СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(295)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(295)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрена отраслевая структура сферы бытового обслуживания в России, и основные тенденции ее изменения. Определены наиболее доходные сферы отрасли бытового обслуживания, а также те сферы, востребованность которых постепенно сжинается. Проведен анализ динамики доходов отрасли бытового обслуживания и определены факторы, оказавшие положительное влияние на рост доходов организаций, входящих в данную сферу. Рассмотрены внешние факторы, которые оказывают влияние на темпы развития и роста организаций сферы бытового обслуживания. Выявлены основные проблемы отрасли и определены ключевые тенденции развития сферы бытового обслуживания России в будущем.
Ключевые слова: сфера бытового обслуживания, услуги, качество жизни населения, доходность, факторы развития бытовых услуг.
Введение. Отрасль бытового обслуживания является одной из отраслей экономики России, которая оказывает непосредственное влияние на качество и стандарты жизни населения, поэтому от уровня развития сферы бытового обслуживания, от разнообразия бытовых услуг, применения при оказании бытовых услуг инновационных технологий и высокотехнологичного оборудования, во многом зависит восприятие населением страны уровня жизни и степень удовлетворенности текущим местом проживания.
Вопросам состояния сферы бытовых услуг, основным тенденциям и перспективам ее развития посвящены труды ряда авторов.
Так, по мнению Елисеевой А.А. и Дворядкиной Е.Б., рынок бытовых услуг является значимым сегментом рынка, что обусловлено специфическими характеристиками таких услуг [1].
Елисеева А. А. и Дворядкина Е.Б. выделяют следующие особенности бытовых услуг:
- индивидуальный характер оказания бытовой услуги;
- предоставление услуг исключительно физическим лицам;
- гибкость в применении инноваций и технологических новинок, что способствует как повышению качества жизни в регионе, так и открывает перспективы для развития малого и среднего предпринимательства в сегменте бытового обслуживания;
- уровень развития бытовых услуг оказывает непосредственное влияние на качество и стандарты жизни населения отдельно взятого населенного пункта [1].
Законян А.К. отмечает, что важность сферы бытового обслуживания заключается в ее социальной значимости, поскольку позволяет удовлетворять потребности населения в различных сервисных услугах, что обеспечивает создание комфортных условий для жизни и работы, способствует сокращению трудоемкости домашнего труда и обеспечивает более полноценный отдых трудоспособного населения [2].
Залевская Е.В. отмечает, что сфера услуг, в состав которой входят и бытовые услуги, занимает с каждым годом все более устойчивые позиции в мировой экономике. Доля сферы услуг в ВВП экономических стран постоянно увеличивается, что говорит о том, что данная сфера имеет высокий экономический потенциал. Сфера услуг способствует обеспечению социальной стабильности и росту качества жизни [3].
Толеубаев Д.М отмечает важность сферы услуг, поскольку активное развитие отраслей, входящих в данную сферу, оказывает следующее положительное влияние на экономику страны:
- способствует росту качества жизни общества и каждого гражданина;
- стимулирует развитие здоровой конкуренции в экономике;
- является драйвером роста занятости населения;
- является одним из источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней [6].
Таким образом, все авторы сходятся во мнении, что сфера услуг, и отрасль бытовых услуг как часть сферы услуг, оказывают положительное влияние как на качество жизни населения, так и на экономику в целом.
Методы. При проведении исследования использованы общенаучные методы наблюдения, которые использованы для анализа современного состояния сферы бытовых услуг в России и основных тенденций ее развития.
Результаты. Несмотря на то, что сфера бытовых услуг не вносит существенного вклада в ВВП России [6], отрасль активно развивается, о чем свидетельствует постоянный рост количества организаций бытового обслуживания (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика количества организаций, функционирующих в сфере бытового обслуживания в России в 2018-2022 годах, ед. [5]
За период с 2018 по 2022 годы количество организаций, функционирующих в сфере бытового обслуживания, увеличилось на 8,71%, однако необходимо отметить, что не все отрасли сферы бытового обслуживания развиваются равномерно. В некоторых отраслях бытового обслуживания наблюдается сокращение количества организаций, что связано с объективными причинами изменения рыночной ситуации и спроса на бытовые услуги (таблица 1).
