ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье автором проводится исследование правового статуса субъектов туристкой деятельности. Проводится анализ прав и обязанностей каждого субъекта туристкой деятельности.
Ключевые слова: правовой статус, туристская деятельность, турист, туроператор, турагент.
Целью настоящей статьи является исследование правового статуса субъектов туристкой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие «правовой статус»;
- выделить основные субъекты туристкой деятельности;
- выявить особенности правового статуса каждого субъекта туристкой деятельности.
В настоящее время туризм является одним из тех направлений деятельности, который приносит не малый доход как организаторам такого бизнеса, так и государству.
Анализ Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ
«Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» [1]
(далее – Федеральный закон об основах туристской деятельности в России) в России позволяет выделить следующих субъектов туристкой деятельности: турист, туроператор, турагент, публично-правовые образования.
Под правым статусом субъекта стоит понимать комплекс прав и обязанностей, присвоенных определенному субъекту в соответствии с нормами права. Правовой статус имеет две разновидности – индивидуальный и корпоративный. Индивидуальный правовой статус применяется к физическим лицам и устанавливает их права и обязанности в той или иной сфере общественных отношений, корпоративный – к юридическим лицам и регулирует их деятельность. Таким образом, составляющими правового статуса любого субъекта являются права, обязанности, ответственность и привилегии.
Главный субъект правоотношений в области оказания туристских услуг является турист, т. е. потребитель таких услуг.
Анализируя Федеральный закон об основах туристской деятельности, приходим к выводу, что физические лица как субъекты туристской деятельности обладают следующими признаками:
- лицом осуществляется временное посещение определенного места в стране проживания и (или) принадлежности по признаку гражданства или другой страны;
- временные рамки для определения такого лица именно как туриста – от 24 часов до 6 месяцев подряд либо проведение не менее 1 ночи в месте (стране) временного пребывания;
- лицо осуществляет посещение места в границах своей страны или другой страны с определенными целями: лечебно-оздоровительная, профессионально-деловая, познавательная, рекреационная, физкультурно-спортивная и иные;
- у лица, осуществляющего посещение места в границах своей страны или другой страны без цели занятия предпринимательской деятельностью, в ходе которой осуществляется извлечение дохода от источников в таком месте или стране;
- на таких лиц (туристов) распространяется действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Права туриста регламентированы статьей 6 Федерального закона об основах туристской деятельности в России. Так, одним из прав туриста является право на получение полной необходимой и достоверной информации о правилах въезда в страну или место его временного пребывания, об обычаях, религии, памятниках культуры, истории, природы и т. д. Информация, предоставляемая туристу, должна соответствовать следующими признакам: актуальность, объективность, достоверность, полезность, точность и полнота.
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 32612-2014 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 года № 229-ст [3], под необходимой информацией понимается «информация, без которой затруднено (невозможно) осуществление компетентного выбора и использование турпродукта/туруслуги» [4].
Информация о правилах въезда в страну или место его временного пребывания включает в себя, в том числе информацию о наличии визы, правилах оформления документов для въезда, а также медицинских, таможенных, санитарных и иных правилах.
О праве туриста на получение такой информации и обязанности туроператора такую информацию предоставить обратила внимание Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при рассмотрении гражданского дела № 33-3230/18, отметив, что «в соответствии с абз. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания» [6].
Следующим субъектом туристкой деятельности является туроператор. О. И. Бабанова справедливо отметила, что «ведущую роль в сфере туризма играют туроператоры. Именно они осуществляют пакетирование различных туристских услуг в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть либо с помощью самостоятельных «розничных продаж» [7].
Основным направлением деятельности туроператора является составление, формирование и продажа туристского продукта. Основываясь на нормах Федерального закона об основах туристкой деятельности в России, выделим основные характеризующие туроператора:
- имеет статус юридического лица;
- имеет в предусмотренных законодательством случаях финансовое обеспечение ответственности туроператора;
- лица, занимающие должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, соответствуют предъявляемым частью 3 статьи 4.1 Федерального закона об основах туристкой деятельности в России требованиям. Перечень документов и правила их предоставления в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в единый федеральный реестр туроператоров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1469 [7];
- в случае осуществления деятельности в области выездного туризма должен быть членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- в случае невозможности исполнения обязательств по заключенным договорам, туроператор обязан прекратить заключение новых договоров, обеспечив при этом реализацию туристских продуктов по уже заключенным договорам.
