Анализ эффективности организации и проведения муниципальных выборов на примере муниципального образования Кореновский район
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)
Анализ эффективности организации и проведения муниципальных выборов на примере муниципального образования Кореновский район
На сегодняшний момент Российская Федерация является довольно молодым государством с еще недостаточно урегулированной системой государственного и муниципального управления. Современный этап развития нашего общества, как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет человека, его прав и свободы, и международного права, характеризуется огромными преобразованиями в законодательной базе. Провозглашение России демократическим государством предусматривает участие народа в управлении этим государством двумя путями: непосредственно – через референдумы и свободные выборы – а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Именно народовластие признается основой конституционного строя.
От того, как функционирует и будет действовать избирательный механизм, зависит реализация народом своего суверенитета, прав населения на государственное управление и местное самоуправление, избирать и быть избранным в органы государственной и муниципальной власти.
Муниципальное образование – это установленная в соответствии с законодательством населенная территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление. В субъектах РФ формируются такие виды муниципальных образований, как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления (рис. 1) муниципального образования обязательного входит:
1. представительный орган местного самоуправления, который представляет интересы населения и принимает решения от его имени;
2. глава муниципального образования – высшее должностное лицо, которое избирается либо представительным органом из числа депутатов, либо непосредственно населением;
3. местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, во главе которого находится глава муниципального образования или лицо, назначенное представительным органом по контракту;
4. контрольно-счетный орган, для осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Хоть избирательная комиссия и является муниципальным органом, однако, она не всходит в общую структуру органов местного самоуправления, так как не обладает полномочиями решать вопросы местного значения. Она организует и проводит государственные и муниципальные выборы, голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, и местные референдумы.
Рисунок 1. Схема системы органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Данный закон в статье 34 говорит о том, что в структуре органов местного самоуправления является обязательным наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных этим законом [3].
В муниципальном образовании Кореновский район проводятся муниципальные выборы только депутатов представительного органа – Совета муниципального образования Кореновский район. На данный момент должность главы администрации муниципального образования Кореновский район (или глава муниципального образования Кореновский район) является не выборной, так как были внесены изменения в федеральных законах касательно ее замещения. В Краснодарском крае теперь признается следующая форма назначения на этот пост: «представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса» [4]. Но на последние трое проведенных муниципальных выборов двое из них приходятся именно выборы главы муниципального образования.
В период с 2011 по 2017 год на территории муниципального образования Кореновский район прошли выборы главы муниципального образования Кореновский район 13 марта 2011 года и 12 октября 2012 года, а также и выборы депутатов Совета муниципального образования Кореновский район шестого созыва 13 сентября 2015 года.
Эффективность организации и проведения этих муниципальных выборов представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Эффективность организации и проведения муниципальных выборов в муниципальном образовании Кореновский район по последним трем выборам [4]
Показатель |
Муниципальные выборы 2011 года |
Муниципальные выборы 2012 года |
Муниципальные выборы 2015 года |
Дата объявления |
13.12.2010 |
18.08.2012 |
18.06.2015 |
Дата голосования |
13.03.2011 |
14.10.2012 |
13.09.2015 |
Число кандидатов, всего из них |
8 |
6 |
20 |
самовыдвижение |
5 |
2 |
0 |
выдвижение избирательным объединением |
3 |
4 |
20 |
Тип выборов |
выборы главы муниципального образования |
выборы главы муниципального образования |
выборы депутатов Совета |
Характер выборов |
очередные |
досрочные |
очередные |
Бюджет, тыс руб |
2900 |
2950 |
3000 |
Финансирование |
за счет средств местного бюджета |
за счет средств местного бюджета |
за счет средств местного бюджета |
Количество комиссий, всего из них: |
54 |
57 |
58 |
территориальных избирательных комиссий |
1 |
1 |
1 |
участковых избирательных комиссий |
53 |
56 |
57 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что за последние муниципальные выборы увеличилось количество избирательных комиссий, организующих и проводящих и – появилось 4 новые участковые избирательные комиссии. Финансирование проводилось из средств местного бюджета ввиду своей принадлежности выборов к муниципальному уровню. Во всех рассмотренных выборах в муниципальном образовании Кореновский район сумма выделенных и затраченных средств из местного бюджета равна, что означает сбалансированность в распределении денежных средств. В 2012 году были проведены досрочные выборы главы муниципального образования, так как предыдущий в соответствии с пунктом 1 статьи 31 устава муниципального образования Кореновский район ушел в отставку по собственному желанию [2].
Территориальная избирательная комиссия Кореновская, а также иные органы власти муниципального образования в установленные законодательством сроки проводила все необходимые процедуры по организации и проведению муниципальных выборов.
Во время выборов была использована мажоритарная система избрания.
Проанализировав данные таблицы и сопоставив их с изменениями в законодательстве о выборах, можно сказать, что новая система поступления на должность главы администрации муниципального образования приведет к значительному сокращению затрат бюджета муниципального образования.