Статья:

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИПФЕЙК-ТЕХНОЛОГИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Наркевич М.С., Борисевич С.М. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИПФЕЙК-ТЕХНОЛОГИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 20(287). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/287/150018 (дата обращения: 09.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИПФЕЙК-ТЕХНОЛОГИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Наркевич Мария Станиславовна
студент, Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск
Борисевич София Михайловна
студент, Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск
Мороз Наталия Олеговна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск

 

Развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения привело к появлению дипфейк - технологий. Данные технологии позволяют создавать реалистичные поддельные аудио, видео и изображения, имитируя голоса, лица и поведение реальных людей. Внедрение дипфейк-технологий в киберпространство, глобальную цифровую среду, где физические границы государств размываютсяактуализирует ряд серьезных правовых проблем. Отсутствие четких международных норм, регулирующих использование дипфейков, создает предпосылки для их злоупотребления в целях дезинформации, мошенничества, вторжения в личную жизнь и даже подрыва политической стабильности. Наиболее разрушительным видом дипфейк - технологий является подделка видео, в которой происходит замена лица одного человека на лицо другого или воссоздание лица, что применимо как к видео-, так и фото-манипуляциям. Синхронизация движений и речи создает впечатление, что другой человек произносит то, чего нет в аудио- или видеоматериалах. Техника "кукольной анимации" (Puppet Technique) предполагает имитацию движений человека в неестественной манере[1].Несмотря на то, что такие сгенерированные материалы могут быть чрезвычайно реалистичными и сложными для обнаружения, их создание становится все более доступным. Каждый человек может генерировать такие видео, сочетая доступные данные с бесплатными и открытыми инструментами, такими как FaceApp, Face2face, Posetransfer[2]. Аудиодипфейки включают в себя любые манипуляции с аудиозаписями, например, имитацию или изменение голоса человека, подражание голосу человека, использование синтезированной речи для замены части аудиозаписи. Неправомерное использование дипфейк-технологий влечет угрозу неприкосновенности частной жизни, нарушения чести и достоинства граждан и является  нарушением  статьи 12 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит, что: «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» [3]. Также ее дополняет статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» [4].

Необходимо упомянуть статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Пункт 2 гласит: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Использование дипфейков с целью распространения ложной информации и манипуляции общественным мнением существенно ограничивает свободу поиска, получения и распространения достоверной информации, что нарушает данное право. Более того, пункт 3 этой же статьи добавляет ограничения, связанные с реализацией данных прав: «Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми». Такие ограничения должны быть необходимы для уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения [4].

Дипфейки могут использоваться для фальсификации доказательств в суде, подрывая принцип презумпции невиновности и нарушая право на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в статье 10 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» [3]. Это право закрепляется и в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах [4], а таже в статье 6 Европейской конвенция о защите прав человека и основных свобод [5].

Отсюда следует, что такое использование дипфейк- технологий влечет за собой нарушение фундаментальных прав человека, поэтому требует непосредственного закрепления норм, касаемых правомерного и неправомерного использования таких технологий и установления международной ответственностив случае неправомерного применения.

Помимо нарушения фундаментальных прав человека, противоправное использование дипфейк – технологий может привести к подрывам национальной безопасности, общественной стабильности, организации преступных группировок, а впоследствии – к созданию угрозы международному миру и безопасности.В рамках ИКТ, неправомерное использование дипфейк – технологий государствамиможет быть квалифицировано как международно-противоправное деяние и вооруженный конфликт [6]. Такое международно-противоправное деяние может повлечь за собой нарушение п.4 ст. 2 Устава ООН[7], а также принципа, «согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций», содержащийся  в Декларации о принципах международного права 1970 г. [8] Более того, данное деяние можно квалифицировать как вмешательство во внутренние дела государств, что представляет собой нарушение принципа, касающегося обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства (Декларация о принципах международного права 1970 г.). Помимо этого, использование дипфейк – технологий одним государством для подрыва суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства может быть рассмотрено в качестве агрессии в соответствии с резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 г[9]. Таким образом, дипфейк – технологии могут представлять серьезную опасность для международного сообщества, поэтому это требует скоординированных усилий по нормативному регулированию данной сферы.

