ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
TOOLS AND MECHANISMS FOR ASSESSING THE LEVEL OF CORRUPTION BY THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK REGION
Sergey Nadorov
Student, Siberian Institute of Management – Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Novosibirsk
Maxim Nazarenko
Student, Siberian Institute of Management – Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Novosibirsk
Аннотация. Оценка уровня коррупции представляет собой сложный и многоаспектный процесс, требующий обширных исследований и анализа. Коррупция может выражаться в различных формах и проявлениях, таких как взяточничество, злоупотребление властью, привилегии на основе деньги и прочее.Для оценки уровня коррупции могут применяться различные методики и инструменты, такие как опросы населения, анализ отчетов и статистики, мониторинг финансовых потоков и другие. В статье проведен анализ уровня коррупции Новосибирской области за период с 2021 года по 2023 год, основанные на статических данных правоохранительных органов.
Abstract. Assessing the level of corruption is a complex and multidimensional process that requires extensive research and analysis. Corruption can be expressed in various forms and manifestations, such as bribery, abuse of power, privileges based on money, etc. To assess the level of corruption, various methods and tools can be used, such as population surveys, analysis of reports and statistics, monitoring of financial flows and others. The article analyzes the level of corruption in the Novosibirsk region for the period from 2021 to 2023, based on static data from law enforcement agencies.
Ключевые слова:коррупция, оценка коррупции, механизмы и инструменты противодействия коррупции.
Keywords: corruption, corruption assessment, mechanisms and tools for combating corruption.
Коррупция - одна из самых серьезных проблем, стоящих перед современным обществом. Она подрывает доверие граждан к государственным институтам, создает неравенство и мешает развитию экономики. Однако для борьбы с коррупцией необходимо не только раскрывать факты коррупционных преступлений, но и проводить систематическую оценку уровня коррупции в различных регионах.
Оценка уровня коррупции играет важную роль в выявлении проблемных зон, определении направлений деятельности по предотвращению коррупции и повышению прозрачности власти. Для этого используются различные инструменты и механизмы, позволяющие оценить степень распространенности коррупции, уровень доверия к государственным органам, эффективность мер борьбы с коррупцией.
Среди основных инструментов оценки уровня коррупции можно выделить социологические опросы, анализ отчетов и статистических данных, мониторинг финансовых потоков, оценку прозрачности бюджетных процессов и другие методики. Комплексное применение различных инструментов позволяет получить более объективное представление о ситуации с коррупцией в конкретном регионе.
При этом используются официальные и неофициальные источники информации, позволяющие оценить уровень коррупции.
Официальные источники:
- данные Генеральной прокуратуры: информация о количестве возбужденных дел, связанных с коррупцией, а также число осужденных;
- статистика Министерства внутренних дел Российской Федерации: сведения о коррупционных преступлениях, раскрытых сотрудниками полиции;
- Индекс восприятия коррупции: международный рейтинг, который оценивает уровень коррупции в различных странах.
К неофициальным источникам относятся:
- опросы общественного мнения: исследования, проводимые социологическими организациями, отражающие мнение населения о распространенности коррупции;
- журналистские расследования: публикации в СМИ о коррупционных схемах и вовлеченных в них лиц;
- экспертные оценки: мнения специалистов, аналитиков и ученых по противодействию коррупции.
В качестве механизмов противодействия коррупции можно выделить внутренний и внешний контроль со стороны институтов противодействия коррупции.
Внутренний контроль при этом из себя представляет:
- антикоррупционные подразделения: отделы или службы, созданные в государственных органах и муниципалитетах для профилактики и выявления коррупции;
- горячие линии и электронные сервисы для приема обращений граждан о фактах совершения коррупционных деяний;
- внутренние проверки и аудиты: проводятся в органах власти с целью выявления коррупционных рисков и нарушений.
Внешний контроль обозначается следующими институтами:
- Контрольно-счетная палата: осуществляет проверку эффективностииспользования бюджетных средств и выявляет нарушения, связанные с коррупцией;
- общественный контроль: реализуется через участие общественных организаций и граждан в мониторинге деятельности органов власти и выявления фактов коррупции;
- независимые экспертные организации: проводят исследования и предоставляют независимые оценки уровня коррупции.
Рассмотрим пример оценки уровня коррупции в Новосибирской области. В качестве анализа проводится исследование, в ходе которого анализируются факты коррупционных проявлений, полученные на основе информации о коррупционных преступлениях. Полученные данные позволяют выявить проблемные моменты и разработать стратегию по улучшению ситуации с коррупцией.
В качестве оценочных показателей используются данные ГУ МВД России по Новосибирской области о некоторых группах выявленных преступлений экономической направленности, а в частности о преступлениях коррупционной направленности, полученные из открытых источников.
Рисунок 1. Данные
Основываясь на представленных обобщенных данных, можно выявить процентное соотношение количества выявленных преступлений коррупционной направленности к общему количеству выявленных экономических преступлений в регионе за указанный период.
Таблица 1.
Удельный вес коррупционных преступлений в общем количестве выявленных преступлений экономической направленности по Новосибирской области за период 2021-2023 гг., %
Показатель |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Преступления экономической направленности всего, в том числе: |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Коррупционные преступления всего, в том числе: |
21,14 |
23,63 |
11,48 |
- факты получения взяток |
2,05 |
3,11 |
2,45 |
- факты дачи взяток |
0,55 |
0,75 |
0,36 |
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: удельный вес коррупционных преступлений в общем количестве выявленных преступлений экономической направленности в Новосибирской области за изучаемый период уменьшается с каждым годом. При этом в 2023 году удельный вес всех коррупционных преступлений уменьшается практически в два раза в сравнении с предыдущим годом.
Такой результат может говорить как об уменьшении совершаемых коррупционных преступлений в целом, а следовательно, и об эффективности применяемых правоохранительными органами мерами, так и о том, что раскрываемость данных преступлений снизилась. Снижение раскрываемости связанно со сложностью выявления коррупционных деяний из-за специфичности областей, которые наиболее подвержены коррупции: государственное имущество и сфера ЖКХ.
Таким образом, по проведенному анализу на основе статистических данных, уровень коррупции в Новосибирской области за последние годы можно оценить как умеренных, поскольку процент коррупционных преступлений в массиве экономических преступлений не превышал 25 % за изучаемый период.
Для понижения уровня коррупции можно предложить следующие меры:
-совершенствование нормативной базы для противодействия коррупции;
-усиление общественного контроля и вовлечение граждан в борьбу с коррупцией;
-развитие межведомственного взаимодействия и обмен информацией между правоохранительными органами и органами контроля;
-использование современных информационных технологий для автоматизации процессов выявления и пресечения коррупционных действий;
-регулярное проведение комплексных оценок уровня коррупции с привлечением различных источников и механизмов.
В заключение, систематическая оценка уровня коррупции является необходимым инструментом в борьбе с этим явлением. Только имея четкое представление о масштабах проблемы, можно разработать эффективные меры по ее преодолению и создать условия для развития прозрачного и справедливого общества. Стремление к минимизации коррупции должно стать важным приоритетом для каждого региона, включая Новосибирскую область.