ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические положения, касающиеся процедуры банкротства физических лиц в Российской Федерации, спорные аспекты реализации процедуры банкротства физических лиц, возникающие в практической деятельности.
Abstract. The article discusses the theoretical provisions concerning the bankruptcy procedure of individuals in the Russian Federation, controversial aspects of the implementation of the bankruptcy procedure of individuals that arise in practice.
Ключевые слова: банкротство, физическое лицо, арбитражный суд, реструктуризация долга, реализация имущества, мировое соглашение, невозможности исполнения кредитного обязательства.
Keywords: bankruptcy, individual, arbitration court, debt restructuring, sale of property, settlement agreement, inability to fulfill a loan obligation.
Теоретическим и, отчасти, практическим обоснованием принятия действующего на сегодняшний день законодательного регулирования общественных отношений, возникающих из процедуры банкротства физических лиц, которая и допускает существование самой процедуры банкротства физических лиц, выступает, полагаем, попытка проведения государством в лице законодателя ряда антикризисных мер, обусловленных проблемами в экономической и социальной сфере общества [8].
Развитие системы законодательства в части регулирования и создания возможности для физического лица признать себя несостоятельным (банкротом) в Российской Федерации осуществлялось не одномоментно, а достаточно продолжительный период времени [6].
Так, в частности, в научной литературе, в том числе, с позиции анализа законодательства, регулирующего вопросы банкротства физических лиц, можно сформулировать вывод о том, что свое начало формирования обозначенная ветвь законодательства берет начало с 2002 года, с момента создания законопроекта в рассматриваемой сфере. Практически, реальная деятельность в части создания основы законодательства о банкротстве физических лиц осуществляется с 2012 года – с момента внесения указанного законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации, и лишь в 2014 году с момента, когда был опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» в части реализации института банкротства физических лиц произошли реальные изменения, способствующие формированию указанного института.
Проведя исторический анализ развития общества и государства, можно констатировать, что принятие норм законодательства, регламентирующих общественные отношения, связанные с институтом банкротства физических лиц, происходило в условиях экономического кризиса, что свидетельствовало о большом объеме нереализованных и невозможных к исполнению имеющихся у физических лиц перед кредиторами кредитных обязательств, обуславливаясь низкой платежеспособностью населения, опять же в условиях существовавшего в тот момент экономического кризиса в стране.
Практический вопрос осуществления процедуры банкротства физических лиц на сегодняшний день в Российской Федерации, полагаем, имеет достаточно четкую правовую регламентацию, действующая система законодательства, регулирующего рассматриваемую нами совокупность общественных отношений во взаимосвязи с институтом банкротства физических лиц, является достаточно разработанной и структурированной. Иными словами, сегодня законодателем осуществляется достаточно четкая правовая регламентация вопроса реализации процедуры банкротства физического лица.
Так, в частности, законодатель четко определяет ход и этапы процедуры банкротства физических лиц, регламентирую процедуру банкротства в содержании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Для признания физического лица банкротом сам гражданин, либо конкурсный управляющий, либо кредитор, либо специально уполномоченный на то государственный орган – Федеральная налоговая служба – обращаются с иском о признании гражданина банкротом. Иски о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту жительства физического лица [3].
Вопрос, касаемо определения места жительства лица разрешается на основании содержания соответствующих положений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 13.10.2015 №45. В частности, из содержания указанного нами Постановления Пленума ВС РФ следует, что место жительства гражданина может подтверждаться документом, удостоверяющим его регистрацию в органах регистрационного учета граждан РФ, а если место жительства гражданина неизвестно или он находится за пределами РФ - последнее известное место жительства [1].
Физическое лицо, то есть должник, подает в арбитражный суд иск о признании его банкротом в ряде случаев. Во-первых, когда он обязан подать такой иск, во-вторых, когда он реализует свое право о признании себя банкротом. Обязанность в обращении с такого вида иском в суд возникает у физического лица (должника) в случае, когда сумма его общей задолженности по кредитным обязательствам составляет более 500 000 рублей и исполнить ее он не имеет возможности в связи со своей неплатежеспособностью, то есть когда он не может исполнить кредитные обязательства перед одним из кредиторов, поскольку у него имеются другие кредитные обязательства перед другим кредитором [7].
