ЦИФРОВИЗАЦИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ВАЖНОСТЬ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ВАЖНОСТЬ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается музей в образовательном учреждении и его цифровизация. Музей является важной частью образовательно процесса, т.к. школьники и студенты принимают активное участие в создании выставок и экспозиций. Зачастую, выставки посвящены истории родного края и Великой Отечественной войне, следовательно, поиск и обработка информации, направлены на развитие гражданственности и патриотизма. К тому же, большинство музеев переходят и в цифровой формат с учетом развития информационных технологий. В музейно-образовательной сфере активно используются цифровые технологии, повышая популярность школьного музея, как явления.
Ключевые слова: школьный музей, интернет-технологии, гражданско-патриотическое воспитание.
Школьный музей, как явление, возник в XIX веке. Черник В.Э. пишет, что «история отечественного образования изначально неотрывна от деятельности музеев. Уже 8 сентября 1802г. появился манифест об учреждении в России Министерства народного просвещения. В его седьмом параграфе говорилось, что в круг ведомства министерства входят помимо прочего «натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук быть могут» [4, с. 43].
В 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев из-за развития краеведения. Конечно, в истории нашей страны наблюдались как периоды активного подъема и интереса к музейной тематике в школе, так и спады.
В настоящий период времени музей не пользуются популярностью, большинство учащихся уже не обращают внимания на информацию, содержащую историю нашей страны. Почему же так происходит и что вообще из себя представляет школьный музей в данный момент?
Сейчас это понятие определяется немного по-другому. Например, Галкина Т.В. дает следующее определение: музей — это государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния [1, с. 7].
Музей является неотъемлемой частью изучения истории родного края, своей страны. Помимо развития образовательных навыков, важна еще и коммуникативная деятельность, и исследовательская работа учеников, творческие способности и развитие нравственных ценностей.
В школьном музее, как и во всех других, существует экспозиция, которая отражает определенный исторический аспект или период истории. В основном, в образовательных учреждениях экспозиции посвящены истории школы/колледжа непосредственно и событиям Великой Отечественной Войны.
Для функционирования выставок нужно обновление информации, ее корректировка. В этом активное участие принимают учащиеся. Они ищут информацию, сортируют ее и представляют. Естественно, опираясь на опыт и материалы предыдущих экспозиций. Самую разнообразную информацию можно найти в Интернете. Ученики, пользуясь всеми техническими и информационными возможностями, дополняют музейную информацию и ищут новую.
Зачем же это нужно студентам и для чего это преподавателю? Во-первых, у обучающихся развивается умение получать информацию из различных источников и, к тому же, ориентироваться в ней. Во-вторых, изучая самостоятельно весь материал, ученики проникаются историей своего края и историей своей страны, а, как следствие, развивается патриотизм и гражданственность. Последний аспект необходим учителю истории, который в процессе преподавания своего предмета должен донести до учащихся важность гражданско-патриотического аспекта.
В гражданско-патриотическом воспитании студентов и школьников в музейной среде можно отметить следующие направления деятельности:
— поисково-собирательная работа (экспедиции, работа с книгами и документами, работа с письмами участников военных действий и детей войны, встречи с ветеранами, опросы, интервью);
—экспозиционно-оформительская (организация выставок, оформление экспонатов школьного музея);
— исследовательская работа;
— проектная работа;
— образовательная деятельность (лекция, квест, викторина, урок в музее);
— экскурсионная работа (проведение экскурсий);
— военно-историческая и театрализованная реконструкция;
— участие в социально значимых проектах (благотворительные акции, охранные и восстановительные мероприятия по содержанию памятников);
— обсуждение и дискуссии литературных произведений и кинофильмов, пропагандирующих любовь к родине, гражданскую позицию героев. [3, с. 51].
Однако, с развитием информационных технологий, прогрессирует и музейная деятельность. Возможности расширяются и цифровизация проникает во все поле деятельности образовательного учреждения. К тому же, интерактивность повышает заинтересованность учащихся. В некоторых школах и других учебных заведениях создается цифровой музей, где экспонаты и выставки перенесены в электронный формат. Существуют интерактивные музеи, где активно используются нейросети, для оживления фотографий, тесты и архивы в электронном формате. Как одной из форм цифровизации музея можно также считать размещение информации на сайте школы/колледжа и добавление дополнительной вкладки. На сегодняшний день, у всех образовательных учреждений, помимо сайта, существуют также социальные сети, где также размещается информация и рассказывается о музейной деятельности, об экспонатах, где есть альбомы и различные фото- и видеоматериалы с экспозициями музея.
Одной из форм использования интернет-технологий, можно считать создание виртуальных туров по музею. Экскурсии проходят в онлайн-формате, которые также снимают и создают учащиеся, используя самые современные ресурсы – оцифровку, сканирование, 3D-технологии и нейросети. Виртуальный тур — это интерактивный виртуальный проект, презентация с эффектом присутствия, созданная на основе 3D панорам 360 или 3D визуализации. Тур состоит из одной и более 3D панорам, связанных между собой ссылками-переходами. [2, с.100].
Благодаря использованию цифровых технологий, создаются интересные исторические экскурсии, можно проводить онлайн-уроки и различные мероприятия патриотической направленности. К тому же, музейная деятельность становится гораздо интереснее и доступнее для учащихся, возможно вовлечение гораздо большего количества людей, как посетителей, так и самих создателей выставок и экспозиций.