Статья:

ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ В ГЕРМАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Лодыгина О.О. ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ В ГЕРМАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147681 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ В ГЕРМАНИИ

Лодыгина Ольга Олеговна
студент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

Миграционный кризис стал одним из основных вызовов для стран Европы, в частности Германии, начиная с 2014 года. В настоящее время миграционная проблематика остается одной из наиболее важных и актуальных в мировом сообществе. Миграционный кризис, связанный с переселением беженцев из Сирии, Афганистана и других стран, вызвал серьезную реакцию со стороны европейских государств, в том числе Германии, являющейся одним из основных мест прибытия и пребывания мигрантов. Нормативная база регулирования миграции в Германии включает ряд законов и правил, которые определяют процедуры и условия миграции в страну, а также права и обязанности мигрантов и государства. Рассмотрим основные законы и нормы, регулирующие миграцию в Германии.

Закон о миграции (Aufenthaltsgesetz, AufenthG): главным законом, регулирующим миграцию в Германию, является закон о миграции, который включает в себя все виды миграционных процессов - от въезда и пребывания на территории страны до получения гражданства Германии.

Закон о беженцах и беженцах (Gesetz über den Flüchtlingsstatus, Asylverfahrensgesetz): данный закон содержит правила, регулирующие получение статуса беженца и убежища в Германии. Закон является ключевым для тех, кто ищет убежище в Германии и как правило, пребывает в стране в ожидании решения своего статуса.

Закон об обязательном участии в интеграционных курсах (Integrationspflichtgesetz): данный закон вводит обязательные интеграционные курсы мигрантам, включая изучение немецкого языка, знание истории и культуры Германии и другие важные аспекты, которые способствуют интеграции мигрантов в немецком обществе.

Закон о трудовой миграции (Arbeitsmigration): данный закон определяет правила, которыми руководствуется Германия для привлечения высококвалифицированных рабочих из-за границы. Закон позволяет экономике Германии направить миграцию в определенных сферах и способствовать улучшению экономической ситуации в стране.

Кроме того, большое значение для регулирования миграционных процессов в Германии имеют общеевропейские нормы в области миграции, такие как Директива ЕС о праве на беженство (EU-Dublin III) и Директива ЕС о борьбе с нелегальной миграцией (EU-Return Directive).

Таким образом, нормативная база регулирования миграции в Германии достаточно обширна и включает в себя множество законов, правил и директив, которые обеспечивают правовую основу для мирного и эффективного перебазирования и интеграции мигрантов в немецком обществе.

 В Германии есть несколько организаций и ведомств, которые управляют миграционным процессом.

Одной из главных организаций является Федеральное министерство внутренних дел (BMI – Bundesministerium des Innern, für Bau und Heimat).

В рамках своей деятельности, BMI отвечает за создание и внедрение законодательства, связанного с миграцией. Оно занимается также контролем за соответствием законодательства в области миграции, а также выступает в качестве координатора для всех ведомств, связанных с вопросами миграции, таких как Федеральное агентство по миграции и беженцам (BAMF).

Одной из важных функций BMI является разработка программ и стратегий в области миграции для улучшения интеграции мигрантов, предоставление им доступа к образованию, здравоохранению, месту жительства и другим необходимым услугам.

Также BMI занимается вопросами сотрудничества с другими странами в области миграции, включая вопросы совместных действий для борьбы с нелегальной миграцией и улучшения условий для законной иммиграции в Германию.

BMI широко общается с гражданским обществом и неправительственными организациями, чтобы узнать о мнениях и потребностях мигрантов и разрабатывать соответствующие ответы на реальные потребности.

Федеральное агентство по миграции и беженцам (BAMF – Bundesamt für Migration und Flüchtlinge) является основным органом, который отвечает за регистрацию и обработку заявлений на получение статуса беженца и разрешения на проживание в Германии. Федеральное ведомство по делам миграции и беженцам (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge) также осуществляет контроль за тем, чтобы все мигранты находились в стране легально и руководствовались законом.

В рамках своих обязанностей BAMF проводит интервью с мигрантами, регистрирует их заявления и рассматривает их статус. Оно также проводит географический анализ состояния безопасности в различных странах, откуда люди бегут, чтобы определить, имеют ли эти мигранты право на статус беженца. BAMF осуществляет работу с мигрантами через свои центры по миграции и беженцам, которые располагаются во всех регионах Германии. Центры предоставляют консультационные услуги, в том числе юридическую помощь и помощь в получении разрешения на работу и на проживание в Германии. BAMF также проводит обучающие программы и семинары для различных групп, включая мигрантов и представителей муниципальных властей, чтобы они могли лучше понимать миграционную политику и улучшить условия для прибытия и интеграции мигрантов в стране.

