Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ УЗБЕКИСТАНА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шопова К.Е. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ УЗБЕКИСТАНА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149217 (дата обращения: 18.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ УЗБЕКИСТАНА

Шопова Ксения Евгеньевна
студент Ургенчского государственного университета, Узбекистан, г. Ургенч
Юсупова Ильмира Рашидовна
научный руководитель, профессор Ургенчского государственного университета, Узбекистан, г. Ургенч

 

Аннотация. Данная статья рассматривает эффективность мер по привлечению инвестиций в специальные экономические зоны (СЭЗ) Узбекистана. Исследование основывается на анализе различных стратегий и механизмов, применяемых для стимулирования инвестиций в рамках СЭЗ, а также оценивает результаты их реализации. Особое внимание уделяется оценке эффективности правового регулирования, инфраструктурных инвестиций, налоговых льгот и других мер, направленных на создание благоприятной инвестиционной среды в СЭЗ Узбекистана. Результаты исследования позволяют сделать выводы о текущем состоянии и перспективах развития инвестиционной активности в регионе, а также определить направления для улучшения мер по привлечению инвестиций в будущем.

 

Ключевые слова: специальные экономические зоны, экономика Узбекистана, стратегия развития, уровень развития регионов по Узбекистану.

 

Введение: В ходе исследования будет проанализирована текущая ситуация в специальных экономических зонах Узбекистана, включая их инфраструктуру, правовые нормы, налоговые льготы и другие стимулирующие меры. Также будет проведена оценка потенциала инвестиционной привлекательности Узбекистана в целом, включая его географическое расположение, ресурсный потенциал, рыночный доступ и другие факторы, которые могут привлечь инвесторов. Кроме того, в рамках работы будут выявлены основные отрасли и секторы экономики, которые имеют наибольший потенциал для развития в рамках специальных экономических зон. Это поможет определить стратегические направления для привлечения инвестиций и разработать соответствующие меры по стимулированию развития данных отраслей.

Методы и Изучение: Развитие Узбекистана в новых условиях немыслимо без инновационных технологий и улучшения его позиции в мировом инновационном пространстве. Поставленная стратегическая задача включения страны в топ-50 глобального инновационного индекса до 2030 года становится краеугольным камнем в планах на ближайшее будущее. Решение этой амбициозной цели требует выявления конкурентных преимуществ страны, создания благоприятной инвестиционной среды и стимулирования развития новых технологических центров. В последние 15 лет СЭЗ стали важным фактором развития регионов и привлечения инвестиций. За этот период количество СЭЗ в Узбекистане выросло до 22, где функционируют более 750 предприятий, производящих широкий спектр товаров. Экспорт продукции из этих зон достигает значительных объемов, что способствует росту экономики страны. Настоящее управление СЭЗ стало более гибким благодаря децентрализации административных функций и расширению полномочий дирекций. Предоставление инвесторам налоговых и таможенных льгот на срок от 3 до 10 лет делает инвестиционную среду в СЭЗ более привлекательной. Однако, для дальнейшего успеха необходимо постоянное совершенствование и развитие механизмов управления и стимулирования инвестиционной активности. Стимулирование инноваций в различных секторах экономики является ключевым фактором увеличения конкурентоспособности страны. Узбекистан уже располагает значительным интеллектуальным потенциалом и ресурсами для реализации инновационных проектов. Поэтому развитие инновационной сферы должно стать приоритетом в стратегии экономического развития страны. Принятые в стране меры по обеспечению макроэкономической стабильности и институциональные реформы в целом предотвратили резкое и непропорциональное увеличение различий в территориальном развитии. Однако уровень развития регионов всё ещё различается из-за объективных (например, природно-экономический потенциал, концентрация производства) и субъективных (например, неравномерное распределение инвестиций, ограниченная материально-техническая база) факторов.

Этой дифференциации в уровне социально-экономического развития способствуют следующие факторы:

- Недостаточное учет территориальных особенностей при разработке и реализации государственных программ и мероприятий по решению социальных проблем.

- Высокий уровень централизации регулирования социально-экономических процессов и финансирования инвестиционных программ за счет республиканского бюджета.

- Недостаточная активность местных органов власти в поддержании социальной стабильности из-за ограниченности их материально-технической базы и финансовых возможностей.

