Статья:

МЕТОДИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Люманова Э.Р. МЕТОДИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 17(284). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/284/148206 (дата обращения: 21.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Люманова Эмине Руждиевна
студент кафедры С(Д)О, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Завьялова Анастасия Александровна
научный руководитель, преподаватель кафедры С(Д)О, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы обоснована методика эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

 

Ключевые слова: эстетическое воспитание, методика, младшие школьники, нарушение интеллекта.

 

Постановка проблемы. На сегодняшний день во многих дошкольных, школьных, а также высших образовательных учреждениях эстетическое воспитание является важной составляющей образовательной программы. Эстетическое воспитание – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Оно включает в себя обучение человека находить, воспринимать и адекватно оценивать то прекрасное, что находится в обыденной жизни, природе, искусстве.

Одна из задач эстетического воспитания – это развить эстетическое отношение к окружающему нас миру. Это необходимо для того, чтобы человек мог гармонично развиваться, и в первую очередь, как личность; для усвоения ценностей, которые приняты в данном обществе в данное время; а также для формирования эстетического вкуса и развития творческих способностей [5].

Младшие школьники с нарушением интеллекта являются особой категорией обучающихся, которые требуют специального внимания и поддержки. Эстетическое воспитание играет важную роль в их общем развитии, позволяя им раскрыть свои творческие способности и развить эстетический вкус. Это помогает не только формированию индивидуальности, но и социальной адаптации этих детей в обществе.

Проблема эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта затрагивалась в научных трудах И.В. Евтушенко, Н.П. Коняевой, С.М. Миловской, Т.С. Никандровой и др. [2; 3; 4].

Цель статьи: на основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать методику эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

Основное изложение материала. Актуальными вопросами современности являются вопросы эстетического воспитания и развития эстетической культуры подрастающего поколения. Личностная ориентация современного образования предполагает приобщение молодого человека к эстетическому опыту человечества, к творческой деятельности, что является основой эстетического развития личности. В связи с этим важное значение приобретает осмысление конкретных вопросов эстетического воспитания и эстетической деятельности и базовых теоретических основ формирования эстетической культуры личности.

Так, В.Н. Шацкая рассматривает эстетическое воспитание как совокупность последовательных, взаимосвязанных воздействий на учащихся под руководством преподавателя, как средствами искусства, так и самой жизни, направленных на всестороннее эстетическое развитие учащихся, способствует формированию эстетических чувств, художественных вкусов и взглядов в соответствии с задачами воспитания [5].

Далее обоснуем методику эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

В педагогике под методикой понимается система научно обоснованных приемов, способов и методов, которые используются педагогами для достижения определенных целей в образовательном процессе.

Работа по эстетическому воспитанию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы:

– массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т.п.);

– групповая (занятия кружков, студий секций, команд и т.п.);

– индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке пению, игре на музыкальных инструментах и т.п.) [1].

Массовая форма работы включает в себя организацию общешкольных праздников, утренников и вечеров, «творческих отчетов», соревнований и других мероприятий, в которых участвуют все ученики школы. Это позволяет развивать творческие способности и навыки массовым образом, а также создает единство коллектива.

Групповая форма работы включает организацию кружков, студий и секций, где ученики занимаются в группах с одинаковыми интересами и увлечениями. Это позволяет развивать определенные навыки и таланты в более специализированной среде, где ученики могут обмениваться опытом и учиться от друг друга [6].

Индивидуальная форма работы предусматривает обучение отдельных учеников в зависимости от их индивидуальных потребностей и интересов. Это может быть индивидуальные занятия по художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и другим видам творческой деятельности. Эта форма работы позволяет более глубоко раскрыть потенциал каждого ученика и работать с его индивидуальными способностями.

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. Эффективность эстетического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) повышается, если эта работа организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения, музыки и т.д. [6].

Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств эстетического воспитания индивидуальным, особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.

Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:

1. Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).

2. Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).

3. Методы, направленные на приобщение обучающихся к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).

4. Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений) [4].

Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес обучающихся с умственной отсталостью к деятельности и способствующие ее усвоению.

Приемы эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта должны быть адаптированы к их особенностям и уровню развития.

Визуальные материалы, такие как фотографии, иллюстрации, рисунки, могут быть полезными в помощи детям с нарушением интеллекта в восприятии и понимании искусства. Различные материалы и изображения могут помочь детям визуализировать и понять концепции искусства.

Опираясь на интересы и опыт каждого ребенка, важно использовать конкретные и реалистические примеры, которые помогут им лучше понять искусство. Например, использование известных сказок, историй или предметов, которые ребенок знает и понимает, может помочь в объяснении и понимании художественных элементов.

Музыка и звуковые эффекты имеют сильное воздействие на эмоциональное состояние детей. Использование музыки, звуковых эффектов и ритмических элементов может помочь детям лучше воспринимать и понимать искусство, а также выразить свои эмоции через движение и звук.

Для детей с нарушением интеллекта активные формы участия являются особенно эффективными. Включение детей в творческие процессы, такие как рисование, моделирование, танец, пение и драматическая игра, позволяет им в полной мере погрузиться в искусство и проявить свои творческие способности [3].

Каждый ребенок с нарушением интеллекта имеет свои особенности и потребности, поэтому очень важно применять индивидуальный подход в работе с ними. Учитывайте их интересы, предпочтения и уровень развития при выборе методов и приемов эстетического воспитания [5].

Работа с малыми группами позволяет уделять больше внимания каждому ребенку и создавать более интенсивную и интерактивную среду. Совместные проекты, коллективное творчество и обмен идеями и мнениями помогут детям развиваться и учиться друг у друга.

Творческий подход в эстетическом воспитании детей с нарушением интеллекта помогает им лучше осваивать искусство и эстетические ценности. Вместо простого повторения информации, детям предоставляется возможность самостоятельно и творчески исследовать искусство. Они могут использовать свою фантазию и выражать свои эмоции через различные формы искусства, такие как рисование, скульптура, танец или музыка [3].

Творческий подход также помогает развить у детей с нарушением интеллекта уверенность в своих способностях и самооценку. Они могут ощущать радость и гордость от своих созданий и достижений в искусстве. Важно создавать безопасное и поддерживающее окружение, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно выражали свою творческую натуру [4].

Выводы. Таким образом, эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта является сложным и ответственным процессом. Такие дети могут иметь отклонения в развитии, которые могут затруднять их способность воспринимать и понимать искусство и эстетические ценности. Различные методики и приемы могут быть использованы для усвоения эстетического материала. В работе с младшими школьниками с нарушением интеллекта необходимо учитывать их конкретные потребности, уровень развития и особенности восприятия мира. Необходимо использовать разнообразные методы и приемы, чтобы они могли усваивать и осваивать информацию посредством своего особого понимания. Для младших школьников с нарушением интеллекта особенно важно использовать визуальные средства обучения, такие как иллюстрации, схемы, рисунки и модели. Визуальные материалы помогут им лучше понять абстрактные понятия и усвоить новую информацию.

 

Список литературы:
1. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. / И.М. Бгажнокова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 – 240 с.
2. Евтушенко, И.В. Система работы по музыкальному воспитанию в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида / И.В. Евтушенко // Вестник университета Российской академии образования. – 2014. – №3 (37). – С. 58-60.
3. Коняева, Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 200 с.
4. Миловская, С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников / С.М. Миловская // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т.Н. Головиной. – М., 2012. – С. 60-76.
5. Эстетическое воспитание в начальной школе / Под ред В.Н. Шацкой. – М.: Наука, 2013. – 246 с.
6. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 2012. – 104 с.