Отдел миграционной политики и миграционной статистики (Unterabteilung Einwanderungspolitik und Migration des Statistischen Bundesamts) – это подразделение Федеральной службы статистики Германии, которое занимается сбором и анализом статистических данных о миграции в Германию и разработкой миграционной политики. Одной из основных функций этого подразделения является сбор и обработка данных о миграционных потоках, статусе мигрантов и их интеграции в Германию. Оно также следит за тенденциями миграции и развивает методики и инструменты для улучшения статистической информации в области миграции.

Помимо этого, Отдел миграционной политики и миграционной статистики работает в тесном сотрудничестве с другими ведомствами и организациями для разработки и реализации миграционной политики. Она проводит анализ миграционных процессов и предоставляет рекомендации по улучшению условий для мигрантов в Германии.

Подразделение также занимается разработкой прогнозов миграционных потоков для оценки будущего количества мигрантов и их интеграции в обществе. Эта информация используется для разработки миграционной политики и планирования социальных, экономических и культурных условий для мигрантов.

Задачу в миграционной политике решает также Федеральное правительство (Bundesregierung), которое разрабатывает и внедряет соответствующие программы и стратегии в области иммиграции.

Наконец, местные власти (Länder, Gemeinden) выступают в роли координаторов и исполнителей мер в области миграции на местном уровне. Они обычно отвечают за размещение мигрантов в специальных центрах и заботятся, чтобы их нужды были удовлетворены в полном объеме.

Таким образом, организации и органы, участвующие в управлении миграцией в Германии, работают в тесном взаимодействии для обеспечения контроля за миграционными процессами и разработки эффективной миграционной политики.

Следует затронуть тему Международного сотрудничества Германии в сфере управления миграцией и беженством. Оно играет важную роль для обеспечения безопасности, устойчивости и благосостояния мигрантов и беженцев как в Германии, так и в различных странах мира.

Германия участвует в ряде международных организаций и программ, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС) и Международная организация по миграции (МОМ), которые занимаются вопросами миграции и беженств во всем мире.

В рамках своего участия в организациях, Германия принимает участие в разработке и внедрении политики, связанной с миграцией и беженством, а также в обеспечении помощи и защиты мигрантов и беженцев, особенно тех, кому нужна международная защита.

Некоторые из ключевых направлений международного сотрудничества Германии в области управления миграцией и беженством включают:

- Помощь странам-участникам в укреплении их миграционных систем. Германия предоставляет финансовую и техническую помощь странам (например: Афганистан, Сомали, Сирия, Ирак, Ливия) в различных частях мира для улучшения их миграционных систем, особенно в области усиления границ, легализации нелегальной миграции и обеспечения условий для приема беженцев.

- Решение глобальных вызовов, связанных с миграцией и беженством. Германия участвует в международных усилиях по борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми, а также решению глобальных вызовов, связанных с миграцией, включая вынужденную миграцию, беженство и проблемы, связанные с климатом.

- Уважение прав мигрантов и беженцев. Германия присоединилась к различным международным договорам и соглашениям, которые уважают права мигрантов и беженцев на международную защиту и помощь в интеграции в новой стране.

Подводя итоги, следует отметить, что управление миграцией является сложным и многогранным процессом, который далеко не всегда можно эффективно контролировать. Миграция –  это процесс требующий гибкости и подхода, учитывающего все сложности и нюансы, связанные с задачей приема и интеграции мигрантов в общество и экономику страны.

Тем не менее, Германия уже приняла множество мер, направленных на улучшения качества жизни мигрантов на её территории, а также на создание условий для их успешного включения в немецкое общество. Это могут быть языковые (например, обязательные курсы немецкого языка), образовательные (обучение, стажировки) и экономические меры (поиск работы и развитие предпринимательской деятельности).

В целом, несмотря на сложности, связанные с миграционным кризисом, Германия продолжает заниматься качественным управлением миграцией, проявляя гибкость и креативность в разработке новых решений. Ключевой фактор успеха на этом пути является поддержка общества и готовности его членов внести свой вклад в процесс интеграции мигрантов в немецкую культурно-экономическую среду.

Таким образом, управление миграцией в Германии достойно изучения и требует постоянного развития и совершенствования.

 

Список литературы:
1. Гордеева М. А. Социальное сотрудничество в области адаптации мигрантов: анализ немецкого и российского опыта. // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения – 2017.
2. Надеждин А. Е. Современная миграция в Германии: особенности и тренды // DEMIS. Demographic Research – 2022.
3. Шамне А. Н. Правовые и моральные проблемы миграции в Германии. – 2020.