Статья:

ТРУДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОГОВОРЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Юнусова Э.Ф. ТРУДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОГОВОРЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 17(284). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/284/148121 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРУДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОГОВОРЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Юнусова Эльвира Фаридовна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Самсонова Екатерина Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО) отмечается, что результатом обучения иностранному языку в школе должен стать определенный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, благодаря которой обучающийся сможет осуществлять процесс повседневного и/или профессионального общения с носителями изучаемого языка. Одним из важнейших структурных элементов коммуникативной компетенции школьника является владение грамматикой. Без освоения грамматики трудно продвигаться в изучении английского языка. Грамматика создает фундамент знаний о языке и помогает понять логику отношений между единицами речи в новом языке. 

Различия грамматической системы английского и русского языков также важны в рассмотрении трудностей понимания грамматического материала.
При анализе различий между русским и английским языками Б.М. Джандар и Ф.А. Теучеж утверждают, что эти различия обусловлены отсутствием или несовпадением определенной грамматической категории. Например, в сопоставимых языках способы выражения определенности и неопределенности различаются. В английском языке используются артикли a (an) и the, которых нет в русском. Тем не менее, в русском языке эти концепции передаются при помощи лексических средств, таких как указательные и неопределенные местоимения.

В традиционной методике обучения иностранному языку принято выделять шесть языковых аспектов, к которым относятся грамматика, лексика, говорение, аудирование, чтение и письмо [4]. Объектом изучения настоящего исследования становятся типологические особенности грамматики английского языка, а предметом - грамматические интерференции, возникающие в иноязычной речи обучающихся под влиянием родного (русского) языка и требующие своевременного исправления, то есть коррекции, в учебном процессе [1, с. 2].

Коррекция учебной программы предполагает постепенное преодоление трудностей, зафиксированных в речевой деятельности обучающегося. Коррекция необходима вслучае типичных грамматических ошибок, когда сформированные в процессе обучения навыки не соответствуют параметрам языка обучаемого и затрудняют процесс полноценной коммуникации [3, с. 134]. С нашей точки зрения, преодоление типичных грамматических ошибок и коррекция грамматических навыков - это фактически две стороны одной и той же методической проблемы [2, с. 159].

Поскольку грамматические ошибки учащихся оказывают существенное влияние на овладение иностранным языком и успешность общения на нем, преподавателям иностранного языка необходимо регулярно анализировать грамматическую компетенцию учащихся, своевременно выявлять грамматические трудности в изучаемой теме и разрабатывать коррекционные упражнения для преодоления помех.

Можно сказать, что под ошибками в речи обучающихся следует понимать отклонения от существующих языковых норм, в том числе грамматических в языке. При обучении иностранному языку важно выявить и проанализировать трудности, с которыми чаще всего сталкиваются учащиеся. Особое внимание следует уделить наиболее часто встречающимся грамматическим ошибкам.

Исследователи М.А. Абдуллаева, В.Ю. Копичин, М.Н. Камидова и С.С. Хоров считают, что типичными трудностями английской грамматики в речи русскоязычных учащихся начальной школы являются следующие:

1. Трудности в использовании грамматических структур, связанные с выбором наиболее подходящих и уместных грамматических категорий и грамматических форм в соответствии с коммуникативной ситуацией.

2. Трудности в понимании смысла английского порядка слов. Эти проблемы связаны с комбинаторными операциями, т. е. выбором правильной грамматической формы, например, при согласовании времен в предложении.

3. Трудности с построением грамматических конструкций. Трудности этой группы связаны с выполнением правильной операции использования формы для построения определенной грамматической конструкции.

Для преодоления этих трудностей рекомендуется:

1. Уделить особое внимание изучению грамматических правил и времен английского языка.

2. Практиковать использование артиклей и предлогов в контексте различных упражнений и заданий.

3. Общаться на английском языке как можно чаще, чтобы закрепить знания и навыки.

4. Использовать дополнительные учебные материалы, такие как учебники, онлайн-курсы и приложения для изучения английского языка.

5. Обращаться за помощью к опытным преподавателям или носителям языка для получения обратной связи и коррекции ошибок.

Формирование грамматических умений и навыков у школьников является крайне трудным процессом, так как на пути становления грамматической компетенции возникает большое количество случаев грамматической интерференции, основной причиной которой являются различия в грамматическом строе английского и русского языков. При этом у учителя иностранного языка имеются различные инструменты по преодолению типологических грамматических ошибок у обучающихся на уроках.

Так, можно выделить упражнения на профилактику и устранение грамматических трудностей, к которым применяется ряд требований. К ним относятся следующие:

- упражнения обучают действиям с грамматическим материалом;

- упражнения отражают закономерности развиваемых видов речевой деятельности;

- упражнения содержат коммуникативную направленность;

- упражнения используются по принципу «от простого к сложному»;

- упражнения активизируют умственную деятельность обучающихся;

- упражнения включают в себя разнообразные задания.

Таким образом, проблема сложности грамматической системы английского языка для русскоязычных учащихся занимает действительно важное место.

 

Список литературы:
1. Баранова А.А. Интерференция при изучении иностранного языка и пути ее преодоления // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 2. - С. 1-2.
2. Губанова П.Ю. Предупреждение грамматических ошибок на уроках английского языка // Академическая публицистика. - 2021. - № 7. - С. 159-162.
3. Зайцева А.Д., Чуйкова Э.С. Способы коррекции межъязыковой интерференции у студентов языковых специальностей в ситуации учебного многоязычия // Материалы Самарской областной научной конференции: сб. науч. тр. - Самара, 2022. - С. 134-135.
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 287 от 31.05.2021. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 02.04.2024)