Статья:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ВАЖНОСТЬ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Брыкова О.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ВАЖНОСТЬ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 35(302). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/302/154298 (дата обращения: 11.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВИЗАЦИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ВАЖНОСТЬ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Брыкова Ольга Алексеевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула
Мелешко Елена Дмитриевна
научный руководитель, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В данной статье рассматривается музей в образовательном учреждении и его цифровизация. Музей является важной частью образовательно процесса, т.к. школьники и студенты принимают активное участие в создании выставок и экспозиций. Зачастую, выставки посвящены истории родного края и Великой Отечественной войне, следовательно, поиск и обработка информации, направлены на развитие гражданственности и патриотизма. К тому же, большинство музеев переходят и в цифровой формат с учетом развития информационных технологий. В музейно-образовательной сфере активно используются цифровые технологии, повышая популярность школьного музея, как явления.

 

Ключевые слова: школьный музей, интернет-технологии, гражданско-патриотическое воспитание.

 

Школьный музей, как явление, возник в XIX веке. Черник В.Э. пишет, что «история отечественного образования изначально неотрывна от деятельности музеев. Уже 8 сентября 1802г. появился манифест об учреждении в России Министерства народного просвещения. В его седьмом параграфе говорилось, что в круг ведомства министерства входят помимо прочего «натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук быть могут» [4, с. 43].

В 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев из-за развития краеведения. Конечно, в истории нашей страны наблюдались как периоды активного подъема и интереса к музейной тематике в школе, так и спады.

В настоящий период времени музей не пользуются популярностью, большинство учащихся уже не обращают внимания на информацию, содержащую историю нашей страны. Почему же так происходит и что вообще из себя представляет школьный музей в данный момент?

Сейчас это понятие определяется немного по-другому. Например, Галкина Т.В. дает следующее определение: музей — это государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния [1, с. 7].

Музей является неотъемлемой частью изучения истории родного края, своей страны. Помимо развития образовательных навыков, важна еще и коммуникативная деятельность, и исследовательская работа учеников, творческие способности и развитие нравственных ценностей.

В школьном музее, как и во всех других, существует экспозиция, которая отражает определенный исторический аспект или период истории. В основном, в образовательных учреждениях экспозиции посвящены истории школы/колледжа непосредственно и событиям Великой Отечественной Войны.

Для функционирования выставок нужно обновление информации, ее корректировка. В этом активное участие принимают учащиеся. Они ищут информацию, сортируют ее и представляют. Естественно, опираясь на опыт и материалы предыдущих экспозиций. Самую разнообразную информацию можно найти в Интернете. Ученики, пользуясь всеми техническими и информационными возможностями, дополняют музейную информацию и ищут новую.

Зачем же это нужно студентам и для чего это преподавателю? Во-первых, у обучающихся развивается умение получать информацию из различных источников и, к тому же, ориентироваться в ней. Во-вторых, изучая самостоятельно весь материал, ученики проникаются историей своего края и историей своей страны, а, как следствие, развивается патриотизм и гражданственность. Последний аспект необходим учителю истории, который в процессе преподавания своего предмета должен донести до учащихся важность гражданско-патриотического аспекта.

В гражданско-патриотическом воспитании студентов и школьников в музейной среде можно отметить следующие направления деятельности:

— поисково-собирательная работа (экспедиции, работа с книгами и документами, работа с письмами участников военных действий и детей войны, встречи с ветеранами, опросы, интервью);

—экспозиционно-оформительская (организация выставок, оформление экспонатов школьного музея);

— исследовательская работа;

— проектная работа;

— образовательная деятельность (лекция, квест, викторина, урок в музее);

— экскурсионная работа (проведение экскурсий);

— военно-историческая и театрализованная реконструкция;

— участие в социально значимых проектах (благотворительные акции, охранные и восстановительные мероприятия по содержанию памятников);

— обсуждение и дискуссии литературных произведений и кинофильмов, пропагандирующих любовь к родине, гражданскую позицию героев. [3, с. 51].

Однако, с развитием информационных технологий, прогрессирует и музейная деятельность. Возможности расширяются и цифровизация проникает во все поле деятельности образовательного учреждения. К тому же, интерактивность повышает заинтересованность учащихся. В некоторых школах и других учебных заведениях создается цифровой музей, где экспонаты и выставки перенесены в электронный формат. Существуют интерактивные музеи, где активно используются нейросети, для оживления фотографий, тесты и архивы в электронном формате. Как одной из форм цифровизации музея можно также считать размещение информации на сайте школы/колледжа и добавление дополнительной вкладки. На сегодняшний день, у всех образовательных учреждений, помимо сайта, существуют также социальные сети, где также размещается информация и рассказывается о музейной деятельности, об экспонатах, где есть альбомы и различные фото- и видеоматериалы с экспозициями музея.

Одной из форм использования интернет-технологий, можно считать создание виртуальных туров по музею. Экскурсии проходят в онлайн-формате, которые также снимают и создают учащиеся, используя самые современные ресурсы – оцифровку, сканирование, 3D-технологии и нейросети. Виртуальный тур — это интерактивный виртуальный проект, презентация с эффектом присутствия, созданная на основе 3D панорам 360 или 3D визуализации. Тур состоит из одной и более 3D панорам, связанных между собой ссылками-переходами. [2, с.100].

Благодаря использованию цифровых технологий, создаются интересные исторические экскурсии, можно проводить онлайн-уроки и различные мероприятия патриотической направленности. К тому же, музейная деятельность становится гораздо интереснее и доступнее для учащихся, возможно вовлечение гораздо большего количества людей, как посетителей, так и самих создателей выставок и экспозиций.

 

Список литературы:
1. Галкина Т.В. Краткий словарь музейных терминов. / Галкина Т.В., Петунина О.О. - Томск. Издательство ТГПУ. 2004. - 16 с. (дата обращения: 12.10.2024)
2. Зайцева М. А., Лысак А. П., Дорофеев С. Ю. Технология создания виртуальных интерактивных туров RUBIUS 3DTourKit // Известия Томского политехнического университета. – 2010. – Т. 317. – № 5. – С. 97–102. (дата обращения: 12.10.2024)
3. Туранова Л.М. Возможности применения интернет-сервисов и технологий в формировании цифровой среды школьного музея для решения задач гражданско-патриотического воспитания обучающихся / Л.М. Туранова, Е.С. Погодина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №6 (132) . — URL: https://research-journal.org/archive/6-132-2023-june/10.23670/IRJ.2023.132.122 (дата обращения: 12.10.2024)
4. Черник В.Э. Музей в системе подготовки учителя. // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. с. 43-45. (дата обращения: 12.10.2024)