Так, количество организаций, функционирующих в сфере ремонта и пошива обуви, постоянно сокращается. Это вызвано тем, что российский рынок заполнен достаточно дешевой обувью китайского производства, что делает экономически нецелесообразным ее ремонт. Население предпочитает приобретать новую недорогую обувь вместо ее ремонта. Спрос на индивидуальный пошив обуви также сокращается ввиду того, что стоимость таких услуг достаточно высока и доступна только населению с высоким уровнем дохода.
Также сокращается количество организаций, работающих в сфере услуг фотоателье: в 2019 году их количество сократилось на 1,37%, в 2021 году - на 1,16%, что также связано с объективными причинами. В основном население на сегодняшний день фотографирует при помощи смартфонов, а фотографии принято размещать в социальных сетях и хранить в памяти смартфона, а не на бумажных носителях.
Также наблюдается сокращение количества организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг бань и душевых, что обусловлено снижением спроса на такие услуги. В 2019 году их количество сократилось на 1,80%, в 2021 году - на 1,29%. Однако в 2022 году количество организаций данного вида деятельности увеличилось на 2,35%, что говорит о росте востребованности услуг бань и душевых.
Таблица 1.
Динамика количества организаций, функционирующих в сфере бытового обслуживания в России в 2018-2022 годах [5]
Наименование |
Количество организаций сферы бытового обслуживания, ед. |
Тем роста, % |
|||||||
2018г. |
2019г. |
2020г. |
2021г. |
2022г. |
2019г. |
2020г. |
2021г. |
2022г |
|
Ремонт, окраска и пошив обуви |
18415 |
17616 |
17348 |
16647 |
16324 |
-4,34 |
-1,52 |
-4,04 |
-1,94 |
Ремонт и пошив одежды, головных уборов и галантереи |
27071 |
27121 |
27109 |
27152 |
27733 |
0,18 |
-0,04 |
0,16 |
2,14 |
Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники |
22938 |
23732 |
23837 |
24001 |
24737 |
3,46 |
0,44 |
0,69 |
3,07 |
Изготовление и ремонт мебели |
11048 |
11079 |
11661 |
11783 |
11800 |
0,28 |
5,25 |
1,05 |
0,14 |
Химчистка и прачечные |
4359 |
4562 |
4784 |
4957 |
5289 |
4,66 |
4,87 |
3,62 |
6,70 |
Ремонт и строительство жилья |
22290 |
22727 |
23831 |
24350 |
25737 |
1,96 |
4,86 |
2,18 |
5,70 |
Техническое обслуживание |
54732 |
55771 |
58827 |
61467 |
63551 |
1,90 |
5,48 |
4,49 |
3,39 |
Услуги фотоателье |
13841 |
13651 |
14091 |
13927 |
14005 |
-1,37 |
3,22 |
-1,16 |
0,56 |
Услуги бань и душевых |
13157 |
12920 |
13060 |
12891 |
13194 |
-1,80 |
1,08 |
-1,29 |
2,35 |
Услуги парикмахерских |
95540 |
97062 |
99192 |
101075 |
105841 |
1,59 |
2,19 |
1,90 |
4,72 |
Ритуальные услуги |
12008 |
12014 |
12135 |
12153 |
12545 |
0,05 |
1,01 |
0,15 |
3,23 |
Другие услуги |
43045 |
43854 |
45054 |
46196 |
47170 |
1,88 |
2,74 |
2,53 |
2,11 |
Всего |
338444 |
342109 |
350929 |
356599 |
367926 |
1,08 |
2,58 |
1,62 |
3,18 |
Наибольшими темпами увеличивалось количество организаций, функционирующих в сфере химчистки и прачечных, ремонта и строительства жилья, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и оборудования.
Так, если в 2019 году темп роста количества химчисток и прачечных составлял 4,66%, то в 2022 году - уже 6,70%. Увеличение темпов роста количества химчисток и прачечных вызван ростом востребованности в услугах таких организаций, поскольку в крупных городах увеличивается интенсивность трудовой деятельности, многие люди работают гораздо больше восьмичасового рабочего дня или работают в нескольких местах одновременно, в связи с чем возникает необходимость в услугах прачечных.
