ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Изучение и формирование лексической компетенции является ключевым аспектом обучения иностранным языкам, поскольку словарный запас играет важную роль в коммуникации. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью эффективного овладения языком для успешной коммуникации в различных сферах жизни: от повседневного общения до профессиональной деятельности и академических исследований.
Подходы к формированию лексической компетенции могут варьироваться в зависимости от целей обучения, методологии и предпочтений учащихся. Включение разнообразных методов обучения, таких как чтение, просмотр фильмов и слушание аудиозаписей, помогает расширить словарный запас и улучшить понимание контекста, в котором используются слова. Также важно активно использовать новые слова в разговорной практике, письменных упражнениях и других языковых заданиях, чтобы закрепить их употребление и запоминание.
Контекстуальное изучение слов и выражений способствует более глубокому пониманию их значения и использования, поэтому важно уделять внимание не только изолированным словам, но и их употреблению в контексте. Также полезным методом является систематическое повторение и проверка изученного материала с целью закрепления и улучшения запоминания.
Таким образом, формирование лексической компетенции требует комплексного подхода, включающего в себя разнообразные методы и подходы к изучению новых слов и выражений, а также их активное использование в различных языковых контекстах.
Без прочного владения лексикой невозможно успешно развивать умения читать, говорить или понимать речь на слух в иностранном языке. Лексика играет ключевую роль в передаче и восприятии информации.
Подготовка к работе с лексикой включает не только умение правильно и контекстно использовать слова, но и готовность к заполнению пробелов в знаниях, которые могут возникнуть в процессе общения или выполнения упражнений. Учащимся иногда кажется, что изучение лексики ограничивается знанием отдельных слов, а необходимость выбора конкретных лексических единиц может показаться избыточной. Поэтому важно правильно настроить учащихся на процесс усвоения новых слов с самого начала.
Формирование лексической компетенции включает систематическую отработку слов с учетом определенных принципов. Цель упражнений по формированию лексической компетенции состоит в том, чтобы слова были доступны как для понимания, так и для выражения мыслей и идей в различных ситуациях общения.
Упражнения играют ключевую роль на всех этапах обучения иностранному языку. В них всегда есть определенная цель, и хотя некоторые упражнения могут иметь побочные эффекты, ни одно из них не является конечной точкой. Игровой подход, такой как использование упражнений типа "Buchstabensalat", "Streik der Vokale", "Silbentausch", "Rätsel", помогает сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. После введения новых слов необходимо проводить их повторение несколько раз для закрепления в памяти учащихся.
В процессе обучения иностранному языку, упражнения по лексике выступают важным моментом как для проверки знаний, так и для нового материала. Контроль упражнений может осуществляться как учителем (например, лексическими тестами), так и самими учениками (например, с помощью компьютерных программ).
Работа с словарем играет ключевую роль в формировании лексической компетенции. Словарь помогает не только расширить словарный запас, но и правильно запомнить и использовать изученные слова. Учащиеся развивают навыки определения значений слов, их грамматического использования, а также научившись применять различные фразы в контексте. Флэш-карточки также эффективны для формирования словарного запаса, помогая не только запоминать слова, но и улучшать произношение, интонацию и даже грамматику.
Важно помнить, что изучение отдельных слов в изоляции неэффективно, поэтому ассоциативное обучение может быть полезным методом. При использовании метода Mindmaps ученики изучают слова в тематических группах, создавая многоуровневые сети слов, связанные с основным понятием. Этот метод может быть использован как индивидуально, так и в группах или на уроках.
В процессе создания таких сетей слов, дети не только учатся новым словам, но и развивают свою лексическую компетенцию, определяя логические связи между словами и выбирая подходящие термины для темы.
Рифмовки и стихотворения могут эффективно способствовать развитию лексической компетенции. Благодаря многократным повторениям учащиеся запоминают слова и структуры предложений после тщательной работы с текстом. Этот метод также позволяет учителю оценить творческий потенциал учеников и предоставляет возможности для индивидуализированной работы, отличной от обычных учебных задач.
Стихи и рифмовки легко запоминаются благодаря своей ритмичности и звуковой повторяемости, что приносит удовольствие ученикам. Эмоционально яркие впечатления, полученные в процессе, укрепляются в памяти и остаются надолго. Роль учителя заключается в контроле за правильным произношением и пониманием материала.
Дидактические лексические игры представляют собой еще одно эффективное средство для обучения и закрепления словарного запаса. Они создают приятную атмосферу и мотивируют учеников. Игры помогают активизировать использование иностранного языка в классе, преодолевая возможные психологические барьеры и увеличивая время, проведенное в активном общении на иностранном языке.
Существует множество разнообразных лексических игр, включая быстрые разминки, классические игры в новой интерпретации, игры на угадывание слов и поиск, а также контекстуализированные игры, такие как заполнение пропусков в текстах.
Обучение иностранному языку, ориентированное на успех, позволяет эффективно использовать различные подходы к работе с лексикой и позволяет учащимся самостоятельно выбирать стратегии изучения языка. С развитием интернет-технологий возможности для неформального обучения значительно увеличились, и сейчас они пользуются большой популярностью среди учащихся, дополняя традиционное школьное обучение. Интернет предлагает широкий спектр инструментов для отработки лексики, таких как словари, статьи, кроссворды, рабочие листы и упражнения, загадки, игры, форумы на иностранном языке и многое другое.
Мобильные устройства становятся все более важным аспектом повседневной жизни, а мобильное обучение предоставляет учащимся возможность учиться практически в любом месте и в любое время. Существует множество приложений, которые помогают развивать различные компетенции, включая лексическую. Разработчики используют различные методы, такие как изображения, видео, определения и произношение слов, чтобы обеспечить более эффективное запоминание иностранных слов. Мобильное обучение не может полностью заменить учебный процесс на уроке, но как дополнение оно достаточно эффективно для формирования лексической компетенции.
Один из нетрадиционных методов обучения - метод ассоциаций или метод ключевых слов, особенно полезен при изучении второго иностранного языка. Этот метод, хоть и не так широко распространен как другие, предоставляет дополнительные возможности для эффективного обучения иностранному языку.
В ассоциативном подходе часто используются образы, которые связаны общим признаком. Например, ассоциации могут основываться на цвете (black - white / schwarz - weiß), форме (square / quadratisch), или размере (big - small / groß - klein).
В контексте изучения второго иностранного языка, процесс усвоения новой лексики может быть даже более упрощенным. Например, при изучении темы «Цвета» учитель может провести ассоциативные связи между словами на немецком и английском (white - weiß, red - rot, blue - blau и так далее).
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использование эффективных методов и приемов на уроках иностранного языка способствует улучшению уровня знаний, повышению успеваемости и мотивации к обучению, а также развитию познавательных интересов.