ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НЕФТЕГАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НЕФТЕГАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
FORMATION OF A STRATEGIC MAP AS A TOOL FOR STRATEGIC ANALYSIS OF AN OIL AND GAS ENTERPRISE
Albert Murzabaev
Student, Ufa State Petroleum Technological University, Russia, Ufa
Аннотация. Предложена стратегическая карта для проведения стратегического анализа нефтегазового предприятия. Представлена система сбалансированных показателей для стратегического анализа нефтегазового предприятия.
Abstract. A strategic map for conducting a strategic analysis of an oil and gas enterprise is proposed. A balanced scorecard for strategic analysis of an oil and gas enterprise is presented.
Ключевые слова: стратегический анализ, стратегическая карта, система сбалансированных показателей.
Keywords: strategic analysis, strategy map, balanced scorecard.
Для предприятий нефтегазового сектора, представляющих собой сложные комплексы с многообразными направлениями деятельности, составление прозрачной и информативной отчетности по устойчивому развитию и его анализ является непростой задачей, учитывая специфику деятельности, ее масштаб, глобальную экономическую и общественную значимость.
Стратегическая карта нефтегазового предприятия на основе системы сбалансированных показателей представляет собой взаимосвязанную структуру факторов успеха (целей) компании. Для каждой цели выбирается комплекс ключевых показателей эффективности, который определяет условия достижения цели на соответствующем уровне [1, c. 340].
Предлагаемая стратегическая карта для нефтегазовой компании представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Предлагаемая стратегическая карта для нефтегазовой компании
Для каждого блока предлагается использовать следующую систему показателей, представленные в таблицах ниже.
Таблица 1.
Система сбалансированных показателей для блока «Финансы»
Стратегические цели |
Показатели |
Рост стоимости компании |
Экономическая добавленная стоимость (EVA) |
Увеличение рентабельности |
Рентабельность собственного капитала Рентабельность продаж Чистая прибыль Темп прироста чистой прибыли |
Рост выручки от реализации |
Выручка от реализации Темп прироста выручки от реализации |
Оптимизация затрат |
Себестоимость продукции Себестоимость продукции по элементам затрат Структура себестоимости Темп прироста (снижения) Управленческие расходы Коммерческие расходы Темпы приросты |
Повышение финансовой устойчивости |
Показатели ликвидности и платежеспособности Коэффициенты финансовой устойчивости |
В таблице 2 представлена система сбалансированных показателей для блока «Клиенты».
Таблица 2.
Система сбалансированных показателей для блока «Клиенты»
Стратегические цели |
Показатели |
Увеличение объема реализации по каждому клиенту |
Количество повторных продаж по одному клиенту Средний объем реализации в расчете на одного клиента Удовлетворенность клиентов |
Расширение географии реализации продукции |
Объем продаж в целом по предприятию Темп прироста Объем продаж по регионам Темп прироста Доля рынка |
По блоку «Бизнес-процессы» система сбалансированных показателей представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Система сбалансированных показателей для блока «Бизнес-процессы»
Стратегические цели |
Показатели |
Обеспечение безопасности и надежности |
Коэффициент частоты травматизма Количество сотрудников, пострадавших при несчастных случаях Соотношение затрат на мероприятия по безопасности и затрат при травматизме (нарушении техники безопасности) Происшествия с оборудованием, инциденты |
Повышение эффективность производственного процесса |
Производительность труда Показатели эффективности производственной деятельности по направлениям деятельности (представлены отдельно) |
Повышение экологической ответственности |
Затраты на мероприятия и меры по охране окружающей среды Результативность применения природоохранных технологий Затраты на исследования в области экологии Выбросы в атмосферу Доля отходов, направленных на утилизацию |
Для оценки блока «Бизнес-процессы» принимается система балльной оценки показателей, в которой устанавливаются интервалы количественных значений от ноля до пяти балов (таблица 4).
Таблица 4.
