ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
В России история развития сектора малого бизнеса и среднего предпринимательства начинается с начала 1990-х годов, когда были проведены масштабные экономические реформы, снижены налоги и созданы условия для создания и развития предпринимательства.
Первые законодательные акты, регулирующие деятельность малых и средних предприятий, были приняты в 1991 году. В том же году была создана Федеральная служба по развитию малого бизнеса, которая занималась разработкой и реализацией мер по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России.
Однако до 2000 года процесс становления сектора малого бизнеса в России проходил сильно заторможено. В то время многие предприятия попадали в зону неопределенности, так как законодательства не было достаточно, а государственные программы заканчивались быстро.
В начале 2000-х годов были приняты масштабные законы о развитии малого и среднего бизнеса. В 2006 году был создан Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
Как отмечает А.А. Маркова, «в настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в России превратилось в одно из важнейших направлений политики государства. Малый и средний бизнес должен был заменить основные элементы советской экономики, управляемой отраслевыми министерствами и Госпланом. Но за 30 лет условия его деятельности по совокупным параметрам доступности капитала, налогообложения и административной среды ни разу не достигли уровня мировых лидеров» [3, с. 549].
На сегодняшний день система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России продолжает совершенствоваться. В 2019 году был создан Национальный совет по развитию малого и среднего предпринимательства, а также принят новый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который устанавливает ориентиры для развития сектора малого бизнеса до 2025 года. В рамках этого закона предусмотрено продвижение инновационных и экспортных проектов, а также развитие цифровой экономики [1].
Как верно отмечает В.М. Безродных, «сейчас малое и среднее предпринимательство переживает сложный период восстановления после пандемийного периода и введения санкций против России. Со стороны государства осуществляется поддержка малому и среднему бизнесу, в регионах реализуются различные местные программы по развитию предпринимательства» [2, с. 34].
Несмотря на предпринятые меры со стороны государства, в осуществлении предпринимательской деятельности, предприниматели часто сталкиваются с трудностями уже в начальной стадии, в частности, при оформлении необходимых документов. Комплексные требования разноплановых государственных инстанций - от пожарных служб и санитарно-эпидемиологических станций до органов Роспотребнадзора и миграционной службы - представляют собой значительное препятствие. Часто подобные требования избыточны и дублируют друг друга, усложняя жизнь предпринимателям и приводя к ощущению раздутого бюрократического аппарата.
Следующий аспект, подрывающий усилия по ведению бизнеса и осуществлению национальных проектов, - это налоговая политика. Текущий режим налогообложения ориентирован в большей степени на максимализацию фискальных сборов, не учитывая в полной мере реальные операционные потребности предприятий. Это приводит к уменьшению прибыли и, как следствие, к снижению мотивации бизнесменов.
К трудностям также относится и избыточная сложность законодательных и нормативных актов. Непростая структура правовых документов ухудшает доступность и понимание информации, что ведёт к ошибкам в расчётах, уплате налогов и других платежей. Эти ошибки нередко становятся причиной наложения штрафов, пеней и неустоек, что дополнительно финансово обременяет предприятия малого и среднего бизнеса.
Для успешного развития сектора малого бизнеса и среднего предпринимательства в России необходимо решительное и скоординированное действие со стороны государства, бизнес-сообщества и других заинтересованных сторон. Это может включать в себя упрощение административных процедур, снижение налоговых и финансовых барьеров, развитие образовательных программ.
Таким образом, реализация этих мер поможет преодолеть существующие проблемы и создаст благоприятную среду для дальнейшего развития малого бизнеса и среднего предпринимательства в России. Это, в свою очередь, приведет к увеличению числа рабочих мест, стимулированию экономического роста и содействию устойчивому развитию страны.