РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИПФЕЙК-ТЕХНОЛОГИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИПФЕЙК-ТЕХНОЛОГИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
Развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения привело к появлению дипфейк - технологий. Данные технологии позволяют создавать реалистичные поддельные аудио, видео и изображения, имитируя голоса, лица и поведение реальных людей. Внедрение дипфейк-технологий в киберпространство, глобальную цифровую среду, где физические границы государств размываютсяактуализирует ряд серьезных правовых проблем. Отсутствие четких международных норм, регулирующих использование дипфейков, создает предпосылки для их злоупотребления в целях дезинформации, мошенничества, вторжения в личную жизнь и даже подрыва политической стабильности. Наиболее разрушительным видом дипфейк - технологий является подделка видео, в которой происходит замена лица одного человека на лицо другого или воссоздание лица, что применимо как к видео-, так и фото-манипуляциям. Синхронизация движений и речи создает впечатление, что другой человек произносит то, чего нет в аудио- или видеоматериалах. Техника "кукольной анимации" (Puppet Technique) предполагает имитацию движений человека в неестественной манере[1].Несмотря на то, что такие сгенерированные материалы могут быть чрезвычайно реалистичными и сложными для обнаружения, их создание становится все более доступным. Каждый человек может генерировать такие видео, сочетая доступные данные с бесплатными и открытыми инструментами, такими как FaceApp, Face2face, Posetransfer[2]. Аудиодипфейки включают в себя любые манипуляции с аудиозаписями, например, имитацию или изменение голоса человека, подражание голосу человека, использование синтезированной речи для замены части аудиозаписи. Неправомерное использование дипфейк-технологий влечет угрозу неприкосновенности частной жизни, нарушения чести и достоинства граждан и является нарушением статьи 12 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит, что: «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» [3]. Также ее дополняет статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» [4].
Необходимо упомянуть статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Пункт 2 гласит: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Использование дипфейков с целью распространения ложной информации и манипуляции общественным мнением существенно ограничивает свободу поиска, получения и распространения достоверной информации, что нарушает данное право. Более того, пункт 3 этой же статьи добавляет ограничения, связанные с реализацией данных прав: «Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми». Такие ограничения должны быть необходимы для уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения [4].
Дипфейки могут использоваться для фальсификации доказательств в суде, подрывая принцип презумпции невиновности и нарушая право на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в статье 10 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» [3]. Это право закрепляется и в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах [4], а таже в статье 6 Европейской конвенция о защите прав человека и основных свобод [5].
Отсюда следует, что такое использование дипфейк- технологий влечет за собой нарушение фундаментальных прав человека, поэтому требует непосредственного закрепления норм, касаемых правомерного и неправомерного использования таких технологий и установления международной ответственностив случае неправомерного применения.
Помимо нарушения фундаментальных прав человека, противоправное использование дипфейк – технологий может привести к подрывам национальной безопасности, общественной стабильности, организации преступных группировок, а впоследствии – к созданию угрозы международному миру и безопасности.В рамках ИКТ, неправомерное использование дипфейк – технологий государствамиможет быть квалифицировано как международно-противоправное деяние и вооруженный конфликт [6]. Такое международно-противоправное деяние может повлечь за собой нарушение п.4 ст. 2 Устава ООН[7], а также принципа, «согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций», содержащийся в Декларации о принципах международного права 1970 г. [8] Более того, данное деяние можно квалифицировать как вмешательство во внутренние дела государств, что представляет собой нарушение принципа, касающегося обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства (Декларация о принципах международного права 1970 г.). Помимо этого, использование дипфейк – технологий одним государством для подрыва суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства может быть рассмотрено в качестве агрессии в соответствии с резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 г[9]. Таким образом, дипфейк – технологии могут представлять серьезную опасность для международного сообщества, поэтому это требует скоординированных усилий по нормативному регулированию данной сферы.
Многие страны создают нормы для регулирования дипфейк – технологий и даже в этом преуспевают. Например, у Китая сформировалась достаточно всеобъемлющая правовая база по использованию дипфейков: правила маркировки дипфейков для правомерного использования, а также нормами установлена административная и уголовные ответственности в случае неправомерного использования [10]. Однако, не все страны создают нормы для регулирования таких технологии. Так, белорусское законодательство в области противодействия созданию и распространению фейковой информации на данный момент нуждается в совершенствовании. Необходимо установить ответственность за неправомерное использование дипфейк– технологий [11].
Таким образом, несмотря на полное внутригосударственное регулирование дипфейк-технологий в некоторых странах, все же отметим, что отсутствиемеждународногоправовогорегулирования в случае неправомерного использования дипфейков в киберпространстве порождает неясность в ответственности и приводит к безнаказанности злоумышленников. Мы считаем, что для такого регулирования необходимо создание специфическихмеждународных правовых норм, регулирующих использование дипфейков в киберпространстве и четко определяющих, что считается неправомерным использованием дипфейков, и устанавливающих ответственность за такие действия. Для сотрудничества между государствами в этой области предлагаем создание механизмов международного сотрудничества для расследования и пресечения злоумышленников, использующих дипфейк-технологии в целях подрыва международной и государственной безопасности.Международноесотрудничество имеет решающее значение для борьбы с вредоносным использованием дипфейков, защиты отдельных лиц, национальной и международной безопасности. Разработка и реализация всеобъемлющей правовой базы и механизмов сотрудничества поможет государствам создать свою правовую базу и совместно противостоять этой угрозе.