Балльная оценка показателей эффективности для включения их в ССП по блоку «Бизнес-процессы»
Показатель |
Балл |
|||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Разведка и добыча |
|
|
|
|
|
|
Прирост числа месторождений, шт. |
Более 5 |
4-5 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Средняя глубина скважин, тыс. м. |
Более 4500 |
4001-4500 |
3501-3500 |
3001-3500 |
2500-3000 |
Менее 2500 |
Количество действующих скважин в процентах от эксплуатационного фонда, % |
Более 90 |
80-90 |
70-79 |
60-69 |
50-59 |
Менее 50 |
Среднегодовое изменение коэффициент эксплуатации скважин, % |
Более 4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Дебит скважин по нефти, т/сут |
Более 8 |
6,1-8 |
4,1-6 |
2,1-4 |
1-2 |
Менее 1 |
Переработка |
|
|
|
|
|
|
Первичная переработка нефти, млн. т |
Более 20 |
15,1-20 |
13,1-15 |
10-13 |
5-10 |
Менее 5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Коэффициент интеграции |
0,91-1 |
0,8-0,9 |
0,61-0,79 |
0,5-0,6 |
0,3-0,5 |
Менее 0,3 |
Коэффициент использования мощностей |
0,91-1 |
0,8-0,9 |
0,61-0,79 |
0,5-0,6 |
0,3-0,5 |
Менее 0,3 |
Прирост маржи переработки, % |
Более 75 |
51-75 |
36-50 |
21-35 |
10-20 |
Менее 10 |
Глубина переработки, % |
Более 85 |
70-85 |
60-69 |
60-59 |
40-49 |
Менее 40 |
Транспортировка нефти и газа |
|
|
|
|
|
|
Годовой объем перекачки нефти (нефтепродуктов), млн. т. |
Более 80 |
66-80 |
51-65 |
41-50 |
20-40 |
Менее 20 |
Пропускная способность трубопровода, млрд. м3/год, млн. т/год |
Более 180 Более 60 |
151-180 51-60 |
131-150
41-50 |
101-130 31-40 |
70-100
15-30 |
Менее 70 Менее 15 |
Годовой объем транспортной работы, млрд т/км |
Более 50 |
41-50 |
33-40 |
26-32 |
15-25 |
Менее 15 |
Годовой объем товарного года, млрд. м3 |
Более 120 |
101-120 |
91-100 |
81-90 |
60-80 |
Менее 60 |
Годовые потери нефти, газа и нефтепродуктов, % |
Более 20 |
16-20 |
9-15 |
6-8 |
3-5 |
Менее 3 |
Сбыт и маркетинг |
|
|
|
|
|
|
Годовая поставка нефти, млн. т. |
Более 3 |
2,1-3 |
1,6-2 |
1,9-1,5 |
0,6-1 |
Менее 0,5 |
Годовой экспорт нефти, млн. т |
Более 8 |
6,1-8 |
4,6-6 |
3,1-4,5 |
1-3 |
Менее 1 |
Продажа нефти (нефтепродуктов) на внутреннем рынке, млн. т/год |
Более 2 |
1,51-2 |
1,26-1,5 |
1,1-1,25 |
0,5-1 |
Менее 0,5 |
Реализация нефтепродуктов на экспорт, млн. т/год |
Более 6 |
5,1-6 |
4,1-5 |
3,1-4 |
1-3 |
Менее 1 |
Сервис |
|
|
|
|
|
|
Число законченных строительством разведочных и эксплуатационных скважин, тыс. шт./год |
Более 18 |
15-18 |
12,1-14,9 |
10,1-12 |
7-10 |
Менее 7 |
Годовой объем разведочного и эксплуатационного бурения, млн. м. |
Более 3 |
2,1-3 |
1,6-2 |
1,1-1,5 |
0,5-1 |
Менее 0,5 |
Средняя календарная продолжительность цикла строительства скважин, сут. |
Более 120 |
101-120 |
81-100 |
51-80 |
30-50 |
Менее 30 |
Фактический анализ системы сбалансированных показателей позволяет осуществлять контроль выполнения плановых установок и достижений целей корпоративной стратегии. В случае отклонения фактических результатов от смоделированной системы сбалансированных показателей в допустимых пределах можно сделать вывод об успешном достижении целей корпоративной стратегии за истекший период [2, с. 5].
Отклонения от плана свидетельствуют о том, что принятая система корпоративной стратегии неэффективна и требует разработки мер по повышению ее эффективности.
Разработка стратегической карты для предприятий нефтегазовой отрасли определяется его спецификой (необходимость восполнения запасов, изменчивые технологические условия разведки и добычи, а также транспортировки, хранения, переработки и поставки потребителю). Многошаговый тип производства определяет сложность и трудоемкость анализа бизнес-процессов. Обработке подлежит огромный массив информации (инструкции, положения, расчеты и другие документы), который требует привлечения значительного количества менеджеров, экспертов, аналитиков и др. для формализации процессов и деятельности нефтегазового предприятия.
Предлагаемый подход к формированию сбалансированной системы показателей для формирования стратегической карты призван решить проблему наблюдаемой ограниченности информационного обеспечения анализа устойчивого развития.