Темп роста количества организаций, функционирующих в сфере ремонта и строительства жилья в 2019 году составлял 1,96%, а в 2022 году увеличился до 5,70%, что также свидетельствует о росте потребности среди населения в услугах ремонтно-строительных работ.
Темп роста количества организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в 2019 году составлял 1,90%, в 2022 году увеличился до 3,39%. Это связано с ростом количества автовладельцев в России, и, как следствие, с ростом потребности населения в услугах технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Кроме того, растет также потребность в ремонте и техническом обслуживании другого оборудования. Например, все больше ремонтно-строительных работ проводится самозанятыми, для чего им необходим регулярный ремонт строительного оборудования и инструмента.
Достаточно высокие тепы роста количества организаций показывают также услуги парикмахерских, куда относят как непосредственно парикмахерские, так и салоны красоты, в которых оказываются также услуги маникюра и педикюра, косметолога, различного вида массажа. Темп роста количества таких организаций увеличился с 1,59% в 2019 году до 4,72% в 2022 году.
Рассматривая структуру рынка бытовых услуг в России, необходимо отметить, что основную его долю занимают услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и оборудования, ремонтно-строительные услуги и услуги салонов красоты (рисунок 2).
Так, в 2023 году на долю технического обслуживания и ремонта автомобилей и оборудования приходилось 29,4% всех доходов, полученных в сфере бытового обслуживания в России, на долю строительно-ремонтных работ приходилось 24,9% всех доходов сферы бытового обслуживания, на долю салонов красоты приходилось 13,2% всех доходов сферы бытового обслуживания. Из этого можно сделать вывод, что именно эти виды деятельности сферы бытового обслуживания являются наиболее востребованными среди населения.
Наименее доходными являются услуги по ремонту и пошиву обуви, на долю которых приходилось 0,9% всех доходов сферы бытового обслуживания, услуги химчистки и прачечных, на долю которых приходилось 1,0% всех доходов сферы бытового обслуживания, услуги фотоателье, на долю которых приходилось 1,7% доходов и услуги саун и бань, на долю которых приходилось 2,2% всех доходов сферы бытового обслуживания. Низкая доля доходов данных сфер деятельности вызвана как их незначительной востребованностью, так и низкой стоимостью услуг по сравнению с более доходными видами деятельности.
Рисунок 2. Структура рынка бытовых услуг России в 2023 году по объему полученного дохода, % [5]
В динамике доходы предприятий сферы бытовых услуг постоянно увеличиваются (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика доходов предприятий сферы бытовых услуг России в 2018-2023 годах, млн. руб. [5]
Исключение составляет 2020 год, когда во время пандемии коронавируса многие предприятия бытовых услуг были вынуждены приостановить свою деятельность в связи с локдауном.
Наибольшие темпы роста доходов организаций сферы бытового обслуживания наблюдаются в 2021 году - на 25,46%, в 2022 году - на 18,83%, и в 2023 году - на 17,26%. Однако необходимо отметить, что рост доходов организаций сферы бытового обслуживания вызван не только ростом объема оказанных услуг, но и ростом цен на бытовые услуги (рисунок 4).
Если в 2018-2019 годах индекс роста цен и индекс роста физического объема оказанных услуг увеличивались примерно одинаково, а в 2021 году индекс роста физического объема оказанных бытовых услуг существенно превышал индекс роста цен, то в последние два года индекс роста цен на бытовые услуги существенно превышает индекс роста их физического объема. Это обусловлено тем, что многие организации сферы бытового обслуживания используют импортные материалы для оказания услуг, что в условиях роста курса доллара и инфляции приводит к значительному росту себестоимости услуг, и приводит к увеличению конечной цены услуги.
Рисунок 4. Сравнительная оценка индексов роста физического объема и цен на бытовые услуги в России в 2018-2023 годах [5]
По мнению аналитиков, сфера бытовых услуг будет активно развиваться и в дальнейшем, поскольку услуги, оказываемые организациями данной отрасли, весьма востребованы среди населения России. Однако при этом на развитие отрасли оказывают влияние множество факторов, что предопределяет изменение спроса на отдельные бытовые услуги внутри отрасли.
Так, по мнению аналитиков ПАО «Совкомбанк», на сферу бытового обслуживания оказывают влияние экономические и политические факторы, а также изменение бытового поведения населения, их образа жизни и работы [4].