Эти факторы указывают на недостаточное использование имеющихся ресурсов и потенциала со стороны региональных администраций, которые слишком сильно полагаются на программы и мероприятия, определяемые на уровне республики. Анализ импортных таможенных пошлин и акцизного налога показывает, что ряд отраслей, включая производство сельскохозяйственных и пищевых продуктов, текстильных изделий, пластмассовых материалов и автомобилестроение, защищены от импорта высокими тарифами и налогами. Однако, несмотря на это, уровень использования промышленного потенциала остается недостаточным, требуя стимулирования данных отраслей и развития капиталоемких секторов, таких как IT-технологии и производство оборудования. Зависимость от импорта комплектующих материалов остается высокой, что особенно заметно в автомобильной промышленности. Исследования также подчеркивают значимость оценки эффективности деятельности СЭЗ для государства, а методики такой оценки разрабатываются и применяются в различных странах, включая Казахстан. Количественные показатели наибольшее число СЭЗ за последние четыре года наблюдаются в Ташкентской области (СЭЗ «Ангрен», «Бустонлик-фарм», «Паркент-фарм», «Чарвак») (таблица 1). По 2 СЭЗ имеются в Бухарской (СЭЗ «Гиждуван» и «Бухоро-агро»), Джизакской (СЭЗ «Джизак» и «Зомин-фарм»), Сырдарьинской (СЭЗ «Сирдарё-фарм» и «Сирдарё») областях. В семи областях создано по одной СЭЗ, а в Кашкадарьинской области и г. Ташкенте таковые отсутствуют. Кроме того, в 2021 г. ликвидирована СЭЗ «Бойсун-фарм» в Сурхандарьинской области, она влилась в СЭЗ «Термез». Таким образом, можно сказать, что создание специальных экономических зон является актуальным ввиду их значимости для республики.

Таблица 1.

Кол-во СЭЗ по всей Республике с 2019 по 2023 годы

Регион

Название СЭЗ

2019

2020

2021

2022

2023

Республика Узбекистан

 

16

18

21

20

21

Республика Каракалпакстан

СЭЗ «Нукус»

1

1

1

1

1

Андижанская область

СЭЗ «Андижон-фарм»

СЭЗ «Шёлковый путь»

-

1

1

1

2

Бухарская область

СЭЗ«Гиждуван»,

СЭЗ «Бухоро-агро»

 

2

 

2

 

2

 

2

   2

Джизакская область

СЭЗ «Джизак»,

СЭЗ «Зомин-фарм»

 

2

 

2

 

2

 

2

  2

Навоийская область

СЭЗ «Навои»

1

1

1

1

1

Наманганская область

СЭЗ «Наманган»,

СЭЗ «Косонсой-фарм»

 

2

 

2

 

2

 

2

2

Самаркандская область

СЭЗ «Ургут»

1

1

1

1

1

Сурхандарьинская область

СЭЗ «Термез»

1

1

3

2

2

Сырдарьинская область

СЭЗ «Сирдарё-фарм»,

СЭЗ «Сирдарё»

1

1

2

2

2

 

Ташкентская область

СЭЗ «Ангрен»,

СЭЗ «Бустонлик-фарм»,

СЭЗ «Паркент-фарм»,

СЭЗ «Чарвак»

 

3

 

4

 

4

 

4

 

4

Ферганская область

СЭЗ «Коканд»

1

1

1

1

1

Хорезмская область

СЭЗ «Хазарасп»

1

1

1

1

1

 

В современной Узбекистанской экономике существует явная потребность в улучшении социально-экономического развития регионов страны. Несмотря на принятые правительством меры по стимулированию инвестиций и созданию благоприятной бизнес-среды, наблюдается неравномерное распределение развития между различными регионами. Это вызвано различными факторами, такими как географическое расположение, наличие природных ресурсов, доступ к транспортным коммуникациям и другим инфраструктурным объектам. Следовательно, региональная политика должна акцентировать внимание на учете территориальных особенностей и потребностей каждого региона. Это включает в себя разработку индивидуальных программ и мероприятий, адаптированных к конкретным условиям и потребностям населения и бизнес-сообщества в каждом регионе. Также, для повышения эффективности региональной политики необходимо расширять роль местных органов власти в процессе принятия решений и реализации программ развития. Это поможет лучше учитывать местные потребности и особенности, а также повысит ответственность за достижение целей социально-экономического развития. Наконец, важно создать механизмы для привлечения частного сектора и общественных организаций к участию в процессе разработки и реализации региональных программ. Партнерство между государственными и частными структурами может способствовать более эффективному использованию ресурсов и повышению уровня социально-экономического развития во всех регионах страны.

 

Список литературы: 
1. Научная статья “Методические аспекты оценки и результативность специальных экономических зон в Узбекистане.” Арсланов У.У. 02.04.2024 
2. Статья “Узбекистан использует свободные экономические зоны для расширения промышленных возможностей” 23.12.2023 
3. Аналитический доклад “Создание специальных экономических зон в Республике Узбекистан.” 
4. Статья “Инвестиционная привлекательность Узбекистана сквозь призму деятельности Агентства стратегического развития” 15.12.2024
5. Статья “Новая СЭЗ, мебельный комплекс, субсидирование учебных центров” 18.02.2024