Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ибрагимова Д.Р. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150301 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ибрагимова Динара Рамилевна
студент, Елабужский институт, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга

 

Важность экологического воспитания в современном мире невозможно переоценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Дети с ОВЗ на занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы.

Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, мы задаем детям вопрос: "Как можно помочь природе?" Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаем именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным.

Одним из эффективных педагогических приемов является проектная деятельность.Проекты, на наш взгляд, – одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребёнка. Именно в проектной деятельности ребёнок участвует как субъект собственного образования, и что очень важно для детского сада, родители охотно включаются в образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники воспитания и образования собственных детей. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности – в играх, в труде, повседневной жизни. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. В результате работы над проектом дети научились наблюдать, различать, анализировать, сопоставлять, рассуждать и экспериментировать, видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Мы разрабатываем и реализовываем социальные проекты: «Комнатные растения», «Насекомые», «Покормите птиц зимой», «Новая жизнь бумаги». Весной организуем "Огород на подоконнике». Проявились положительные качества личности: взаимопомощь, понимание, сострадание.

Особое значение уделяем здоровье сбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды и т. д. Проводим занятия: «Чистота залог здоровья», «Уход за молодой кожей», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные» и другие.

Экологическое воспитание находит свое применение и в ИЗО деятельности. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаем внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращаем внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу.

В своей работе мы стараемся активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в части экологической составляющей на ступени дошкольного  образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей с ОВЗ. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности детей с ОВЗ действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

 

Список литературы:
1. Саплина, Е.В. Окружающий мир. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений / Е. В. Саплина, А. И. Саплин, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2014. – 16 с.1
2. Соколова, Т. А. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – http://festival.1september.ru/articles/310610/