Статья:

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(294)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сокур З.В. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 27(294). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/294/152374 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Сокур Злата Владимировна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Дудченко Оксана Сергеевна
научный руководитель, д-р юрид. наук, доцент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Благодаря применению норм административного законодательства, защищающих общественные отношения, регулируемые не только административными нормами, но также и другими отраслями российского права, институт административной ответственности играет решающую роль в обеспечении их защиты. В настоящее время законодательно не закреплено, что такое административная ответственность и среди ученых нет единого подхода к ее пониманию. В то же время научное осмысление роли и значения категории «административная ответственность» не теряет своей актуальности и сегодня.

Мерами административной ответственности являются административные наказания. Законодатель в ст. 3.1 «Цели административного наказания» КоАП РФ [1] дает понятие административному наказанию: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

Меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные КоАП РФ меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных наказаний. Всего в ст. 3.2 КоАП РФ закреплено 10 видов административных наказаний.

Одним из основных направлений правоохранительной деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД) является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Из всей системы административных наказаний, закрепленных ст. 3.2 КоАП РФ, к компетенции ОВД отнесено применение (назначение) только предупреждения и административного штрафа. Но на ОВД возлагается исполнение постановлений о назначении административных наказаний, а также и других видов решений по делу: определений (по вопросам об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания и др.), а также решений по результатам рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Так, например, в 2023 году сотрудниками ОВД Республики Крым пресечено 81052 правонарушения (2022 г. – 71951), предусмотренное КоАП РФ.

К административной ответственности в виде штрафа привлечен 53781 правонарушитель (2022 г. - 43516), общая сумма наложенных штрафов составляет 89 млн. 697 тыс. рублей (2022 г. - 71 млн. 4 тыс. рублей). Наказанию в виде административного ареста подвергнуты 2188 правонарушителей (2022 г. - 1641), обязательных работ - 1582 (2022 г. - 708), предупреждения, в том числе устное замечание, получили 7915 правонарушителей (2022 г. - 5102) [3].

Такое административное наказание как предупреждение, представляет собой особую правоохранительную санкцию. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). В отличие от других видов административных наказаний, вынесение предупреждения не влечет за собой ограничений конституционных прав и свобод нарушителя. Основная его цель - превентивное воздействие на волю нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение выносится только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.

Одной из особенностей применения наказаний ОВД является возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением постановления о назначении предупреждения (ст. 28.6 КоАП РФ), если лицо, совершившее административное правонарушение, не отрицает факт правонарушения и назначенную ему административную меру наказания.

Среди административных наказаний, применяемых судами и правоохранительными органами к нарушителям, наиболее часто используется административный штраф. Частью 1 ст. 3.5 КоАП РФ определены правовые критерии исчисления размера административного штрафа.

Так, например, в целях соблюдения административного законодательства, пополнения доходной части консолидированного бюджета, повышения результатов работы по взысканию административных штрафов, наложенных должностными лицами ОВД в МО МВД России «Красноперекопский» Республики Крым за 2023 год вынесено 1894 постановления по делам об административных правонарушениях, к административной ответственности в виде штрафа привлечено 936 лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 317 000 рублей, из них взыскано в добровольном порядке на сумму 384 000 рублей. Взыскаемость, как основной показатель за 12 месяцев 2023 года составляет 121,1 %. По вопросам миграции наложено административных штрафов на сумму 227700,00 рублей, взыскано - 221700,00 рублей [3].

Стоит отметить, что на сотрудников ОВД возлагается исполнение постановления об административном аресте, которое согласно ст. 3.9 КоАП РФ заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции в государственных учреждениях со специальным правовым статусом, которые входят в структуру органов внутренних дел.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) представляет собой разновидность административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи.

В ст. 27.10 КоАП РФ предусматривается, что изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом МВД России.

В главе 20 КоАП РФ указывается такой вид лишения специального права как лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (ч. 4 ст. 20.8, части 2, 3 ст. 20.13 КоАП РФ).

Так, в 2023 г. из незаконного оборота сотрудниками ОВД Республики Крым изъято 142 единицы огнестрельного оружия, из них: пулеметов - 2, пистолетов и револьверов - 60, автоматов - 8, винтовок и карабинов - 33, самодельного огнестрельного оружия - 13, обрезов - 5, охотничьих ружей - 21, патронов различного калибра 7999 шт., взрывчатых веществ - более 65,5 кг., гранат - 27, основных частей огнестрельного оружия - 122, взрывных устройств - 123 [3].

В настоящее время Государственной Думой РФ принят Паспорт проекта Федерального закона № 615003-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наделения органов внутренних дел (полиции) полномочиями по принятию решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» [2]. Данный проект направлен на унификацию механизмов депортации и административного выдворения иностранных граждан и сосредоточение полномочий по их высылке у органов внутренних дел (полиции).

Органы внутренних дел ведут список лиц, которым назначен административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (статья 3.14 КоАП РФ), в целях обеспечения исполнения постановления о данном виде наказания.

В заключении стоит отметить, что одной из проблем реализации административно-юрисдикционных полномочий ОВД является сокращение перечня административных правонарушений, за совершение которых должностные лица ОВД уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ) и привлекать к административной ответственности (ст. 23.3 КоАП РФ). Законодательное решение по ограничению административно юрисдикционных полномочий ОВД нельзя признать оправданным. Учитывая существующую правоохранительную ситуацию, потенциал ОВД, значительную загрузку судей, закономерным является расширение линейки наказаний, применяемых ОВД.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.06.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Паспорт проекта Федерального закона № 615003-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наделения органов внутренних дел (полиции) полномочиями по принятию решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» // Официальный сайт Системы обеспечения законодательной деятельности: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 26.07.2024).
3. Официальный сайт МВД по Республике Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 24.07.2024).