Представленные выше характеризующие туроператора по праву можно назвать обязанностями туроператора. Отсутствие или несоответствие хотя бы одного из вышеуказанных признаков будет свидетельствовать о несоответствии туроператора требованиям законодательства.
К обязанностям туроператора также относятся: обеспечение исполнения туристских услуг, формирование туристского продукта, размещение всей информации о страховщиках, туристском продукте и турагентах, осуществляющих его реализацию, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оформление всех необходимых документов.
Следующим субъектом туристкой деятельности является турагент. Турагент в отличие от туроператора волен в выборе своей организационно-правовой формы. Так, турагентом может быть, как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. В отличие от туроператора турагент не вправе осуществлять деятельность по формированию собственного туристского продукта, в сферу деятельности турагента входит только продвижение и реализация туристского продукта.
В. О. Цыганова отмечает, что под продвижением туристского продукта стоит понимать «комплекс мер, направленных на его реализацию, в том числе реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация информационных центров, публикация каталогов, брошюр и т. д.» [10].
Исходя из легального определения турагентской деятельности, можно прийти к выводу, что турагент осуществляет только деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, т. е. действует по поручению оператора. Вместе с тем, турагент выполняет и иные услуги, которые не зависят от деятельности туроператора, и за неисполнение или ненадлежащее исполнение которые турагент несет персональную ответственность.
Так, согласно Национальному стандарту ГОСТ 50690-2017 «Туристские услуги. Общие требования» «туристская деятельность включает в себя оказание основных и дополнительных (сопутствующих) туристских услуг. К основным туристским услугам относят услуги по размещению (проживанию) туристов, услуги по организации перевозки туристов (трансфер), экскурсионные услуги.
Дополнительные (сопутствующие) туристские услуги включают в себя информационно-рекламные услуги, услуги по организации питания туристов, услуги по организации досуга туристов, консалтинговые (консультативные) услуги, услуги инструкторов-проводников, прочие виды услуг» [5].
Таким образом, мы видим, что турагент является не просто вспомогательным звеном в деятельности туроператора, в полноценным самостоятельным субъектом рассматриваемых общественных отношений.
На наш взгляд, еще одним субъектом рассматриваемых общественных отношений являются объединения туроператоров и турагентов. Одним из таких объединений является объединение туроператоров в сфере выездного туризма.
Как отметили А. С. Кусков и Н. В. Сирик «правовой статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма характеризуется тем, что, с одной стороны, такое объединение выступает гарантом защиты прав и интересов потребителей туристских услуг, а с другой стороны, оно является разновидностью юридических лиц, созданных в форме ассоциаций, и наделенных публично-правовыми функциями» [8].
Действует такое объединение в целях оказания экстренной помощи туристам. На территории России таким объединением является Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ», которая согласно Уставу «является некоммерческой организацией, представляющей собой объединение, которое основано на принципе членства юридических лиц, осуществляющих или планирующих осуществлять на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам и выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в порядке возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в соответствии с законодательством» [9].
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что действующее в области организации туристкой деятельности законодательство полно и обстоятельно отражает правовой статус туриста и туроператора. Вместе с тем, правовому статусу турагента уделено крайне мало внимания, что, в том числе позволяет прийти к выводу о том, что турагент в настоящее время занимает неопределенное место среди субъектов туристской деятельности, т. к. сложившееся положение не позволяет выявить особенности деятельности турагента при отсутствии четкой границы между деятельностью турагента и туроператора. Так, законодатель устанавливает лишь одно отличие между двумя этими субъектами – турагент в отличие от туроператора не вправе осуществлять деятельность по формированию туристского продукта. Таким образом можно заключить, что каждый туроператор может быть турагентом, в то время как турагент не может быть туроператором.