Многие страны создают нормы для регулирования дипфейк – технологий и даже в этом преуспевают. Например, у Китая сформировалась достаточно всеобъемлющая правовая база по использованию дипфейков: правила маркировки дипфейков для правомерного использования, а также нормами установлена административная и уголовные ответственности в случае неправомерного использования [10]. Однако, не все страны создают нормы для регулирования таких технологии.  Так, белорусское законодательство в области противодействия созданию и распространению фейковой информации на данный момент нуждается в совершенствовании. Необходимо установить ответственность за неправомерное использование дипфейк– технологий [11].

Таким образом, несмотря на полное внутригосударственное регулирование дипфейк-технологий в некоторых  странах, все же отметим, что отсутствиемеждународногоправовогорегулирования в случае неправомерного использования дипфейков в киберпространстве порождает неясность в ответственности и приводит к безнаказанности злоумышленников. Мы считаем, что для такого регулирования необходимо создание специфическихмеждународных правовых норм, регулирующих использование дипфейков в киберпространстве и четко определяющих, что считается неправомерным использованием дипфейков, и устанавливающих ответственность за такие действия. Для сотрудничества между государствами в этой области предлагаем создание механизмов международного сотрудничества для расследования и пресечения злоумышленников, использующих дипфейк-технологии в целях подрыва международной и государственной безопасности.Международноесотрудничество имеет решающее значение для борьбы с вредоносным использованием дипфейков, защиты отдельных лиц, национальной и международной безопасности. Разработка и реализация всеобъемлющей правовой базы и механизмов сотрудничества поможет государствам создать свою правовую базу и совместно противостоять этой угрозе.

 

Список литературы:
1. Deepfakes: The Legal Implications [Electronic resource] – Mode of access:https://www.researchgate.net/publication/379221500_Deepfakes_The_Legal_Implications#:~:text=A%20deepfake%20may%20also%20breach,apart%20from%20the%20copyright%20infringementsDataof access: 25.04.2024.
2. Improved Optical Flow Estimation Method for Deepfake Videos [Electronic resource] – Mode of access:https://www.researchgate.net/publication/359461915_Improved_Optical_Flow_Estimation_Method_for_Deepfake_VideosData of access: 26.04.2024.
3. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtmlДата доступа: 26.04.2024.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронныйресурс] – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml Дата доступа: 25.04.2024.
5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-european-convention-on-human-rights-and-its-protocols– Дата доступа: 28.05.2024.
6. Мороз, Н. О. Правовая квалификация злонамеренной деятельности с использованием информационно – коммуникационных технологий, осуществляемых субъектами международного права[Электронный ресурс] / Мороз Н. О. // Научная электронная библиотека elibrary. – Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=64160568 (дата обращения: 25.05.2024)
7. Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] :Сан- Франциско, 26 июня 1945 // Организация Объединенных Наций– Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter  (дата обращения: 25.05.2024)
8. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций[Электронный ресурс] : принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года// Организация Объединенных Наций– Режим доступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml  (дата обращения: 25.05.2024)
9. Определение агрессии [Электронный ресурс]: резолюция3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 г// Организация Объединенных Наций – Режим доступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml(дата обращения: 25.05.2024)
10. Дремлюга, А. И. Национальное правовое регулирование использования и распространения реалистичных аудиовизуальных поддельных материалов (deepfake): опыт Китая [Электронный ресурс] / А. И. Дремлюга, В. В. Моисейцев, Д. В. Парин, Л. И. Романова // Научная электронная библиотека elibrary. – Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50251605 (датаобращения: 27.05.2024)
11. Калишук, В. О. Противодействие распространению недостоверной информации: политико – правовой аспект [Электронный ресурс] / А. И. В. О. Калишук//Электронная библиотека БГУ. – Режим доступа:https://elib.bsu.by/bitstream/ (датаобращения: 27.05.2024)