КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ НАВЫКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ НАВЫКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Аннотация. На сегодняшний день перечень профессиональных, квалификационных умений и навыков, которыми необходимо владеть специалисту в области рекламы и связей с общественностью весьма значителен. Эти требования имеют свойство изменяться, это обуславливается тем, что прогресс развития человеческой деятельности – процесс динамический, подверженный изменениям. В соответствии с прогрессом меняются и требования к будущим специалистам, изменяется процесс построения отношений с клиентами и целевой аудиторией, он становится более интерактивным, цифровым. Соответственно, сотрудник данной области должен следить за этими тенденциями, соответствовать им и уметь применять их на практики.
Современная система образования в вузах готовит специалистов в различных профессиональных отраслях данного направления. Эти специалисты различаются между собой спецификой своих кадровых навыков, но имеют ряд смежных и одинаковых умений.
Проанализировав сайты для соискания работников в сфере маркетинга, рекламы, PR, в Новосибирске [5], Москве [6] и Санкт-Петербурге [7] рассмотрим ряд требований, выдвигаемых работодателями к кандидатам следующих профессий (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Требования, выдвигаемые работодателями к специалистам направления «Реклама и связь с общественностью»
Направление |
Профессия |
Профессиональные, квалификационные навыки |
PR |
- PR-специалист; - PR-менеджер; - Специалист по связям с общественностью; - Бренд-менеджер; - Менеджер по работе с клиентами; - Промоутер консультант; - Менеджер по пиар и рекламе; - Доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью |
- Фундаментальные знания теории маркетинга и PR; - Уверенное пользование ПК и интернетом; - Навыки грамотно писать самые разные тексты; - Знание английского языка; - Владение графическими редакторами, мультимедийными приложениями; - Навыки разработки и реализации рекламных статей и PR-стратегии компании |
Маркетинг |
- Маркетолог; - Менеджер по маркетингу; - Аналитик; - Координатор; - Контент-маркетолог; - Корпоративный антрополог; - Координатор отдела продаж; - Мерчандайзер; - Супервайзер
|
- Фундаментальные знания теории маркетинга, основ торгового маркетинга, рекламы и PR; - Аналитические способности; - Организаторские навыки; - Умение разрабатывать и реализовывать маркетинговые компании; - Знание английского языка; |
Интернет-коммуникации |
- Контент менеджер; - Руководитель WEB-студии; - Менеджер по продажам интернет-сайтов; - Интернет-маркетолог; - SMM-менеджер; - Интернет PR-менеджер; - Трафик-менеджер; - Специалист по созданию лендингов; - Таргетолог |
- Фундаментальные знания теории маркетинга и PR; - Знание основ SEO; - Знание основ HTML; - Знание оптимизации сайтов; - Журналистские навыки; - Навыки работы в SMM; - Знание принципов продвижения проектов в социальных сетях |
Наружная реклама, печатная реклама, планирование и производство рекламы |
- WEB-дизайнер; - Графический дизайнер; - Менеджер по продажам рекламы |
- Фундаментальные знания теории рекламы; - Уверенное пользование ПК и интернетом; - Опыт работ с программами Adobe Photoshop, Inkscape, Sketch |
Как мы видим, в перечень требований к соискателю работы добавляются не только фундаментальные знания теории рекламной деятельности, маркетинга и PR, но и ряд других профессиональных и узконаправленных навыков и умений. Отдельное внимание стоит уделить умениям в области использования ПК, и мультимедийных приложений. Тенденция диджитализации, характерная во многих профессиях, затрагивает так же и отрасли специалистов связей с общественностью, появляется необходимость в кадрах, ориентирующихся в компьютерных программах графического дизайна, программах, предназначенных для сбора и анализа информации, текстовых редакторах.
Так же в отдельный квалификационный навык стоит отнести умение пользоваться интернетом в профессиональной деятельности. С его появлением кардинально изменилась система рекламы и маркетинга:
- возможность практически мгновенной публикации объявления, его оптимизации;
- возможность отследить трафик посещения сайта и определить целевую аудиторию;
- запуск рекламной онлайн-кампании может позволить бизнесу быть на слуху у огромного количества интернет-пользователей;
- даст возможность обратится конкретно к вашему целевому рынку;
- предоставит возможность обращаться к самым платежеспособным категориям населения;
- возможность использовать ретаргетинг, основываясь на предыдущих действиях потенциального клиента;
- возможность осуществлять тотальный контроль за расходами на всю рекламную кампанию, кроме того, реклама в интернете, как правило дешевле.
Следует отметить и то, что больший отклик находят в поиске работы находят те, кто владеет иностранными языками, в частности английским. Помимо того, что его изучение развивает память и умение работать с большим объемом информации, что так же необходимо будущему специалисту, его знания дадут большие преимущества будущему специалисту в профессиональной деятельности:
- понимание основных терминологий своей профессии;
- умение работать с мультимедийными приложениями, поддерживающими исключительно английский язык;
- возможность коммуницировать с иностранными коллегами, конкурентами;
- получение возможности быть в курсе жизни других зарубежных брендов, внедрять их успешные идеи и стратегии.
Дополняя анализ сайтов вакансий, приведем исследования направления «реклама и вязь с общественностью», выполненные специалистами данной области.
Так, Шишкина М. А. выделила следующие профессиональные качества, которыми должен обладать специалист [4, с. 190]:
- Обладать знаниями о рынке средств массовой информации, его структуре, принципах управления, содержательной ориентации, рейтинге издателей и программ, ценовой политике;
- Владение навыками сбора и обработки информации, ее распространения в наиболее популярных жанрах;
- Быть достаточно осведомленным об специфике своего субъекта PR, сферах его деятельности, совмещая это со знанием того, какие СМИ будут на него ориентироваться.
В большей степени Шишкина М. А. предъявляет специалисту требования журналистского характера.
Некоторые специалисты выделяют личные качества специалиста, как профессиональные [2, с. 144]:
- энергичность;
- совестливость;
- оптимизм;
- последовательность;
- оригинальность;
- индивидуализм;
Погосян А. В. выделяет следующие требования к студентам-выпускникам [3, с. 254]:
- высшее образование;
- знание профессии;
- знание тенденций рынка рекламы;
- знание рекламных агентств различных субъектов государства.
- некоторые отмечают такие требования [1, с. 232]:
- широкий культурный кругозор;
- фундаментальная гуманитарная подготовка;
- маркетинговое мышление и профессиональные навыки.
Проанализировав экспертное мнение, выделим такой профессиональный навык, как знание тенденций рынка рекламы и добавим к этому знание тенденций развития общества в целом. Как мы уже отметили выше, общество развивается стремительными темпами, и специалисту в области связей с общественностью необходимо отслеживать этапы этого развития, составлять на их основе долговременные рекламные стратегии, помогать кампании добиться большего успеха на конкурентном рынке.