Статья:

Проблемное обучение грамматике английского языка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Борисова Л.С., Иевлева И.Ю. Проблемное обучение грамматике английского языка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 9(30). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/30/35407 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемное обучение грамматике английского языка

Борисова Любовь Сергеевна
магистрант, Брянский Государственный Университет, РФ, г. Брянск
Иевлева Ирина Юрьевна
канд. филол. наук, Брянский Государственный Университет, РФ, г. Брянск

 

«Чтобы совершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем заучивать»

Р.Декарт

 

Этот мудрый афоризм очень точно отображает наш XXI век. Современная действительность требует от нас именно размышлений,  нахождения самостоятельных решений различных неординарных задач. Но этому нельзя научиться сразу, это приходит к нам с приобретением новых знаний, новых умений. Наиболее успешно эту задачу решает проблемное обучение, которое помогает учащимся понять, как самостоятельно находить новые знания, используя те, которые они уже приобрели [5, с. 297].

Проблемное обучение как «целостная система» основывается на теоретических положениях  Дж. Дьюи, исследованиях Вюрцбургской школы  О. Зельца (конец ХIX – начало ХХ века). В нашей стране продолжали работу в этом направлении  С.Л.Рубинштейн, А. М. Матюшкин и др. В 70-80-х годах    В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения [4, с.6].

Смысл проблемного метода обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемых. Активизация познавательной деятельности учащихся, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель вовлекает учащихся в активный процесс доказательства и обоснования проблемы. Итак, сегодня под проблемным обучением понимается  обучение, при котором учитель не дает учащимся знания в готовом виде, а создает проблемную ситуацию, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся,  организует деятельность учащихся в решении этой проблемы, благодаря чему они могут прийти к открытию новых знаний [3].

За последнее время значительно изменилось значение иностранного языка в обществе. Знание иностранных языков стало незаменимым в современных условиях. Радикальное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке процесса обучения иностранному языку. В связи с этим в последнее десятилетие теория проблемного обучения иностранному языку развивается и применяется более активно.

Содержание обучения в проблемном подходе определяется через учебные проблемы. Проблема – это противоречие в реальной действительности, а учебная проблема (задание) – противоречие в учебной действительности. Проблема реализуется через проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – это создаваемая преподавателем учебно–речевая ситуация, содержащая проблему для решения и неизвестное средство, способы или предмет речевой деятельности, Существенно, что «при построении проблемных ситуаций для обучения иностранному языку необходимо учитывать его специфику как учебного предмета в контексте личностно- деятельностного подхода» [4, с. 21].

Проблемный подход в обучении иностранному языку всегда применялся на разных уровнях образовательной системы и для изучения различных направленностей языка: лексической, грамматической и фонетической. В данной статье будет раскрыта суть применения проблемного метода обучения при изучении грамматического строя английского языка.

Понятие «грамматика» (греч. Grammatike) первоначально означало «искусство чтения и письма». Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма [1, c.133]. Например, из экспериментальных исследований известно, что «от общего количества информации, заключённой в печатном тексте, 50% приходится на грамматику» [2, c.95].

Итак, при работе с грамматикой проводится сопоставление грамматических структур на уровне иностранного языка и структур иностранного и родного языка по системе "новое, интересное, трудное". [2, с. 65]

По мнению Е.А. Хохловой, иерархия учебных проблем при обучении грамматике иностранного языка строится на основе того, что один или несколько компонентов грамматического явления: форма, значение, употребление –  неизвестны учащимся или не совпадают в родном и иностранном языках. Это и позволяет выделить три уровня иерархии. На первом уровне – один компонент грамматического явления неизвестен, на втором уровне – два компонента неизвестны, на третьем уровне – три компонента неизвестны, т.е. чем больше неизвестных компонентов, тем выше уровень проблемности учебных задач [6, c.134].

Иерархия учебных проблем в обучении грамматике иностранного языка, представленная ниже, строится  на основе известных/неизвестных компонентов грамматического явления: форма, значение, употребление («+» отмечены известные компоненты,   «-» –  неизвестные компоненты).

Таблица. 1.

Иерархия учебных проблем по Е.А.Хохловой

компоненты

грамматического

явления

уровни

проблемности

форма

значение

употребление

I

-

+

+

+

-

+

+

+

-

II

-

-

+

-

+

_

+

-

-

III

-

-

-

 

Ограничиваясь рамками одной статьи, рассмотрим первый уровень, где  неизвестен один компонент.

1. Проанализируйте данные структуры

Present Simple

Past Simple

I play football

They like the film

I  ?  football yesterday

They  ?  the film yesterday

 

2.Выявите неизвестную форму

Данная учебная проблема с неизвестной формой Past Simple создается на известном значении и употреблении Present Simple.

Вторым примером может служить задание на самостоятельное выявление правил употребления the Past Continuous Tense после объяснения способа образования данной видо-временной формы:

1. Прочитайте и сравните, в каких случаях употребляется  the Past Continuous Tense

Время

Пример

Перевод

Past Indefinite Tense

He played tennis yesterday.

He read this book 3 weeks ago.
 

Он играл в теннис вчера.

 

Он прочел эту книгу 3 недели назад.

Past Continuous Tense

He was playing tennis at 4 o'clock yesterday. 

When I came he was reading a book. 

Он играл в теннис в 4 часа вчера.

 

Когда я пришел, он читал книгу.

 

2. Найдите указатели времени — наречия и словосочетания, обозначающие время действия и чаще всего употребляющиеся с определённой формой глагола.

3. Проанализируйте и составьте формулу каждого из времени.

4. Сформулируйте правила образования прошедших времен, обоснуйте их.

5. Спрогнозируйте случаи употребления данной формы.

Важным фактором при использовании проблемного обучения является то, что в проблемном обучении усваиваются не только знания, но и процесс получения знаний и способ их применения, а при традиционном обучении знания запоминаются и воспроизводятся учащимися. Несмотря на значительное отличие проблемного и традиционного обучения, необходимо их рациональное сочетание и дифференцированный приём в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

При использовании на практике проблемного обучения при изучении грамматики наблюдается значительное повышение познавательной активности учащихся, т.к. учащиеся самостоятельно приходят к пониманию и осознанию новых грамматических правил. В то же время при использовании традиционного метода, т.е. объяснения учителя, в различных случаях может возникнуть вопрос «Почему?» А в процессе применения проблемного метода обучения учащиеся самостоятельно понимают все тонкости и вопрос «почему?» пропадает сам по себе.

Итак, проблемное обучение грамматике английского языка дает возможность учащимся не только освоить данный аспект языка, но и понять, как это можно делать самостоятельно.

Кроме того, данный подход при обучении грамматике способствует более легкому усвоению материала.

Учащимся не нужно заучивать материал, так как они его понимают в процессе самостоятельной работы и самостоятельного мини-исследования учебной проблемной задачи. Иными словами, учащиеся без помощи учителя, используя лишь собственные силы и знания, проходят путь от незнания к знанию различных тонкостей грамматики английского языка.

 

Список литературы:
1. Витлин Ж.Л. " Современные проблемы обучения грамматике ИЯ" // ИЯШ.-2000.-№5
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: «Академия», 2009.  - 334 с.
3. Горева И.В. Технология проблемного обучения как средство активизации учебной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/596227/].
4. Ковалевская  Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: монография. М.: МНПИ,1999.  - 119 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад [и др.] – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
6. Хохлова  Е.А.  Учебная проблема в проблемном обучении (на материале обучения грамматике иностранного языка): автореферат. – Бийск: Изд–во Бийского пед. гос. ун-та, 2005.