Статья:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Куликов Д.А. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 25(292). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/292/151811 (дата обращения: 28.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Куликов Даниил Арсеньевич
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет, РФ, г. Тула
Горюнова Наталья Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

В России история развития сектора малого бизнеса и среднего предпринимательства начинается с начала 1990-х годов, когда были проведены масштабные экономические реформы, снижены налоги и созданы условия для создания и развития предпринимательства.

Первые законодательные акты, регулирующие деятельность малых и средних предприятий, были приняты в 1991 году. В том же году была создана Федеральная служба по развитию малого бизнеса, которая занималась разработкой и реализацией мер по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России.

Однако до 2000 года процесс становления сектора малого бизнеса в России проходил сильно заторможено. В то время многие предприятия попадали в зону неопределенности, так как законодательства не было достаточно, а государственные программы заканчивались быстро.

В начале 2000-х годов были приняты масштабные законы о развитии малого и среднего бизнеса. В 2006 году был создан Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

Как отмечает А.А. Маркова, «в настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в России превратилось в одно из важнейших направлений политики государства. Малый и средний бизнес должен был заменить основные элементы советской экономики, управляемой отраслевыми министерствами и Госпланом. Но за 30 лет условия его деятельности по совокупным параметрам доступности капитала, налогообложения и административной среды ни разу не достигли уровня мировых лидеров» [3, с. 549].

На сегодняшний день система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России продолжает совершенствоваться. В 2019 году был создан Национальный совет по развитию малого и среднего предпринимательства, а также принят новый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который устанавливает ориентиры для развития сектора малого бизнеса до 2025 года. В рамках этого закона предусмотрено продвижение инновационных и экспортных проектов, а также развитие цифровой экономики [1].

Как верно отмечает В.М. Безродных, «сейчас малое и среднее предпринимательство переживает сложный период восстановления после пандемийного периода и введения санкций против России. Со стороны государства осуществляется поддержка малому и среднему бизнесу, в регионах реализуются различные местные программы по развитию предпринимательства» [2, с. 34].

Несмотря на предпринятые меры со стороны государства, в осуществлении предпринимательской деятельности, предприниматели часто сталкиваются с трудностями уже в начальной стадии, в частности, при оформлении необходимых документов. Комплексные требования разноплановых государственных инстанций - от пожарных служб и санитарно-эпидемиологических станций до органов Роспотребнадзора и миграционной службы - представляют собой значительное препятствие. Часто подобные требования избыточны и дублируют друг друга, усложняя жизнь предпринимателям и приводя к ощущению раздутого бюрократического аппарата.

Следующий аспект, подрывающий усилия по ведению бизнеса и осуществлению национальных проектов, - это налоговая политика. Текущий режим налогообложения ориентирован в большей степени на максимализацию фискальных сборов, не учитывая в полной мере реальные операционные потребности предприятий. Это приводит к уменьшению прибыли и, как следствие, к снижению мотивации бизнесменов.

К трудностям также относится и избыточная сложность законодательных и нормативных актов. Непростая структура правовых документов ухудшает доступность и понимание информации, что ведёт к ошибкам в расчётах, уплате налогов и других платежей. Эти ошибки нередко становятся причиной наложения штрафов, пеней и неустоек, что дополнительно финансово обременяет предприятия малого и среднего бизнеса.

Для успешного развития сектора малого бизнеса и среднего предпринимательства в России необходимо решительное и скоординированное действие со стороны государства, бизнес-сообщества и других заинтересованных сторон. Это может включать в себя упрощение административных процедур, снижение налоговых и финансовых барьеров, развитие образовательных программ.

Таким образом, реализация этих мер поможет преодолеть существующие проблемы и создаст благоприятную среду для дальнейшего развития малого бизнеса и среднего предпринимательства в России. Это, в свою очередь, приведет к увеличению числа рабочих мест, стимулированию экономического роста и содействию устойчивому развитию страны.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2007 г., № 31, ст. 4006.
2. Безродных В.М., Субботина Т.Н. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №1-1 (95). – С. 30-35.
3. Маркова А.А. Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства в России / А. А. Маркова, О. В. Мироненко // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 548-551.