey (дата обращения: 01.04.2024).
4. Болтаева Л. Ш., Мусханова И. В. Психолого-педагогический аспект этнической самоидентификации подростков из гетероэтнических семей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №. 67-2. С. 20-23.
5. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 1988. 270 с.
6. Москвичева Н. Л. Семья: психология, педагогика, социальная работа. М.: АСТ, 2010. 576 с.
7. Мудрик, Анатолий Викторович. Социализация человека: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2006. 303 с.
8. Пархоменко Е.А., Дубовова А.А., Горская Г.Б. Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие. Краснодар: Куб. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2019. 251 с.