В качестве примера аналитики ПАО «Совкомбанк» приводят каршеринг, который активно развивался до пандемии коронавируса, однако спрос на данные услуги резко сократился в 2020 году и до сих пор не восстановился в полной мере [4].
Однако при этом активно растет спрос на доставку продуктов питания и готовых блюд на дом и на рабочие места. Данная услуга стала востребованной в 2020 году в связи с частичной изоляцией во время коронавируса, но стала настолько удобной, что продолжила активно развиваться и в послепандемийный период.
На доходы и востребованность бытовых услуг оказывает влияние уровень доходов населения. Как отмечают аналитики ПАО «Совкомбанк», при росте доходов население более активно пользуется бытовыми услугами. Однако в случае падения доходов, население предпочитает отказаться от части бытовых услуг, смещая спрос на оплату продуктов питания и других более необходимых потребностей [4].
Интенсивная трудовая деятельность, которая зачастую предусматривает ненормированный рабочий день или различного рода подработки, делает все более востребованной услуги клининга, что позволяет высвободить время активно работающему населению для работы и отдыха после напряженного трудового дня. Такую же функцию выполняет и доставка готовой еды и продуктов питания.
Востребованность услуг салонов красоты во многом зависит от населенного пункта, в котором работает такая организация. В крупных промышленных и финансовых центрах, в областных городах, стандарты внешнего вида индивида гораздо выше, чем в небольших провинциальных городах. Кроме того, уровень доходов населения в крупных городах существенно выше, что вызывает желание многих индивидов подтверждать статус владельца высоких доходов посещением салонов красоты, СПА и бьюти-центров. Поэтому в крупных городах спрос и цены на услуги салонов красоты существенно выше, чем в провинциальных городах [4].
Аналогичная тенденция характерна и для других бытовых услуг, например, ремонтно-строительных и ремонта автотранспорта. В крупных городах существенно выше требования к комфорту проживания и качеству ремонта жилья. В крупных городах гораздо больше населения, владеющего собственным автотранспортом, что обусловлено как большей динамичностью трудовых процессов, так и боле высоким уровнем доходов населения. Поэтому спрос и цены на услуги ремонтно-строительные работы и услуги ремонта автомобилей существенно выше, чем в среднем по России.
По мнению же собственников и руководителей организаций сферы бытового обслуживания, согласно опросам, регулярно проводимым специалистами Росстата, на деятельность организаций наибольшее влияние оказывают такие факторы, как неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, недостаточный спрос, и недостаток финансовых ресурсов. Эти факторы заняли первые четыре строчки в рейтинге факторов, составленного Росстатом (рисунок 5).
Рисунок 5. Факторы, ограничивающие деятельность организаций в сфере бытовых услуг в России в 2023-2024 годах [5]
Также среди важных факторов, которые ограничивают экономический рост организаций сферы бытового обслуживания, респонденты отметили недостаточность квалифицированных кадров, высокие ставки по кредитам, и значительную цену арендной платы за помещения, в которых функционируют организации сферы бытового обслуживания.
Выводы. Проведенное исследование показало, что отрасль бытового обслуживания в России является одной из отраслей, которые обеспечивают качество жизни населения, уровень комфортности и удовлетворенности населения условиями проживания в конкретном регионе и государстве. Сфера бытового обслуживания занимает незначительную часть в экономике страны. Ее специфическими особенностями являются локальный сегмент рынка, небольшие размеры организаций сферы бытового обслуживания, нацеленность на ограниченный сегмент потребителей в пределах населенного пункта или муниципального округа. Несмотря на то, что в сфере бытового обслуживания функционируют малые и микро организации, данная отрасль постоянно развивается, о чем свидетельствует рост доходов в отрасли и индекса физического объема оказанных бытовых услуг. При этом внутри отрасли происходит постоянная трансформация, связанная с изменением окружающей жизни и появлением новых технологий. Так, все менее востребованными становятся услуги пошива и ремонта обуви, фотоателье и бань, и все более востребованными становятся услуги клининга, доставки, ремонтно-строительных работ, ремонта автотранспорта, услуги салонов красоты. Рынок бытовых услуг в России и в дальнейшем будет развиваться, однако его дальнейшая трансформация также продолжится на основе внедрения новых технологий и изменения темпов жизни населения.