Второй вариант, когда обращение с иском в суд представляет собой право физического лица. В таком случае, сумма имеющихся у гражданина кредитных обязательств на имеет значения [4].
Другим субъектом, обладающим правом обращения в арбитражный суд с иском о признании физического лица банкротом, является кредитор, перед которым у гражданина имеется кредитное обязательство, которое последний не может исполнить. Аналогично может обратиться с иском и специально уполномоченный на то орган – Федеральная налоговая служба. При подаче заявления о признании физического лица банкротом, у него возникает обязанность предоставления отзыва на такое заявление.
Обязанность оплаты судебных расходов и выплаты вознаграждения финансовому управляющему возлагается на гражданина-должника, при этом гражданин должен представить доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения таких расходов, причем выплата таких платежей происходит вне очереди. Если будет установлено, что должник представил заведомо недостоверные сведения либо совершил действия, направленные на сокрытие имущества, его незаконную передачу третьим лицам, абз. 7 п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве не подлежит применению даже при наличии у должника доходов, позволяющих погасить задолженность в непродолжительный период времени, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении должником действий, направленных на уклонение от погашения имеющейся у него задолженности [11].
Анализ системы законодательства о банкротстве физических лиц позволяет сформулировать вывод о возможных результатах прохождения физическим лицом процедуры банкротства. Так, в частности, результат представляет собой реструктуризацию долга, и последующее освобождение от имеющихся у такого физического лица кредитных обязательств по основанию того, что у гражданина не остается имущества, за счет которого может быть исполнено кредитное обязательство.
Относительно содержания реструктуризации долга отметим, что в таком случае составляется определенный план, который направляется и доводится до всех кредиторов, в последующем такой план должен быть утвержден судом. Иными словами, только с момента, когда план реструктуризации долга утверждается судом, только с того момента такой план имеет определенную юридическую силу. Суд имеет полномочие в утверждении плана реструктуризации долга, даже при условии, когда план не будет одобрен кредиторами, но позволит удовлетворить требования всех кредиторов. Во многих случаях именно должник должен одобрить план реструктуризации долга, что обусловлено необходимостью его оценки эффективности плана, но и здесь у суда возникает право утвердить план без такового одобрения, если будет доказано, что должник злоупотребляет правом. Максимальный срок, в течение которого план реструктуризации долга будет реализован, не может превышать 3 лет со дня его утверждения [10].
Как видим, законодателем относительно разрешения вопроса, касаемо утверждения плана реструктуризации долга, обеспечивается баланс интересов как самого должника, так и его кредиторов, обеспечить интересы которых призван суд. При этом, как видим из анализа приведенных выше положений, преимущественно обеспечивается право кредитора, что явно вытекает из недопущения со стороны суда ситуации злоупотребления правом со стороны должника [5].
Подводя итог статье отметим, что анализ системы законодательства, регламентирующего общественные отношения, связанные с банкротством физического лица, свидетельствует о том, что законодателем, не смотря на сформированность законодательной системы, ведется работа по упрощению процедуры банкротства физических лиц, что позволило бы разрешить ряд существующих на сегодняшний день проблем, обусловленных низкой платежеспособностью населения и большим объемом кредитных обязательств, исполнить которые гражданин самостоятельно не имеет возможности. Такая достаточно сложная экономическая ситуация обуславливается существованием ряда экономических проблем, существующих в современном обществе [9].
В то же время, анализ процедуры банкротства физических лиц как целостного института, свидетельствует о существовании ряда проблем. В частности, одной из ключевых проблем в вопросе признания физического лица банкротом, выступает достаточно дорогая стоимость осуществления такой процедуры, ввиду чего физическое лицо не может воспользоваться ей.
Полагаем, что для решения данной проблемы необходимо отнести граждан, находящихся на стадии банкротства, к субъектам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2015 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».